ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от «____"____________ 201__ г. № ___

МОСКВА

Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

В целях совершенствования гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство Российской Федерации п о с т, а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемые:

Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Российской Федерации

от № 

Положение

о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации (далее — СНЛК).

2. СНЛК предназначена для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой на территории Российской Федерации в мирное и военное время, является общегосударственной системой и входит в состав сил и средств гражданской обороны (далее — ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС). СНЛК организационно объединяет в единую сеть силы и средства наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой учреждений и организаций (далее — учреждения СНЛК) федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Госкорпорации «Росатом»), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

3. Методическое руководство и координация деятельности СНЛК осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).

4. Непосредственное руководство деятельностью учреждений СНЛК осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом» через функциональные подсистемы РСЧС; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления через территориальные подсистемы РСЧС; организации и учреждения научно-технического и производственного профиля, включенные в структуру СНЛК, с учетом их компетенции.

5. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — региональные центры МЧС России), главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления организуют, координируют и контролируют деятельность учреждений, включенных в состав территориальных СНЛК на подведомственной территории.

2. Задачи и функции СНЛК

6. Основными задачами СНЛК являются:

лабораторный контроль и мониторинг состояния радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановки на территории Российской Федерации;

участие в мероприятиях по защите в мирное и военное время населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, вызванных зараженностью (загрязненностью) территорий и объектов окружающей среды радиоактивными (далее — РВ), отравляющими (далее — ОВ), аварийными химически опасными (далее — АХОВ) веществами и биологическими средствами (далее — БС).

7. Основными функциями СНЛК являются:

своевременное обнаружение радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, диагностика заразных, в том числе особо опасных, болезней человека, животных и растений;

организация и проведение радиационной, химической и эпидемиологической разведки для выявления и установления границ территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

прогнозирование возникновения и развития чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

установление наличия и вида возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений;

осуществление сбора, обобщения и анализа информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении объектов окружающей среды при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

оценка и прогнозирование дальнейшего развития радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановки;

подготовка предложений органам государственной власти, органам местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

проведение лабораторных индикационных исследований различных материалов из объектов окружающей среды с целью обнаружения возбудителей инфекционных заболеваний человека, животных и растений, а также лабораторных диагностических микробиологических исследований клинического материала от больных людей (подозрительных на инфекционное заболевание), животных и растений;

измерение мощности дозы ионизирующих излучений (мощности амбиентного эквивалента дозы) на местности (далее — мощности дозы);

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды и установление радионуклидного состава исследуемых проб;

установление наличия возбудителей болезней растений в объектах окружающей среды, на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;

отбор и доставка проб для проведения экспертизы и исследований по определению их загрязненности РВ, зараженности ОВ, АХОВ и БС;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы на загрязненность РВ, зараженность ОВ, АХОВ и БС;

проведение длительных систематических наблюдений за состоянием окружающей среды, флоры и фауны на стационарных контрольных участках;

совершенствование методов и технических средств наблюдения и лабораторного контроля;

подготовка специалистов по ведению радиационного и химического наблюдения и диагностике БС.

3. Структура СНЛК

8. СНЛК состоит из территориальных и функциональных сетей и действует на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

9. Территориальные СНЛК создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. В территориальные СНЛК включаются учреждения и организации независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой на территории субъекта Российской Федерации.

Организация, состав сил и средств территориальных СНЛК, а также функции и порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

10. Состав и структура функциональных и территориальных СНЛК определяются создающими их федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Функциональные СНЛК работают в тесном взаимодействии с территориальными СНЛК.

11. Координация деятельности СНЛК осуществляется координационными органами.

Координационными органами СНЛК являются:

на федеральном уровне — Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности и МЧС России;

на региональном и муниципальном уровнях — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;

на объектом уровне — комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций.

4. Силы и средства СНЛК

12. К силам и средствам СНЛК относятся силы и средства федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций научно-технического и производственного профиля независимо от форм собственности, включенные в структуру СНЛК с учетом их компетенции, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой на территории Российской Федерации.

13. Состав и структура сил и средств СНЛК федерального уровня, в том числе сил постоянной готовности, определяется и формируется создающими их федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией «Росатом» исходя из возложенных на них задач (приложение № 1) и согласовывается МЧС России.

14. Состав сил и средств территориальных СНЛК, в том числе перечень сил постоянной готовности, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации.

15. Готовность сил и средств СНЛК к выполнению возложенных на них задач проверяется в ходе учений (тренировок) и проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России и его территориальными органами, а также федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на базе которых создаются учреждения СНЛК.

16. Управление и информационное обеспечение СНЛК осуществляется с использованием средств и каналов связи, а также информационно-управляющих систем РСЧС и ГО.

17. Сбор и обмен информацией в рамках СНЛК осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

18. Проведение мероприятий в рамках СНЛК осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного уровня.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках СНЛК осуществляет МЧС России.

5. Режимы функционирования СНЛК

19. Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации.

20. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, биологическая и гидрометеорологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль учреждениями СНЛК проводится в объеме задач, определенных их Положениями (уставами), утвержденными соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности и в постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления РСЧС (по запросу).

21. В режиме повышенной готовности (прогнозирование чрезвычайной ситуации, ухудшение радиационной, химической и биологической обстановки, нарастание угрозы агрессии против Российской Федерации) учреждениями СНЛК осуществляется проведение следующих мероприятий:

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера;

участие в уточнении планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств СНЛК в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил СНЛК на стационарных и подвижных пунктах управления;

участие в планировании и организации эвакуационных мероприятий.

В режиме повышенной готовности информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье и др. РВ, ОВ, АХОВ и БС в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений немедленно передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.

В режиме повышенной готовности передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном для каждого конкретного вида наблюдений и лабораторного контроля и неформализованном виде по существующим каналам связи.

22. В режиме чрезвычайной ситуации учреждениями СНЛК осуществляется проведение следующих мероприятий:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, гидрометеорологической обстановкой, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера и их последствий;

участие в проведении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций радиационного, химического и биологического характера;

участие в организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации радиационного, химического и биологического характера и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

участие в организации первоочередных мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера.

В режиме чрезвычайной ситуации передача информации осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи, немедленно, и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4-х часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

23. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил СНЛК устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, — режим чрезвычайной ситуации.

24. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы СНЛК функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

25. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации передается учреждениями СНЛК в порядке, определенном нормативными правовыми документами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Госкорпорации «Росатом», органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

6. Материально-техническое обеспечение и методическое руководство

26. Оснащение учреждений СНЛК материально-техническими средствами (лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и др.), а также финансовое обеспечение учреждений СНЛК для выполнения задач по предназначению осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Типовой комплект документации учреждения СНЛК приведен в приложении № 2.

28. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, объектов среды обитания человека, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и материала от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием, проводится по методикам, утвержденным Минздравом России и Роспотребнадзором.

Исследование сырья животного и растительного происхождения, а также диагностика заболеваний животных проводится по методикам, утвержденным Минсельхозом России.

Лабораторный контроль (кроме БС) объектов окружающей среды осуществляется по методикам, утвержденным Минприроды России, Минздравом России, Роспотребнадзором, Росгидрометом и Ростехнадзором в соответствии с установленной областью аккредитации.

Вопросы качества проводимых измерений при осуществлении наблюдения и лабораторного контроля регулируются нормативно-техническими документами Государственной системы обеспечения единства измерений.

29. Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на них задач обеспечивается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Госкорпорацией «Росатом», органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащением учреждений СНЛК необходимым оборудованием, приборами и методиками по проведению анализов проб.

Оценка готовности учреждений СНЛК проводится в соответствии с требованиями по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

30. Ответственность за готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач несут руководители учреждений, в ведении которых они находятся.

31. Отчеты о работе и состоянии готовности СНЛК формируются и представляются к 20 декабря отчетного года:

федеральными органами исполнительной власти и Госкорпорацией «Росатом» в МЧС России;

учреждением СНЛК, находящимся на территории субъекта Российской Федерации, в главное управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Положению о сети наблюдения

и лабораторного контроля гражданской

обороны и защиты населения

Российской Федерации

Перечень

федеральных органов исполнительной власти, подведомственных организаций и основных функций, выполняемых ими

в рамках СНЛК

1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1.1. Центр «Антистихия» МЧС России:

организационно-методическое руководство и контроль за состоянием готовности СНЛК по вопросам проведения наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью (зараженностью) продуктов питания, сырья животного и растительного происхождения, объектов окружающей среды потенциально опасными в радиационном, химическом и микробиологическом отношении продуктами и веществами;

разработка предложений по повышению эффективности действий СНЛК в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

организация взаимодействия и координация деятельности учреждений федеральных органов исполнительной власти по вопросам создания и функционирования СНЛК;

развитие и совершенствование методов и способов контроля и прогнозирования радиационной, химической и биологической обстановки;

сбор, анализ и обобщение информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении объектов окружающей среды на территории Российской Федерации;

прогнозирование радиационной, химической, эпидемиологической и эпизоотологической обстановки при чрезвычайных ситуациях и разработка предложений по ее нормализации;

организация выполнения силами СНЛК оперативного радиационного, химического, биологического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций;

проведение контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения и др.;

разработка табеля срочных донесений и регламента информационного обмена;

организация и координация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов СНЛК;

участие в международных программах и мероприятиях по интеркалибровке дозиметрической и химической измерительной аппаратуры.

1.2. Лаборатории организаций МЧС России:

проведение радиометрических, радиохимических, спектрометрических и химических анализов объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения и др.

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации

2.1. Федеральное медико-биологическое агентство (далее -ФМБА России):

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения, силами создаваемых на их базе формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);

установление в объектах окружающей среды и среды обитания наличия ОВ, АХОВ и проведение их идентификации;

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды (воздух, вода, почва) продуктов питания, а также в патологических материалах взятых от людей и животных;

осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;

проведение экспертизы продуктов питания на наличие РВ, ОВ, АХОВ с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности дозы в районе расположения учреждения;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды, пробах продовольствия, сырья животного и растительного происхождения на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

установление границ зон радиоактивного загрязнения и химического заражения;

измерение характеристик источников ионизирующих излучений в объектах окружающей среды;

оказание методической помощи и руководство работой подчиненных лабораторий.

2.2. Противочумные станции ФМБА России:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах биологического заражения;

осуществление идентификации штаммов микроорганизмов, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;

при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, а также патологических материалов, взятых от людей и животных.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации

3.1. Высшие учебные заведения, имеющие в своем составе факультеты и научно-исследовательские лаборатории химического, токсикологического, радиологического, биологического, гигиенического, агрохимического и фитопатологического профиля:

разработка методов выявления и оценки радиоактивного загрязнения и индикации ОВ, АХОВ и БС в объектах окружающей среды, продовольствии, сырье животного и растительного происхождения, а также в патологическом материале, отобранном от людей, животных, птиц и рыбы;

оказание методической помощи головным учреждениям СНЛК территориального уровня по вопросам индикации ОВ, АХОВ, БС и оценке радиоактивного загрязнения;

развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации возбудителей инфекционных болезней, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотологических и фитопатологических центров с возложением на них задач по индикации химических веществ, БС, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии, фитопатологии и химико-аналитическим исследованиям;

участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической обстановки, складывающейся в зонах чрезвычайных ситуаций;

разработка государственных и отраслевых стандартных образцов и контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений СНЛК к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

подготовка специалистов для учреждений СНЛК.

4. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

4.1. Территориальные органы, подведомственные организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ФИАЦ Росгидромета:

определение уровня загрязнения окружающей среды (атмосферный воздух, поверхностные и морские воды, почвы) согласно установленным программам наблюдений;

прогноз распространения загрязняющих веществ в окружающей среде в результате аварийных ситуаций;

определение уровней химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды, установление радионуклидного состава исследуемых проб;

оказание методической помощи и руководство работой лабораторий на подведомственной территории.

4.2. Гидрометеорологические станции и посты, стационарные посты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха Росгидромета:

измерение мощности дозы;

осуществление отбора проб атмосферного воздуха и водных объектов, доставка их в аналитические лаборатории для проведения анализа.

5. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

5.1. Лаборатории потенциально-опасных объектов:

измерение мощности дозы на территории расположения лаборатории;

установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения объекта ОВ, АХОВ и проведение их индикации;

установление на контролируемой территории используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, факта загрязнения РВ, заражения ОВ и АХОВ воды открытых водоемов, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;

установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, сырье;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, сырья животного и растительного происхождения (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);

установление радионуклидного состава исследуемых проб (только для центральных лабораторий);

определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, сырья животного и растительного происхождения и др. ОВ и АХОВ, осуществление их окончательной идентификации (только для центральных лабораторий);

установление вида БС боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды и др. (только для центральных лабораторий);

отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их загрязненности РВ, зараженности ОВ, АХОВ и БС.

Конкретный перечень задач определяются положением о лаборатории учреждения, организации или предприятия и областью ее аккредитации в повседневной деятельности.

5.2. Посты радиационного и химического наблюдения учреждений, организаций и предприятий:

наблюдение в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикацию техническими средствами.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

6.1. Государственные ветеринарные лаборатории:

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей заразных заболеваний животных, птицы и рыбы (далее — животных) в мирное время в патологических материалах, отобранных от животных, а также в пробах сырья животного и растительного происхождения, кормах и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);

проведение лабораторной диагностики заразных болезней животных;

осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;

измерение мощности дозы в районе расположения учреждения;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах сырья животного и растительного происхождения и продовольствия на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб, загрязненных радиоактивными веществами;

определение зараженности сельскохозяйственных животных, продуктов, сырья животного и растительного происхождения ОВ и АХОВ, а также осуществление их индикации;

проведение лабораторных исследований проб от животных, пораженных РВ, ОВ, АХОВ;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы сырья животного и растительного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) загрязненных РВ, зараженных ОВ, АХОВ и БС, с выдачей заключения о результатах лабораторных исследований;

прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;

оказание методической помощи лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы на закрепленной территории и профессиональная подготовка специалистов.

6.2. Станции по борьбе с болезнями животных:

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы сырья животного и растительного происхождения, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на загрязнение РВ и зараженность ОВ, АХОВ и БС с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;

отбор проб из объектов ветеринарного надзора в очагах поражения и направление их для исследования в лабораторные учреждения ветеринарного профиля.

6.3. Центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии:

проведение агрохимического и эколого-токсилогического обследования земель сельскохозяйственного назначения;

отбор на контролируемых объектах проб почвы, растений, кормов, воды, минеральных и органических удобрений и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований.

6.4. Пункты сигнализации и прогнозов появления и развития вредителей и болезней сельскохозяйственных растений, пограничные пункты по карантину растений:

измерение мощности дозы в районе расположения пункта и на территории контролируемых объектов;

установление наличия в окружающей среде ОВ и АХОВ;

проведение фитопатологической разведки на объектах растениеводства, установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений;

осуществление карантинной проверки и экспертизы семян, растений, продукции растительного происхождения на обследуемых территориях и объектах.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

7.1. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на их базе формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды (воздух, вода, почва) продуктов питания, а также в патологических материалах, взятых от людей и животных;

осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов;

проведение экспертизы продуктов питания на наличие РВ, ОВ, АХОВ с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности дозы в районе расположения учреждения;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, сырья животного и растительного происхождения на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

оказание методической помощи и руководство работой лабораторий на подведомственной территории.

7.2. Противочумные станции Роспотребнадзора:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах биологического заражения;

осуществление идентификации штаммов микроорганизмов, выделенных из различных проб в результате проведения специфической индикации;

при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, а также патологических материалов, взятых от людей и животных.

7.3. Пункты пропуска, осуществляющие санитарно-карантинный контроль на железнодорожном, водном и воздушном транспорте:

проведение комплекса санитарно-противоэпидемиологических мероприятий силами и средствами органов и учреждений в соответствии с комплексными планами мероприятий по санитарной охране территорий субъектов Российской Федерации;

установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения на зараженность возбудителями инфекционных болезней;

измерение мощности дозы в районе расположения;

отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, загрязненных РВ, зараженных ОВ, АХОВ и БС, и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

8. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

8.1. Отделения филиалов федерального государственного унитарного предприятия «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО»:

измерение мощности дозы в районе расположения учреждения и на территории контролируемых объектов;

установление границ зон радиоактивного загрязнения в зонах чрезвычайных ситуаций;

измерение характеристик источников радиоактивных излучений любого происхождения в объектах окружающей среды;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах воздуха, воды и почвы на территории контролируемых объектов;

установление радионуклидного состава исследуемых проб.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Положению о сети наблюдения

и лабораторного контроля гражданской

обороны и защиты населения

Российской Федерации

Рекомендуемый комплект документации учреждения СНЛК

1. Ведомственное Положение (инструкция) о работе СНЛК;

2. Штат и табель оснащения;

3. План перевода учреждения с мирного на военное положение;

4. План подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;

5. Схема оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;

6. Функциональные обязанности специалистов учреждения;

7. Годовые программы и планы подготовки и повышения квалификации специалистов;

8. Перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

9. Перечень АХОВ, имеющихся на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта и региона;

10. Перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

11. Инструкция о порядке ведения радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;

12. Инструкция о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;

13. Методики отбора проб и проведения исследований на загрязнённость РВ, зараженность ОВ, АХОВ и БС, определенных Перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;

14. Нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно-допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;

15. Карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;

16. Журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;

17. Журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

18. Инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными РВ, зараженными ОВ, АХОВ и БС;

19. Переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информации по подчиненности и в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации.

Документация может вестись как в бумажном, так и электронном виде.

Комплект документов может быть скорректирован согласно функциям, возлагаемым на учреждение по согласованию с вышестоящей организацией (по подчиненности) СНЛК.

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от № 

Изменения,

которые вносятся в некоторые акты Правительства

Российской Федерации

1. Пункт 9 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 437 «О мерах по санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной охране территории Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 20, ст. 1850; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 15, ст. 1824; 2004, № 31, ст. 3268) исключить.

2. В последнем абзаце подпункта, а) пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 33, ст. 3998; 1999, № 15, ст. 1824; 2003, № 33, ст. 3269; 2004, № 52 (часть 2), ст. 5499; 2012, № 1, ст. 154) слова «учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны» заменить словами «учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации».

3. Во втором абзаце пункта 15 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 49, ст. 6165) слова «создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля» заменить словами «создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации

«Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации» разработан во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. О. Рогозина от 18 июля 2012 г. № РД-П7-4090.

Проект Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации разработан взамен действующего в настоящее время Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации от 30 октября 1993 г., разработанного МЧС России в исполнение пункта 9 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 437 и согласованного заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Разработка проекта Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации обусловлена необходимостью привлечения сил и средств существующей Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации для защиты населения в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, произошедшими организационно-структурными изменениями федеральных органов исполнительной власти, а также внесением изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Проект постановления определяет основные задачи, порядок организации и функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, предназначенной для наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической и гидрометеорологической обстановкой на территории Российской Федерации в мирное и военное время, являющейся общегосударственной системой и входящей в состав сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно проекту постановления сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации состоит из территориальных и функциональных сетей и действует на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Методическое руководство деятельностью сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Непосредственное руководство деятельностью учреждений СНЛК осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом» через функциональные подсистемы РСЧС; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления через территориальные подсистемы РСЧС; организации и учреждения научно-технического и производственного профиля, включенные в структуру СНЛК, с учетом их компетенции.

Проектом постановления предусмотрено внесение изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающихся приведения наименования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствие с утверждаемым Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

Реализация полномочий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение деятельности указанных органов и подведомственных им федеральных государственных учреждений.

При этом в соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» финансирование участия в сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе формирования и обеспечения функционирования территориальных подсистем сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

В связи с изложенным, реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Независимая антикоррупционная экспертиза проекта постановления проведена согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в период с 28 ноября по 4 декабря 2012 г. (7 календарных дней) путем размещения проекта постановления на официальном сайте МЧС России. За время размещения проекта постановления предложений и замечаний не поступило.

Общественное обсуждение проекта постановления проведено в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» в период с 28 марта по 11 апреля 2013 г. (15 календарных дней) путем размещения проекта постановления на официальном сайте МЧС России. За время размещения проекта постановления предложений и замечаний не поступило.

На проект постановления получено заключение Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия.

Проект постановления согласован без замечаний Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и 67 (81%) высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проект постановления согласован с замечаниями, которые учтены в полном объеме. Так как замечания указанных министерств касались только основных функций, выполняемых ими в рамках Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, пересогласования проекта постановления с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти не требуется.

Разногласия по проекту постановления, возникшие в ходе его согласования с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в процессе согласования урегулировать не удалось. В связи с этим принято решение о внесении проекта постановления в Правительство Российской Федерации с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний.

На проект постановления получено заключение Министерства юстиции Российской Федерации, в соответствии с которым проект постановления соответствует актам более высокой юридической силы и правилам юридической техники, не содержит внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании. В проекте постановления коррупциогенные факторы не выявлены.