Россия богата природными и людскими ресурсами, насыщена атомными электростанциями и военными объектами. Все это представляет несомненный интерес ряда сильных в военном отношении государств мира. События последнего десятилетия подтверждают тот факт, что некоторые страны пытаются решать экономические и политические задачи военным путем. Результаты бомбардировок Югославии и военные операции в Ираке свидетельствуют об усилении опасной тенденции приемлемости применения сил в отношении отдельных целей, объявляемых зонами нарушения прав человека. Противостояние может привести к войне с активным применением ракетно-бомбовых ударов. В этом случае, в ходе широкомасштабных боевых действий может образоваться множество очагов химического, биологического и комбинированного поражения. Таким образом, остаётся значительным риск возникновения на территории России чрезвычайных ситуаций военного характера.
Система гражданской обороны России была создана на базе местной противовоздушной обороны, которая существовала с 1932 по 1961 гг. 4 октября 1932 г. Совет народных комиссаров утвердил положение о противовоздушной обороне территории СССР. Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации местной противовоздушной обороны СССР. Были определены цели, задачи и организационная структура МПВО, которая стала предшественницей гражданской обороны.
В 1993 г. Россия стала полноправным членом международной организации гражданской обороны, созданной в 1972 г. В нее входит 51 государство в качестве полноправного члена и 7 государств, имеющих статус страны-наблюдателя. Сегодня в России государственную политику в области гражданской обороны осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям.
«На современном этапе гражданская оборона – это встроенная система общегосударственных мероприятий, направленных на защиту населения, культурных и материальных ценностей от опасностей, возникающих в военное время и от чрезвычайных ситуаций мирного времени».
Основные тенденции развития гражданской обороны, ее доктрину на начало XXI века можно было бы сформулировать так: максимальное сохранение имеющегося потенциала, адаптация к новым военно-политическим и социально-экономическим условиям, создание возможностей для последовательного оперативного развертывания сил и средств в короткие сроки и до необходимого уровня. Гибкая стратегическая и оперативное реагирование на изменение обстановки.