Центр экстренной психологической помощи - своеобразный спецназ, который одним из первых прибывает на место чрезвычайной ситуации, а работает еще и после того, как ЧС ликвидирована. Потому что оказывает психологическую помощью людям. О трудовых и боевых буднях мы поговорили с директором центра Юлией Сергеевной Шойгу. А поводом для встречи стал проект ЦЭПП МЧС России «Научись спасать жизнь!», который успешно реализуется уже более года.
ЗНАНИЯ - ПРОСТО И ДОСТУПНО
- Юлия Сергеевна, возникла идея обучающего проекта «Научись спасать жизнь!», и почему именно ваш центр занимается им?
- Трудно вспомнить, он возник эволюционным путем. Иногда мне кажется, что это произошло тогда, когда наш центр стал активно участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и мы увидели, насколько эти знания могут быть востребованы.
- Ну все равно - были же какие-то запоминающиеся этапы?
- Первая точка - это выпуск памяток о первой помощи и психологической поддержке. На самом деле такие практические пособия для населения существовали в разных видах. Мы решили актуализировать их, внести новые требования, упростить язык. Работу провели, результат нам понравился. Решили устроить презентацию. И договорились провести ее на физическом факультете МГУ - ведь студенческая аудитория наиболее открыта всему новому. По видеосвязи к нам присоединились представители регионов. И прозвучала новая идея - такие памятки хорошо бы перевести на языки народов России. И с этим тоже справились - брошюра уже издана на 40 языках и пользуются огромным спросом.
- На этом уже можно было бы остановиться - огромная работа!
- Нет, ведь возникла еще одна идея: что хорошо бы этот блок навыков включить в программу «Готов к труду и обороне». И теперь знания по первой помощи внесены в программу сдачи комплекса ГТО для детей и школьников. И вот в какой-то момент мы поняли, что всё, что мы отдельно в рамках такой популяризации первой помощи и психологической поддержки делаем, уже логично объединить в некую систему мероприятий и дать название. И это случилось в Казани в марте 2015-го, когда в рамках подготовки к чемпионату мира по водным видам спорта мы обучали волонтерские отряды. Тогда впервые и прозвучало слово «проект». Особая гордость - на него не было выделено ни копейки целевых денег. В основном все мероприятия осуществляются благодаря заинтересованности участников.
ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫХ БЛОКА
- Хочется узнать подробнее про систему мероприятий в рамках проекта.
- Всего - четыре блока. Первый - работа, связанная с нормативно-правовой деятельностью, приведение к единому стандарту всех вопросов, которые связаны с первой помощью. Над этим совместно с Минздравом работает межведомственная команда.
Второй блок - обеспечение максимальной доступности знаний для разных людей. Прежде всего это перевод пособий. Они передаются на различных мероприятиях в целевые аудитории, размещаются на сайте МЧС и сайтах главных управлений, включены в приложение «Мобильный спасатель».
Третий большой блок - популяризация и пропаганда знаний. К сожалению, у нас в стране не очень высокая грамотность по этому вопросу. В Великобританиипосчитали, что от неоказания первой помощи погибает не меньше людей, чем от онкологии. Это ужасно, ведь эти навыки абсолютно несложны, освоить их может каждый и довольно быстро. И чтобы донести это простое понимание до широкой аудитории, мы проводим большое количество презентаций, начиная от Госдумы, редакций СМИ, заканчивая вузами и школами. Ярким мероприятием в этом блоке, конечно, являются соревнования среди учащейся молодежи. Сначала было 12 команд со всей страны, а сейчас уже 280 из 74 регионов! Подумываем о профессиональной лиге.
Ну и, наконец, четвертый блок - самый сложный. Чем больше мы занимаемся проектом, тем больше осознаем проблемы с инфраструктурой обучения первой помощи. Взрослому человеку научиться бесплатно практически невозможно, но не факт, что и за деньги он получит качественную услугу. Если говорить о школьниках, то предмет преподается в разных классах по трем дисциплинам - физкультура, биология и ОБЖ. Преподается очень по-разному, учебники противоречат друг другу, а иногда и вообще даются вредные советы. Поэтому отдельной нашей задачей является привлечение внимания и способствование созданию такой инфраструктуры в разных регионах нашей страны.
РЕГИОНЫ - ЗА!
- Нужно сказать, что на уровне правительств разных субъектов очень большую заинтересованность проявляют регионы. Мы, как правило, предлагаем методическую помощь. Не только памятки, это и разработанные программы обучения, и учебная литература для тех людей, которые будут в дальнейшем преподавать в регионе. Уже довольно много субъектов присоединились к нам. Наверное, самая активная - это Тульская область. Очень активен Северный Кавказ - там участвуют практически все республики. Недавно провели мероприятия в двух регионах Сибири: Хакасии и Туве. Я очень рада, что мы столько союзников и соратников находим на этом пути.
- Юлия Сергеевна, ваше интервью прочтут неравнодушные люди - учителя, врачи, чиновники. И у них возникнет главный вопрос: как присоединиться к этой акции?
- Лучше всего будет обратиться к нам в центр по электронной почте или позвонить (см. «БУДЬ В КУРСЕ»). Мы всегда очень радуемся, когда такие запросы к нам поступают, и стараемся помогать, скажем так, реализовать те пожелания, которые возникают у тех или иных наших партнеров.
- Лишний раз напоминаем, что все это абсолютно бесплатно, ведь главная ценность МЧС - жизнь... Скажите, а существуют ли какие-то критерии проверки знаний по ее спасению?
- Есть экзамен. Вообще трехступенчатая система подготовки. Первый, самый высокий уровень - преподаватель. Он работает в специализированном учебном заведении и он может учить инструкторов, то есть вторую ступень. Время подготовки одного инструктора - 40 часов - рабочая неделя. Есть мнение, что инструктором по первой помощи должен быть обязательно медицинский работник. Но это миф!
И третья ступень - исполнитель. Любой человек, который может оказывать первую помощь. Когда мы обучаем инструкторов, конечно, всегда в конце этого обучения есть экзамен. Но самым главным является то, как инструкторы подготовили своих подопечных.
Не так давно в Санкт-Петербурге прошел форум по безопасности дорожного движения, в рамках которого мы обучили навыкам оказания первой помощи около 200 человек. А вели занятия как раз инструкторы, которые до этого были нами подготовлены. И прямо в рамках форума были приняты экзамены - все сдали блестяще! Это говорит о том, что и инструкторы хорошо выполнили свою работу.
НЕКОГДА ИТОГИ ПОДВОДИТЬ
- Существует ли статистика, сколько по стране людей уже вовлечены в проект?
- Мы все собираемся посчитать, но пока до этого руки не дошли. Каждую неделю появляются новые идеи и мероприятия. Мы совместно с Министерством здравоохранения наметили инвентаризацию. Собираемся в начале года понять, сколько сделано, сколько обучено инструкторов, насколько они применяют свои знания в повседневной практике.
- Есть ли на памяти примеры, когда простым людям пригодились те знания, которые они получили в рамках этого проекта?
- Отдельно тоже не ведем такую статистику. Но практически у каждого из участников этого проекта есть случаи, когда эти знания и навыки помогли. Либо себе, либо близким.
Как говорят наши коллеги из Минздрава, что как только обучишься, начинает казаться, что несчастных случаев вокруг очень много, потому что они буквально начинают попадаться на глаза. Мне кажется, это про то, что если раньше ты проходил и не знал, что делать, а когда ты знаешь, что делать, мимо равнодушно не пройдешь.
СКОРАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
- Если говорить о связи с психологическим центром, данные методички и программы учат оказывать первую помощь физически или психологически тоже?
- В объем первой помощи сейчас входит «психологическая поддержка». По сути, это система навыков, которые может освоить непрофессионал, чтобы, в том числе, и самому справиться с эмоциями в экстремальной ситуации. Либо помочь окружающим. Здесь не требуется оказывать полноценную помощь, достаточно успокоить человека, чтобы он не навредил себе и не мешал специальным службам оказывать помощь. Или чтобы поддержать его до приезда наших психологов.
- В ноябре сильно хочется грустить. Есть советы, как выйти из осенней депрессии?
- Сложно дать совет, который подойдет всем... Самое главное, чтобы не допустить депрессии и упадка сил, помнить, что все в наших руках. Ну и, конечно, больше двигаться, бывать на свежем воздухе. Давать себе физическую нагрузку. И не пренебрегать теми вещами, которые в жизни доставляют удовольствие. Для кого-то это встреча с друзьями, для кого-то поход в театр, для кого-то выход на природу.
ИНОСТРАНЦЫ ИСПОЛЬЗУЮТ НАШ ОПЫТ
- В заключение беседы - пару слов об организации, которую вы возглавляете. Насколько наш российский центр является особенным?
- У нас уникальная ситуация. Центру исполнилось в этом году 17 лет. Психологическая служба, в состав которой входит центр, являясь ее ядром, создана для решения двух основных задач.
Первая - работа с личным составом МЧС России. Решение проблемы обеспечения профессионального долголетия специалистов. Это неоригинальная задача - в силовых ведомствах накоплен большой опыт.
Вторая же задача оказалась достаточно новой: оказание экстренной психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. На тот момент готовых рецептов по тому, как действовать в такой ситуации, чего от психолога можно ждать, какие задачи может решать психолог в этой ситуации, не было. И в профессиональном психологическом мире шли большие споры о том, насколько это нужно и возможно. Я до сих пор считаю, что нам в этом смысле повезло, потому что у нас была ситуация, когда нам учиться было, по сути дела, не у кого. Приходилось на собственном опыте учиться и разрабатывать собственную технологию. Конечно, что-то мы адаптировали из классических профессиональных приемов, методов, которые в психологии известны давно. Но с поправкой на те обстоятельства, в которых эти методики могут применяться, - в условиях чрезвычайной ситуации. Наша служба одна из самых сильных в мире. И коллеги у нас многое заимствуют - например, в области работы с беженцами. У нас реально есть чему поучиться.
- Очень многие ребята и девчата сейчас мечтают стать спасателями, мечтают работать в системе МЧС. Давайте им расскажем, к чему готовиться.
- Если говорить о работе в нашем центре, то мы требуем высшее профессиональное образование, хорошее знание по специальности и, конечно, всегда обращаем внимание на ряд личностных качеств, которые человека сюда приводят. Ответственность, неравнодушие, активная жизненная позиция, умение довести начатое дело до конца. Найти способы решения проблемы, быть внимательным к мелочам, умение думать, в нестандартных ситуациях применять свои знания и навыки. Я думаю, те же личностные качества важны и для тех, кто хочет прийти на службу в МЧС.
Первое и основное, про что хотелось бы рассказать людям, которые думают об этом, нужно честно дать себе ответ, зачем человек хочет прийти в эту службу. У нас очень давно известное выражение: если человек идет совершать подвиг, то это не к нам. У нас очень ответственная, аккуратная работа. Это связано с тем, что в наших профессиях очень велика цена ошибки. А потому наша работа должна выполняться спокойно, хорошо и профессионально.
БУДЬ В КУРСЕ
Всю информацию по поводу участия в проекте «Научись спасать жизнь!» можно получить:
тел. +7 495 989 50 53, e-mail: 1aid_cepp@ma il.ru , сайт: allfirstaid.ru
Фото: Пресс-служба МЧС России
24 ноября в Центре экстренной психологической помощи МЧС России прошел VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства на звание лучшего психолога силовых структур «Сила души». В конкурсе боролись десять лучших специалистов страны, победившие в аналогичных состязаниях своих ведомств.
Победу в сложнейшей борьбе получила психолог Приволжского филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России Любовь Волкова (на фото - в центре).
Второе место заняла представительница Следственного комитета РФ, старший инспектор Главного управления криминалистики Юлия Михайлова из Москвы(на фото - справа). Третье место отдано Виолетте Крутовой из Севастополя, старшему инспектору отдела криминального сопровождения Крымского СК (на фото - слева).