Тезисы доклада Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-лейтенанта внутренней службы Б.А. Борзова
«Работа по совершенствованию надзорной деятельности в системе МЧС России в современных условиях»
Уважаемые участники Всероссийского сбора!
В Министерстве спланирован и реализуется комплекс мероприятий направленных на повышение результативности и оптимизации контрольно-надзорных функций.
В последние годы проведена значительная работа в области совершенствования государственных надзоров, повышения их роли в современных условиях. Введены инновационные формы и методы осуществления проверок.
Сегодня основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности критически важных объектов для национальной безопасности страны, объектов системы социальной защиты населения, здравоохранения и образования, учреждений с массовым пребыванием людей.
Организованы и проводятся проверки органов местного самоуправления с неблагоприятной противопожарной обстановкой.
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проверяются федеральные органы исполнительной власти и организации, входящие в состав функциональных подсистем РСЧС, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также потенциально опасные и критически важные объекты.
Указанные объекты защиты в первоочередном порядке включаются в годовые планы проверок.
Вместе с тем, в декабрьском послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации вновь сформулированы приоритеты в данном направлении, а именно:
необходимо максимально снять ограничения с бизнеса, избавить его от навязчивого надзора и контроля;
каждая проверка должна стать публичной;
применять риско-ориентированные подходы;
предусмотреть для малого бизнеса с надёжной репутацией "надзорные каникулы".
В этой связи нами подготовлен проект Концепции основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России.
Обеспечение защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и пожаров является одной из основных задач Министерства. На протяжении последних лет отмечается устойчивая позитивная динамика в обстановке с чрезвычайными ситуациями и пожарами. За прошлый год пожаров, имевших серьёзные последствия и общественный резонанс, на объектах образования, здравоохранения, социальной защиты и объектах с массовым пребыванием людей, не допущено. Всё это является результатом скоординированной работы всех звеньев РСЧС.
Наибольшее количество случаев пожаров, гибели и травматизма людей зарегистрировано в жилом секторе, как правило, по причине неосторожного обращения с огнем. В этой связи всем нам необходимо кардинально изменить работу по пропаганде пожаробезопасного поведения граждан на производстве, в быту и в местах отдыха, в том числе путём совершенствования существующего механизма осуществления надзорной деятельности и повышения доли профилактической работы.
Положительная динамика по пожарам и гибели при них людей наблюдается во всех федеральных округах, Республике Крым, в городах Москве и Севастополе.
Докладывая об этом, прошу и далее уделять этим вопросам первостепенное внимание.
Продолжена работа по формированию нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С целью установления однотипных механизмов регулирования экономики, в том числе выработке единой технической политики в области пожарной безопасности разработан проект Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».
Изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации о защите прав юридических лиц, а также в области пожарной безопасности позволили добиться существенного снижения уровня администрирования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также муниципальных органов власти, устранить устаревшие и избыточные требования, учесть современные инновационные разработки по вопросам противопожарной защиты, а так же сократить на 35% количество плановых проверок.
В истекший период принят ряд организационных решений по улучшению качества предоставления государственных услуг и выполнения функций, в том числе по лицензированию в области пожарной безопасности и осуществлению межведомственного электронного взаимодействия.
В настоящее время 5 государственных функций и
5 государственных услуг опубликованы на Едином портале государственных услуг (ГОСУСЛУГИ.РУ).
В целях обеспечения, для потребителей, возможности представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных услуг разработаны сервисы для обработки заявок и утверждены их интерактивные формы.
Разработаны WEB-сервисы, обеспечивающие обмен данными в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия для входящих запросов (при предоставлении лицензий на образовательную деятельность и деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и для исходящих запросов (в рамках оказания госуслуг по лицензированию и получению инфрмации у Федерального Казначейства, ФНС, РосРеестра).
Всего в 2014 году в рамках межведомственного электронного взаимодействия с Рособрнадзором («Лицензирование образовательной деятельности») и Росалкогольрегулированием при предоставлении государственной услуги («Лицензирование деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции») обработано более 6 тысяч запросов и заключений органов ГПН. При предоставлении государственных услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности в Федеральную налоговую службу и Федеральное казначейство направлено более 18 тысяч запросов.
В целях ведения базовых государственных информационных ресурсов разработан электронный сервис предоставления сведений из реестра заключений по независимой оценке пожарного риска.
В августе 2014 года в силу вступили изменения, внесенные в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 года № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектам защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
Созданы предпосылки для внедрения таких форм подтверждения соответствия, как декларирование и аудит.
Правом декларирования уже воспользовалось более полумиллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Аудит даёт право собственнику привлечь независимых экспертов для выбора наиболее приемлемого варианта защиты объекта с учётом уровня его потенциальной опасности и своих экономических возможностей. Регистрация заключений нашими подразделениями осуществляется с использованием государственного портала ГОСУСЛУГИ.РУ.
По итогам прошлого года более 16 тысяч хозяйствующих субъектов подтвердили соблюдение требований пожарной безопасности путем проведения независимой оценки пожарного риска, являющейся альтернативой проведения государственного надзора.
По нашему мнению это серьезный прорыв в деле обеспечения пожарной безопасности, результаты которого необходимо учитывать в рамках организации предстоящих проверок и при их планировании.
Считаю, что работу по совершенствованию законодательства в области комплексной безопасности необходимо продолжать, учитывая современные требования и подходы.
С целью упрощения процедуры для соискателей лицензии
с 2014 года полномочия по осуществлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений переданы в главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Всего за 2014 год юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставлено 5728 лицензий (в 569 случаях отказано в предоставлении).
Следует признать, и то, что одной из передовых форм работы надзорных органов МЧС России является привлечение для участия в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях представителей общественных организаций.
Кроме того, в случаях выявления правонарушений, не связанных с угрозой причинения вреда людям, и совершенных впервые, назначаются наказания исключительно в виде предупреждения, либо объявляется устное замечание, что не противоречит действующему законодательству.
При этом в обязательном порядке учитывается реальная возможность привлекаемых к ответственности лиц устранить выявленные нарушения.
Этим мы полностью исключаем так называемую «гонку за показателями», когда зачастую работу надзорных органов оценивали по количеству проведенных проверок и составленных протоколов.
В результате при общей положительной динамике снижения количества пожаров и их последствий, число привлеченных к ответственности физических и юридических лиц уменьшается, число проверок сокращается, а уровень выполнения предписаний об устранении выявленных нарушений вырастает.
Повторюсь, что на этом фоне особое значение приобретает профилактическая деятельность, в части обучения и встреч с населением, проведение практических и методических занятий по эвакуации, инструктажей по соблюдению мер пожарной безопасности, работа со средствами массовой информации, добровольчеством и детьми.
Прошу Ваше внимание обратить на организацию обучения учащихся образовательных учреждений действиям в случае чрезвычайной ситуации, получения ими навыков оказания помощи пострадавшим, профессиональной ориентации, а также пропаганды здорового образа жизни.
В целях повышения уровня и единого подхода к организации пропаганды основ обеспечения жизнедеятельности среди различных слоев населения по вопросам комплексной безопасности проводится работа по созданию координационного совета.
В этой связи особую значимость приобретает взаимодействие Министерства с представителями различных общественных организаций и институтом уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Ранее, признавая необходимость повышения результативности деятельности государства по обеспечению защиты прав и законных интересов предпринимателей, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков и Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титов заключили соглашение о взаимодействии. Такие же соглашения были подписаны с общественными организациями «ОПОРА РОССИИ», РСПП и ДЕЛОВАЯ РОССИЯ.
В рамках реализации указанных соглашений активно применяется практика совместного рассмотрения обращений и заявлений предпринимателей о нарушениях их прав в сфере деятельности МЧС России, принимаются конкретные меры по снижению избыточного госрегулирования и восстановлению нарушенных законных прав, приведению объектов в безопасное состояние.
Продолжается совместная работа по подготовке информационных материалов, организации и проведению круглых столов, совещаний, конференций, семинарских занятий с руководителями малого и среднего бизнеса по вопросам действующего законодательства в области комплексной безопасности и снятию излишних административных барьеров.
Наряду с вышеизложенным на особом контроле находится работа по соблюдению законности среди сотрудников надзорных органов МЧС России.
Вместе с тем, в 2014 году в отношении 17 сотрудников
(АППГ – 26) возбуждено 18 (АППГ - 32) уголовных дел.
Должностные преступления совершены в 14-и субъектах Российской Федерации.
По-прежнему, основным видом должностных преступлений является получение взятки (72,2 %).
Мы открыто об этом говорим и в дальнейшем будем бескомпромиссно действовать по искоренению причин и условий, способствующих таким негативным проявлениям.
В заключении хочу акцентировать Ваше внимание на основных задачах и направлениях деятельности на предстоящий период:
Первое. Приоритетным остаётся плановый контроль за состоянием критически важных объектов, особо важных и режимных организаций, объектов жизнеобеспечения и культурного наследия народов России.
Второе. Определить основные критерии по организации риско-ориентированного подхода при осуществлении планирования и проведения мероприятий по контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности.
Третье. Утвердить Концепцию основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов МЧС России и организовать работу по её реализации на всех уровнях.
Четвёртое. В целях формирования практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайной ситуации или пожара перераспределить усилия на профилактическую работу, связанную с проведением обучения и информировании населения, работы с детьми, создание благоприятных условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Пятое. Дальнейшее развитие и пропаганда института декларирования и аудита, создание равных условий, как для аудиторов, так и для хозяйствующих субъектов.
Шестое. Продолжение работы по повышению уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам комплексной безопасности.
Седьмое. Продолжить работу по взаимодействию с органами местного самоуправления по реализации соглашений с советами муниципальных образований в части принятия взаимоприемлемых решений по вопросам комплексной безопасности.
Восьмое. Подготовить и провести необходимые процедуры для принятия технического регламента Таможенного союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», предусмотренных Решением Совета Евразийской экономической комиссии.
Считаю, что реализация вышеперечисленных задач поможет нам в нашей правоприменительной практике исходить из принципов объективности, открытости и гласности, а также работать более надежно и эффективно.
Спасибо за внимание!