В четверг, 27 октября, в Донбасс отправилась 57-я по счету автоколонна МЧС России с гуманитарной помoщью. Белые грузовики МЧС, которых уже более двух лет с теплом и надеждой встречают жители населенных пунктов Донбасса, везут продукты питания и медикаменты.
С августа 2014 года колонны МЧС в общей сложности преодолели расстояние в 170 тысяч км, чтобы предотвратить гуманитарную катастрофу на юго-востоке Украины.
О том, как формируются колонны, собирается гуманитарная помощь, кто ее распределяет и кто стал талисманом этой длительной гуманитарной миссии в интервью ТАСС рассказал начальник Ногинского спасательного центра МЧС России Александр Лекомцев.
- МЧС уже более двух лет оказывает гуманитарную помощь Донбассу, отправляя гуманитарные колонны. Как вы определяете потребности Луганска и Донецка?
- Доставка помощи осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства России. Но необходимость в той или иной помощи определяют органы власти Донецкой и Луганской областей. Только они знают, что им необходимо. Поэтому колонны МЧС везут те грузы, в которых действительно нуждается местное население. Перевозили электростанции и строительные материалы, которые были необходимы для ремонтно-восстановительных работ, доставляли огромное количество стекла, чтобы можно было восстановить тепловой контур поврежденных зданий, а также медикаменты. В основном в состав груза входят продукты питания – крупы, сахар, мука, детское питание, мясные и рыбные консервы. Перед Новым годом мы доставляли елки и новогодние подарки детям.
Конечно же, мы не забываем и о наших коллегах. Для пожарно-спасательных подразделений мы привозим экипировку, оборудование, пожарно-спасательные инструменты.
- Как формируется колонна? Это длительный процесс?
- Сначала в Ногинском спасательном центре формируются автотранспортные отряды из опытнейших водителей. На каждый автомобиль оформляется сопроводительный лист – накладная, которая содержит полное описание перевозимого груза по номенклатуре и весу. Все машины пломбируются.
Перед выходом нашей колонны из Ногинска проводятся плановые технические осмотры автомобилей, а водители-спасатели проходят инструктаж по требованиям безопасности и вождению в экстремальных условиях.
Колонна начинает движение с территории Ногинского спасательного центра рано утром - около четырех утра. До этого по уже ставшей доброй традиции устраиваются торжественные проводы участников гуманитарной операции. По пути в Ростовскую область конвой, как правило, совершает остановку в Воронеже, так как он расположен практически посередине пути между Москвой и Ростовом-на-Дону. До Воронежа колонна преодолевает около 530 км, поэтому во время таких остановок водители проводят профилактический осмотр машин, заправляют их горючим и имеют возможность отдохнуть и восстановить свои силы.
Движение в колонне на большое расстояние требует не только профессионализма и опыта, но и постоянного внимания за дорожной обстановкой. Во время движения ГИБДД МВД России и Главные управления областей, по чьей территории следует колонна, организуют ее беспрепятственное прохождение и сопровождение машин.
Вторая остановка уже в Ростовской области - на территории Донского спасательного центра, там, где и формируется сводная колонна МЧС. К автомобилям нашего центра присоединяются машины из других регионов. Общий путь до поселка Ковалевка из Ногинска составляется 1100 км.
За день до выхода из Донского спасательного центра все грузовые машины демонстрируют журналистам. По вашему желанию спасатели откроют абсолютно любую, без исключения машину. Вы сами можете увидеть содержимое грузовиков.
Процедура доставки гуманитарной помощи с нашей стороны абсолютно прозрачна, и это сделано для исключения различных домыслов о грузах.
Колонна отправляется из Ковалевки рано утром в назначенный день, в пути следования к государственной границе она делится на две: одна направляется в Донецк, а вторая - в Луганск.
В целом на подготовку сводной колонны МЧС уходит менее недели.
- Гуманитарную помощь где берете?
- В этой работе участвуют и регионы, и федеральные структуры. Большую часть предоставляет Росрезерв. Помощь собирают и волонтеры, и общественные организации, и политические партии, и учебные заведения да и просто обычные люди – те, кто хочет помочь братскому народу, оказавшемуся в беде.
- Вы взаимодействуете с украинскими властями при отправке колонне?
- Как минимум за неделю соответствующий документ за подписью главы МЧС Владимира Андреевича Пучкова направляется в адрес украинского правительства, МИД, министра социальной защиты, руководителя государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины, Международного комитета Красного Креста. Мы всем сообщаем о своих намерениях, о том, что через неделю пойдет гуманитарная колонна МЧС России, об объемах помощи, количестве машин и грузов. Об этом мы говорим заранее.
- Соответственно и украинские службы, чтобы они ни говорили, досматривают колонну…
- Разумеется. Когда колонна заходит на границу, украинские таможенники и пограничники имеют возможность убедиться в соответствии этих гуманитарных грузов документам. Мы в этой работе открыты.
Таможенное оформление машин происходит на двух пограничных пунктах пропуска: «Матвеев-Курган» и «Донецк». За процедурой прохождения колонны через границу внимательно следят и наблюдатели миссии ОБСЕ.
На границе нас встречают представители Донецкой и Луганской областей, они сопровождают колонну на пункты разгрузки.
На обратном пути при возвращении в Донской спасательный центр, все машины также подвергаются доскональному досмотру украинскими и российскими представителями таможенных и пограничных служб, а также наблюдателями миссии ОБСЕ.
Но зачастую в украинских СМИ пишут дезинформацию, что якобы из Донбасса российскими колоннами вывозится какое-то имущество, национальное богатство и достояние. Все это по меньшей мере не соответствует действительности.
В последнее время объёмы помощи по сравнению с 2014-2015 годами несколько снизились.
- Конечно, в последнее время потребность в гуманитарной помощи у Донецка и Луганска снизилась, так как поставки продуктов питания там более-менее налажены.
Сейчас в месяц в Донбасс отправляется по одной колонне, в регионе еще по-прежнему остается большое количество людей, которые фактически лишены средств к существованию. У них нет постоянной работы и заработка. Среди тех, кто живет там, - большое количество людей пожилого возраста. В любом случае вся гуманитарная помощь, которую мы доставляем в Донецкую и Луганскую области всегда очень востребована.
- Сколько колонн планируется отправить до конца года? И будет ли эта работа продолжена в 2017 году?
- До конца года в Донбасс будут направлены еще две колонны: одна в ноябре и одна в декабре. МЧС, разумеется, продолжит оказывать гуманитарную помощь и в следующем году, если в ней будет необходимость.
Кто участвует в приёме и распределении помощи? Как осуществляется взаимодействие с местными властями?
- МЧС России не принимает участие в распределении гуманитарной помощи. На складах гуманитарный груз мы передаем местным властям, подписываются акты приема-передачи груза.
Затем гуманитарная помощь распределяется региональными структурами по социально-значимым объектам и выдается населению.
Колонна сразу же после разгрузки, в этот же день, возвращается на территорию Донского спасательного центра.
Сколько человек принимает участие в одной гуманитарной операции? Кто помимо собственно водителей, в ней участвует?
- При подготовке и прохождении каждой колонны задействовано около 250 человек. Это высокопрофессиональные водители, у которых за плечами не один десяток гуманитарных операций и сотни тысяч километров дорог. Кроме водительского состава, в операции участвуют техники, экспедиторы, связисты, врачи, психологи.
Что, на ваш взгляд, самое сложное в доставке помощи?
- Пожалуй не навредить делу спешкой и желанием оказать помощь в кратчайшие сроки. Безусловно влияет и напряженная обстановка на Юго-востоке Украины, расставание с родными и близкими на столь частый и длительный срок. Дорога требует от водителей максимальной собранности и мгновенной реакции. Наша основная задача - не дать техническим неполадкам и прочим форс-мажорам задержать доставку груза.
Как встречают автомобили МЧС местные жители?
- Местные жители, как правило, встречают колонну вдоль дороги. Это уже стало доброй традицией, когда люди стоят с флагами РФ, цветами и плакатами со словами благодарности. У некоторых на глазах слезы.
Водители всегда дарят жителям свои подарки. Детям - конфеты, встречающим – сухие пайки. Была ситуация, когда к нам обратился инвалид, у него не было инвалидной коляски, а достать ее было невозможно да и денег у него таких не. Наши спасатели-водители собрали деньги, купили коляску и привезли ему. Сейчас он каждую колонну встречает на этой коляске на улице в любое время года.
Еще один человек постоянно стоит и машет российским флагом на трассе Донецк-Харцызск. Он встречал все колонны, он уже стал своего рода нашим талисманом и когда мы видим его на дороге, мы приветствуем его клаксонами. К сожалению, мы не имеем права останавливаться, это строго запрещено, но для нас его появление - это добрый знак.
- Вы можете посчитать, за два года сколько всего человек приняли участие в этой гуманитарной миссии? Сколько было задействовано автомобилей? Какой общий путь преодолели колонны МЧС?
- За два года к проведению и организации гуманитарной операции было привлечено более 15 тысяч человек, 5 тысяч единиц техники. Общая протяженность пути, который преодолели машины гумконвоя, составила свыше 170 тысяч километров.