Доклад заместителя председателя Правительства Амурской области Алексея Венглинского «Итоги деятельности Амурской областной территориальной подсистемы РСЧС в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 2017 году»
Уважаемый Владимир Андреевич!
Уважаемые участники сбора!
Слайд № 2
Подводя итоги деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за 2017 год следует отметить, что одной из ключевых целей деятельности любого государства на различных этапах его существования всегда были вопросы достижения безопасности проживающего на его территории населения, как в мирное, так и в военное время. Эти приоритеты сохраняются и сейчас.
Для территории Амурской области характерны циклические риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К данным рискам относятся аварии на потенциально-опасных объектах, объектах коммунальной инфраструктуры в зимний период, техногенные пожары, паводковые явления, природные пожары, ситуация с которыми обостряется в весенний и осенний периоды, а также многочисленные неблагоприятные и опасные климатические явления.
Слайд № 3
Проводимая Правительством области и органами местного самоуправления работа по обеспечению пожарной безопасности положительно повлияла на снижение количества пожаров и гибели людей на них, так с 2012 года и по настоящее время количество пожаров снизилось на 26%, количество погибших при пожарах людей – в 1,9 раза.
Слайд № 4
Подразделениями государственной противопожарной службы за 2017 год потушено 1249 пожаров (АППГ – 1349), спасено 110 человек (АППГ – 58).
Слайд № 5
За пожароопасный сезон текущего года на территории области зарегистрировано 332 природных пожара на общей площади 221 985 га (АППГ – 411 пожаров на площади 889 721 га), таким образом, в сравнении с 2016 годом количество природных пожаров снизилось на 19%, а пройденная ими площадь сократилась в 4 раза. Средняя площадь, пройденная огнем на один пожар, в 2017 году составила 669 га (АППГ – 2165), что в 3,2 раза меньше в сравнении с 2016 годом. В течение первых суток лесопожарной группировкой потушено 239 природных пожаров, что составляет 72% от общего числа (АППГ – 69 %).
Осенью 2016 года в рамках подготовки к пожароопасному сезону 2017 года были применены новые подходы к защите населенных пунктов от природных пожаров. В порядке приоритета основные усилия были сконцентрированы на приведение в пожаробезопасное состояние территорий внутри населенных пунктов и прилегающих к ним земель. Такой подход показал положительный результат и был продолжен в 2017 году.
Осенью 2017 года в период действия особого противопожарного режима заблаговременно проводилась работа по очистке опасных участков механическим (безогневым) способом. Проведение данных мероприятий позволило подготовить населенные пункты области к проведению профилактических отжигов в соответствии с заранее разработанными планирующими документами, которые были начаты с 10 октября.
Слайд № 6
Всего за осенний период проведены работы на 10613 опасных участках, включающих:
окашивание растительности внутри населенных пунктов – 7035 участков, на общей площади 3836,1 га;
создание минерализованных полос – 1256 участков общей протяженностью 3092,3 км;
проведение профилактических отжигов – 2136 участков на общей площади 217 065,02 га (АППГ – 156 670,8 га), что на 38% больше в сравнении с 2016 годом;
ликвидация несанкционированных свалок – 186 шт.
Слайд № 7
При проведении данных мероприятиях было задействовано около 1000 человек от подразделений противопожарной, поисково-спасательной служб области, федеральной противопожарной службы, а также силы и средства муниципальных образований, добровольной пожарной охраны, что позволило достичь роста всех показателей подготовки населенных пунктов в 2,5 раза по сравнению с аналогичными показателями прошлого года.
Проведенные мероприятия позволили в 2017 году:
обезопасить подступы к населенным пунктам, а так же территории внутри населенных пунктов, тем самым не допустив угроз возникновения массовых пожаров (2016 год – 73 угрозы);
не допустить перехода огня на населенные пункты с тяжелыми социальными последствиями (2016 год – переход огня на 2 населенных пункта);
высвободить значительные силы и средства противопожарной службы области и привлечь их для тушения природных пожаров.
Основной объем мероприятий по подготовке населенных пунктов к весеннему пожароопасному периоду 2018 года выполнен.
Слайд № 8
Обеспечение взаимодействия между различными органами власти и ведомствами, а также оперативное реагирование сил и средств областной подсистемы РСЧС осуществляла КЧС и ПБ при Правительстве области, всего в 2017 году проведено 35 заседаний.
Для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения в зимний период 2016-2017 годов Правительством области была налажена действенная система мониторинга состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства и обеспечено своевременное реагирование сил и средств на возникающие аварии. Это позволило не допустить достижения возникающих происшествий и аварий критериев чрезвычайных ситуаций. Данная работа продолжена в текущем отопительном периоде, мониторинг осуществляется работниками государственной противопожарной службы с охватом всех котельных.
В целях защиты населения и территорий от паводковых явлений в текущем году были спланированы и проведены мероприятия по снижению риска чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми явлениями:
в апреле и июле проведены переговоры представителей Амурской области с представителями Правительства города Хэйхэ Китайской Народной Республики по вопросам обеспечения безопасного прохождения паводков на р. Амур;
Слайд № 9
в апреле проведено обследование районов наиболее вероятного формирования ледовых заторов на реке Амур. Перед началом весеннего половодья выполнены мероприятия по ослаблению структуры льда на этих участках реки;
Слайд № 10
в марте-апреле проводилось обследование гидротехнических сооружений водохранилищ, оценивалась готовность муниципальных образований к ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями на гидротехнических сооружениях, затоплением территорий. Всего обследовано и проверено 35 гидротехнических сооружений, в том числе 20 действующих на малых водохранилищах области.
Выполненный комплекс превентивных мероприятий позволил обеспечить безаварийное прохождение паводка. Учитывая опыт 2016 года, в 2017 году Правительством области в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления проводилась работа по приведению систем водоотведения в населенных пунктах в состояние, обеспечивающее беспрепятственный отвод поверхностных вод. Результатами проведенной работы является отсутствие подтопленных населенных пунктов, в результате выпадения обильных осадков.
Слайд № 11
Отдельно хотелось бы остановиться на работе поисково-спасательного отряда Амурской области, спасателями которого впервые за всю историю существования отряда в текущем году проводились демонтажные работы высотных сооружений представляющих опасность для населения в п.г.т. Прогресс буровзрывным способом. В ходе данных работ спасатели приобрели новые опыт и навыки, а также в очередной раз доказали свой профессионализм.
Слайд № 12
За истекший период 2017 года спасатели области более 2800 раз выезжали для оказания помощи населению области, в том числе 1540 раз по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в ходе которых спасено 102 человека (АППГ – 147).
Слайд № 13
В целях реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 – 2017 годы» в текущем году:
завершен монтаж и пуско-наладочные работы по строительству программно-технического комплекса Центра обработки вызовов в г. Благовещенск;
сформирован сегмент системы 112 для приема вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» от населения г. Благовещенск;
набран и подготовлен штат операторов системы 112;
25.10.2017 завершены предварительные испытания сегмента 112 в г. Благовещенск;
на 2018 год Правительством области выделены бюджетные ассигнования в размере около 65 млн. рублей на поставку, монтаж и ввод в эксплуатацию программно-технических комплексов для оснащения резервного Центра обработки вызовов, центров обработки вызовов единых дежурно-диспетчерских служб и дежурно-диспетчерских служб в рамках создания и развития системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Проведенные мероприятия позволят обеспечить вызов экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Состояние и готовность сил и средств гражданской обороны, областной территориальной подсистемы РСЧС и её звеньев проверялись в ходе проведения командно-штабных учений, штабных и командно-штабных тренировок, а также в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В целом в 2017 году Амурская областная территориальная подсистема РСЧС обеспечила защиту населения и территории области от ЧС природного и техногенного характера.
Слайд № 14
Спасибо за внимание!