Приказ от 21 декабря 2005 г. N 993 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 21 декабря 2005 г. N 993
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
(в ред. Приказа МЧС РФ от
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.
Министр
Приложение
к Приказу МЧС России
от
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
(в ред. Приказа МЧС РФ от
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N
2. Предоставление населению средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — в военное и мирное время).
3. Накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах
(в ред. Приказа МЧС РФ от
II. Организация обеспечения населения СИЗ
4. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти — работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — работников этих органов и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также детей дошкольного возраста, обучающихся и неработающее население, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
органами местного самоуправления — работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений;
организациями — работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
(п. 4 в ред. Приказа МЧС РФ от
5. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России) осуществляет контроль и
(п. 5 в ред. Приказа МЧС РФ от
6. Обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее:
на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (далее — ГО);
в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по ГО;
(в ред. Приказа МЧС РФ от
на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
7. Обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее:
на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах (далее — РОО);
на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах;
на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
8. Накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения:
для детей — камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности;
для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), — противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон — противогазы из расчета на 100% от их общей численности;
для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), — противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения
для работников организаций (кроме РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) — противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения
При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
9. Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах):
медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время — на 30% от их общей численности;
дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
(в ред. Приказа МЧС РФ от
III. Организация и порядок накопления СИЗ
федеральными органами исполнительной власти
10. Федеральные органы исполнительной власти определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
11. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению и использованию СИЗ, находящихся в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих органов, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
12. Исключен. — Приказ МЧС РФ от
13. Закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 13 в ред. Приказа МЧС РФ от
14. Информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящегося в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляется в МЧС России.
IV. Организация и порядок накопления СИЗ
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
16. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению и использованию СИЗ, находящихся в запасах (резервах) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут готовиться территориальными органами МЧС России по субъектам Российской Федерации.
17. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 17 в ред. Приказа МЧС РФ от
18. Информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно направляется в территориальные органы МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее — территориальные органы МЧС России).
19. На основании обобщенных сведений территориальные органы МЧС России ежегодно формируют донесения о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) субъектов Российской Федерации и направляют их в региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — региональные центры МЧС России).
20. Региональные центры МЧС России обобщают сведения о СИЗ в запасах (резервах) субъектов Российской Федерации и направляют в МЧС России донесения о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) субъектов Российской Федерации в текущем году.
V. Организация и порядок накопления СИЗ
органами местного самоуправления
21. Органы местного самоуправления определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
22. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использованию СИЗ из запасов (резервов) органов местного самоуправления могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использованию СИЗ из запасов (резервов) в муниципальном образовании могут готовиться органами, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления (далее — органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления).
23. Органы местного самоуправления ежегодно планируют и осуществляют закупку СИЗ в запасы (резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 23 в ред. Приказа МЧС РФ от
24. Органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) органов местного самоуправления и в муниципальных образованиях направляют в территориальные органы МЧС России.
VI. Организация и накопление СИЗ организациями
25. Организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
26. Предложения по номенклатуре и количеству СИЗ в запасах (резервах), распределению СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использованию СИЗ из запасов (резервов) организаций могут готовиться структурными подразделениями (работниками) этих организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения.
27. Организации ежегодно информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) направляют в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
28. Закупка и поставка СИЗ в запасы (резервы) организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 28 в ред. Приказа МЧС РФ от
29. Информация о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) ежегодно направляется в органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления и территориальные органы МЧС России.
30. На основании обобщенных сведений органы по делам ГОЧС органов местного самоуправления информацию о номенклатуре и количестве СИЗ в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах), и использовании СИЗ из запасов (резервов) организаций направляют в территориальные органы МЧС России.
VII. Хранение СИЗ
31. СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны храниться на складах этих органов (организаций) и (или) организаций, находящихся в их ведении. При отсутствии своих складов допускается хранение запасов СИЗ на складах других организаций.
Требования к складским помещениям, а также порядок хранения СИЗ определены Приказом МЧС России от
32. Населению территорий в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения) по решению соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций СИЗ могут выдаваться на ответственное хранение по месту жительства при условии обеспечения их сохранности.
СИЗ, находящиеся на хранении в запасах (резервах) или выдаваемые на ответственное хранение населению, должны соответствовать номенклатуре и отвечать техническим условиям и требованиям
33. Обучение населения правилам хранения и использования СИЗ проводится в соответствии с примерными программами обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемыми МЧС России.
VIII. Освежение СИЗ
34. СИЗ, находящиеся в запасах (резервах), подлежат освежению по истечении назначенного им срока хранения, выявлении отклонений от нормативных показателей, установленных ГОСТами или техническими условиями, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности их ремонта.
35. Списание (разбронирование) и утилизация СИЗ, утративших защитные и эксплуатационные свойства по истечении гарантийных сроков годности, осуществляется по решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций на основании актов технического (качественного) состояния.
36. Информация о списании (разбронировании) СИЗ направляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в территориальные органы МЧС России.
37. Проведение периодических испытаний СИЗ с целью проверки их защитных и эксплуатационных характеристик осуществляется
38. Если СИЗ по истечении назначенного им срока хранения признаны непригодными для эксплуатации по результатам лабораторных испытаний и не подлежат ремонту, то они подлежат списанию (разбронированию) из запасов (резервов) ввиду утраты ими защитных и эксплуатационных свойств. При этом результаты испытаний записываются в паспорта (формуляры) СИЗ.
39. Основанием для продления срока хранения или списания (разбронирования) СИЗ из запасов (резервов) является акт лабораторного испытания. В акте лабораторного испытания СИЗ должны указываться: формулярные данные испытанных партий средств индивидуальной защиты, даты испытаний и номера анализов, количество образцов (проб), подвергнутых испытаниям, результаты испытаний по всем показателям, выводы о качестве каждой в отдельности партии, заключение метрологических органов.
40. Ответственность за проведение своевременного отбора образцов СИЗ и доставку их в метрологические органы возлагается на организации, в ведении которых они находятся.
41. По окончании гарантийного срока годности СИЗ, выданных на ответственное хранение населению, производится их освежение.
IX. Использование СИЗ
42. Выдача СИЗ из запасов (резервов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения защиты населения в военное и мирное время осуществляется по решению руководителей этих органов с последующим сообщением в территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).
43. СИЗ, выданные населению на ответственное хранение, используются населением самостоятельно при получении сигналов оповещения гражданской обороны и о возникновении чрезвычайных ситуаций.
44. СИЗ из запасов (резервов) организаций выдаются по решению руководителей этих организаций для обеспечения защиты своих работников в военное и мирное время с последующим сообщением в органы местного самоуправления и территориальные органы МЧС России об изменении объемов накопления СИЗ в запасах (резервах).
45. Возмещение расходов на подготовку и проведение мероприятий по обеспечению населения СИЗ осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
X. Контроль и ответственность за накопление,
хранение и использование СИЗ
46. Контроль за накоплением СИЗ в запасах (резервах), их хранением и использованием по прямому назначению осуществляется:
МЧС России — за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
структурными подразделениями (работниками) федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения — за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти и бюджетных организаций, находящихся в их ведении;
региональными центрами МЧС России — за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на обслуживающих ими территориях;
территориальными органами МЧС России — за СИЗ в запасах (резервах) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;
органами по делам ГОЧС органов местного самоуправления — за СИЗ в запасах (резервах) органов местного самоуправления и организаций, расположенных на территории муниципального образования;
структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения, — за СИЗ в запасах (резервах) этих организаций.