Доклад «Итоги функционирования территориальной подсистемы Республики Северная Осетия-Алания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2017 году. Организация реагирования сил и средств при ограничении движения автотранспорта по Военно-Грузинской дороге и Транскавказской автомагистрали»
Доклад
«Итоги функционирования территориальной подсистемы Республики Северная Осетия-Алания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2017 году. Организация реагирования сил и средств при ограничении движения автотранспорта по Военно-Грузинской дороге и Транскавказской автомагистрали»
Уважаемый Владимир Андреевич!
Уважаемые участники Всероссийского сбора!
Республика Северная Осетия – Алания подвержена практически всему спектру рисков природного характера: землетрясениям, опасным гидрологическим явлениям, паводкам, природным пожарам, ураганам, селям и другим. Высокая концентрация промышленного производства в столице республики – в городе Владикавказе определяет его как территорию, где высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Основными рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, характерными для республики, являются снегодождевые паводки и природные пожары в весенне-летний период.
В 2017 году органы управления и силы территориальной подсистемы РСЧС отреагировали на 118 оперативных событий, 46 происшествий, в том числе две чрезвычайные ситуации природного характера.
При ликвидации последствий ЧС совместными усилиями органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС удалось в короткое время восстановить системы жизнеобеспечения населения, коммуникации, обеспечить работу социальных объектов, – главное, не допустить человеческих жертв. При прохождении весенне-летнего периода нами были учтены проблемные вопросы прошлых лет и реализован комплекс мероприятий по минимизации возможных последствий чрезвычайных ситуаций:
проведена проверка готовности к пропуску паводковых вод водохозяйственными объектами, гидротехническими сооружениями, а также объектов, которые могут оказать негативное влияние на качество водных ресурсов;
увеличена группировка добровольной пожарной охраны, которая сегодня состоит из 441 формирования общей численностью 6734 человека.
организовано более 2 тысяч тренировочных и учебных мероприятий для личного состава территориальной подсистемы РСЧС и членов добровольной пожарной охраны;
усовершенствована работа по обмену оперативной информацией между органами управления, в том числе на муниципальном уровне, и силами территориальной подсистемы РСЧС;
реализован комплекс противопаводковых работ. Объем выделенных финансовых средств на их проведение составил более 280 миллионов рублей.
В 2017 году на территории республики пожароопасный период в лесах установился со 2 марта и продолжился по 8 декабря. В зону высокой пожарной опасности вошли 4 населенных пункта с населением более 368 тысяч человек.
По итогам года зарегистрировано 276 техногенных пожаров, что на 7,6 процентов ниже показателя 2016 года. Сохранена динамика на снижение числа пострадавших и погибших на пожарах.
В целях минимизации возможных последствий чрезвычайных ситуаций органами исполнительной власти и органами местного самоуправления республики организовано и проведено 307 мероприятий, проведено 5 плановых и 4 внеплановых заседаний Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Итоги прохождения паводко- и пожароопасного периодов признаны удовлетворительными.
Во исполнение указов Президента Российской Федерации в рамках проводимой работы по созданию Комплексной системы экстренного оповещения населения в Северной Осетии определены 9 зон, в которые включены 42 населенных пункта. Город Владикавказ с прилегающими территориями подключен к системе КСЭОН в 2017 году. Разработана и согласована необходимая сметная документация для выполнения всего комплекса работ по введению системы КСЭОН на всей территории республики. Проведена подготовка руководящего состава органов управления и населения по порядку действий при автоматическом срабатывании КСЭОН.
В декабре 2017 года успешно прошли государственные (приемочные) испытания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Созданы центр обработки вызовов и узел обслуживания вызовов экстренных оперативных служб, проведена подготовка операторского состава. В 2018 году планируем ввести в постоянную эксплуатацию «Систему-112» на всей территории республики.
В рамках Года гражданской обороны и с целью дальнейшего формирования единых подходов к организации и ведению гражданской обороны проведено свыше 3 тысяч мероприятий с суммарным охватом более 600 тысяч человек. Завершена работа по корректировке Перечня организаций на территории республики, отнесённых к категориям по ГО. Утверждены республиканские планы мероприятий по реализации основ государственной политики в области гражданской обороны на период до 2030 года.
Отдельно хочется выделить реагирование органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС на оперативные события, происходящие на Военно-Грузинской дороге и Транскавказской автомагистрали.
На автодорогах имеются риски, связанные со сходом снежных лавин, селей и камнепадов, которые приводят к прекращению транспортного потока и скоплению автотранспортных средств в районе пункта пропуска «Верхний Ларс». Их число может достигать нескольких сотен, а режим ограничения длиться 30 дней и более. Согласно проведенному анализу за прошедшие пять лет Военно-Грузинская дорога закрывалась для проезда автотранспорта 97 раз, число оказавшихся в вынужденном «плену» людей превысило 15 тысяч человек.
Силами Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания ведется постоянный мониторинг состояния дорог, организовано взаимодействие с Департаментом по чрезвычайным ситуациям и дорожной полицией при МВД Республики Грузия. Это позволяет в оперативном порядке принимать необходимые решения.
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, правительство и органы местного самоуправления республики во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания принимают все необходимые меры по первоочередному жизнеобеспечению водителей и пассажиров автотранспорта. В районы скопления автотранспорта незамедлительно направляются оперативные группы для контроля за обстановкой и силы экстренных служб, которые обеспечивают развертывание пунктов обогрева и питания людей, охрану общественного порядка и регулирование дорожного движения, информирование населения о ситуации, медицинскую, психологическую и другие виды помощи. Количество обратившихся за помощью порой достигает 150 и более человек в сутки, осуществляется миграционное сопровождение граждан иностранных государств.
Несмотря на все прилагаемые усилия остаются проблемы, связанные с покрытием расходов финансовых средств на мероприятия первоочередного жизнеобеспечения людей, большую часть которых, как правило, составляют граждане иностранных государств.
В этой связи уважаемый Владимир Андреевич, прошу оказать содействие в решении вопроса нормативного правового регулирования и финансового обеспечения мероприятий, реализуемых при ограничении движения по дорогам федерального значения в субъектах Российской Федерации, граничащих с иностранными государствами.
В завершение доклада от имени Главы и Правительства республики хочу выразить благодарность Вам, Владимир Андреевич, за постоянное заинтересованное внимание к Северной Осетии и всестороннюю поддержку усилий органов управления в решении задач по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Также хочется отметить слаженную, профессиональную работу Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания.
Спасибо за внимание! Доклад закончил!