Подгаецкий Юрий

Победитель VI Всероссийского фестиваля по тематике безопасности и спасения «Созвездие мужества» в номинации конкурса журналистких работ "Лучший материал в печатных СМИ" - Подгаецкий Юрий, обозреватель газеты "Маяк" Вологодского района, г. Вологда, МАУ "Редакция газеты "Маяк" Вологодского муниципального района.

Тема публикациии - очерк о повседневных подвигах инспектора ГИМС.

"Спасение с Кубенского озера"

С Николаем хоть в разведку!

– Настоящий трудяга и надежный товарищ, на которого всегда можно положиться, – так охарактеризовал тогда своего подчиненного Анатолий Борисович. – Если бы передо мной встал вопрос: с кем пойти в разведку, то Николая я бы взял в первую очередь.

Хотя наш герой родился в деревне Грозилово Нефедовского сельсовета (ныне Новленское сельское поселение) Вологодского района, расположенной у западного побережья Кубенского озера, он даже не предполагал, что когда­-нибудь оно станет его местом работы. После окончания Нефедовской восьмилетки в 90­-м году паренек поступил в Кубенское ПУ­-42, чтобы за три года освоить специальности слесаря, тракториста и водителя категории «В» и «С». Однако доучиться ему было не суждено: за полгода до окончания училища он был призван в армию. Служить попал на большой десантный корабль Балтийского флота в качестве матроса­компрессорщика ракетных установок. Впрочем, в море ходил всего полгода, поскольку некогда огромная страна разваливалась на глазах. Завершал армейскую службу уже на берегу, на военном аэродроме в Белоруссии, которая, как и все остальные союзные республики, становилась самостоятельным государством. Поэтому обязанностями матроса Николая Борина была погрузка ракет и другой техники на самолеты для отправки в Россию. А мощнейшую базу с лабиринтами и тайными складами для хранения ракетной техники пришлось оставить братьям­белоруссам. Так что в 94-­м в Россию наш герой вернулся со смешанным чувством: страна была уже не та.

На гражданке бывший матрос первым делом все­-таки освоил три специальности, на которые учился перед армией. Свою трудовую деятельность начал с совхоза «Нефедовский», где работал трактористом, потом крутил баранку старенькой машины амбулатории фельдшерско-­акушерского пункта поселка Нефедово. Машина была незаменимой, поскольку использовалась еще и в роли «Скорой помощи». В 2005 году Николай случайно узнал, что государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) расширяется и набирает кадры. И требуется инспектор для работы именно в западной части Кубенского озера, но с одним условием: он должен быть местным жителем. Николай понимает: это его шанс и спешит в ГИМС, где его принимают на работу с трехмесячным испытательным сроком.

– За это время я сдал на права управления маломерными судами, а мои опытные коллеги обучили меня основам инспекторской работы, – вспоминает Борин. – Так что мой испытательный срок пролетел очень быстро.

Здесь, пожалуй, есть смысл коротко рассказать о том, какие конкретные функции выполняет ГИМС. По сути, те же, что и ГИБДД, только на воде. Особое место в работе ведомства занимает патрулирование, в ходе которого инспекторы проверяют и сверяют государственные номера судов, номера двигателей, а также наличие у судоводителей необходимых документов: судового билета или его заверенной копии, удостоверения на право управления судном, документа на право пользования судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца). Еще инспекторы следят за тем, есть ли на рыбаках спасательные жилеты, отсутствие которых является самым распространенным нарушением на воде. Конечно же, контролируют «гимсовцы» и выполнение владельцами маломерных судов правил управления, техники безопасности и пользования водными объектами. Зачастую инспекторы проводят совместные рейды с сотрудниками полиции, разыскивающими угнанные или похищенные суда или двигатели, с ГИБДД, ДПС, рыб­инспекцией, охотнадзором. Как и сотрудники Госавтоинспекции, инспекторы ГИМС со всей строгостью проводят техосмотры маломерных судов, принимают у будущих судоводителей, отучившихся на специализированных курсах, экзамены по теории и практической езде.

Спасение утопающих

Нередко инспекторам ГИМС приходится выступать и в роли спасателей в самом прямом смысле этого слова. Неудивительно, что практически все «гимсовцы» проходят обучение на краткосрочных курсах, где приобретают основные навыки спасателей. Выучился на таких курсах в Вологде и наш герой. Но тогда он даже не предполагал, насколько ему пригодятся эти уроки.

Впервые по­-настоящему вызволять людей из беды Николаю Борину довелось уже в первый год службы в МЧС. В этот день, как обычно, он на своей «Казанке-5М4» патрулировал западную часть Кубенского озера, которое сильно штормило. В паре с ним работал его сосед, внештатный инспектор ГИМС А. В. Пантюшин, часто в свободное от работы время (он водитель) помогающий товарищу. В самый разгар дежурства коллеги в бинокль заметили вдалеке, на границе с участком соседнего отделения ГИМС, лодку, швыряемую волнами, словно щепку. Пассажиры лодки отчаянно махали руками и звали на помощь. Подоспев к терпящему бедствие четырехместному резиновому судну, спасатели увидели, что в нем находится… восемь молодых людей. Неудивительно, что лодка, несмотря на все усилия пассажиров, ежесекундно наполнялась водой от захлестывающих волн и держалась на плаву из последних сил.

– Как только мы пересадили к себе четырех пассажиров, резиновая лодка сразу же приняла нормальное положение, и оставшиеся четыре человека стали с удвоенной энергией вычерпывать руками воду за борт, – рассказывает Николай Анатольевич. – Теперь же перегруженной оказалась наша «казанка», которая, правда, намного надежнее «надувашки», но другого выхода у нас не было, шторм­то не прекращался. А в такой момент Кубенское озеро опасно еще и тем, что бушующие волны, поднимая со дна массу песка, становятся тяжелее, тем самым обретая наибольшую разрушительную силу.

К счастью, пару километров до берега обе лодки преодолели благополучно, но, когда инспекторы попросили хозяина лодки предъявить необходимые документы, выяснилось, что прав на управление судном у него нет и никогда не было. Кроме того, ни на одном из пассажиров лодки не было спасательного жилета. На вопрос же, почему в лодке вместо четырех находилось восемь человек, ее хозяин пояснил, что на противоположном берегу озера друзья решили устроить пикник, но поскольку бензина было немного, он решил перевести всю компанию разом, невзирая на начинающийся шторм. Николаю Борину ничего не оставалось, как оформить на владельца лодки крупный штраф. Впрочем, благодарные Николаю Анатольевичу и Алексею Васильевичу за чудесное спасение молодые люди даже протестовать не стали, поскольку на собственном опыте убедились, что требования инспекторов абсолютно законные.

Эй, на льдине!

И все же самые большие хлопоты инспекторам ГИМС доставляют рыбаки. Потому как многие из них пренебрегают самыми элементарными правилами безопасности. Особенно это относится к любителям подледного лова, которые постоянно норовят выходить на еще неокрепший или уже тающий лед, несмотря на все категорические запреты. Чрезвычайных происшествий в связи с этим было немало, но самыми памятными для Николая Борина стали 2008 – 2010­-й годы, когда на оторвавшихся льдинах в открытое озеро унесло в общей сложности не менее 150 рыбаков. К счастью, все были спасены благодаря инспектору и руководимой им группе местных добровольцев.

Поскольку подобные чрезвычайные происшествия, к сожалению, нередки, то и спасение людей на воде давно стало для «гимсовцев» обычным делом. Видимо, поэтому за свои подвиги инспектор Николай Борин только однажды (15 мая 2008 года) был награжден грамотой от Вологодского отделения Центра ГИМС. С формулировкой: «За проявленное мужество и героизм в ходе организации и проведения спасательной операции любителей подледного лова рыбы на Кубенском озере». Впрочем, есть у нашего героя еще и почетная грамота от Главного управления МЧС Вологодской области, которая была вручена ему «за высокий профессионализм, добросовестное отношение к выполнению служебных обязанностей».

К слову, для повышения своего профессионального мастерства Николай Анатольевич неоднократно участвовал в различных соревнованиях. И небезуспешно. Так, в 2011 году он был награжден грамотой за победу в командной эстафете на областных водно­моторных соревнованиях, проводившихся на реке Кубене в Усть­Кубинском районе.

Потерпевшие «кораблекрушение»

Утверждение о том, что профессия инспектора ГИМС – не для слабонервных, звучит как аксиома. Об этом красноречиво свидетельствует и тот факт, что за свою девятилетнюю службу на Кубенском озере Николаю Борину неоднократно приходилось доставать из воды утопленников. Чаще всего это бывают рыбаки, вышедшие вопреки запретам на недостаточно окрепший или тающий лед.

– В минуты извлечения погибших из воды я постоянно ловлю себя на мысли, что если бы свидетелями этого зрелища были другие рыбаки, то они воочию убедились, к чему приводит нарушение правил поведения на водных объектах, – признается Николай Анатольевич. – Еще нам никак не удается искоренить такое грубое нарушение, как выезд на лед на автомашине. Постоянно приходится напоминать гражданам, что это категорически запрещено при любых обстоятельствах и за подобное нарушение предусмотрен штраф для физических лиц от 2,5 до 5 тысяч рублей. К сожалению, бывает и так, что штраф за выезд на лед выписывать уже не на кого, поскольку далеко не всегда людям удается выскочить из автомобиля, прежде чем он уйдет на дно.

Чтобы отвлечься от тягостных мыслей, инспектор ГИМС рассказал почти детективную историю со счастливым финалом. Несколько лет назад во время патрулирования на озере он вместе со своим добровольным помощником А. Б. Беловым обнаружил недалеко от берега выступающий из воды и обращенный прямо в небо нос полузатонувшего маломерного судна. Подплыв вплотную, инспекторы опознали в нем дюралевую четырехместную лодку «Крым». Зацепив веревкой за рым, Николай Анатольевич и Александр Борисович отбуксировали судно на берег, где погрузили на автоприцеп и на машине отвезли в ближайшее охотхозяйство под охрану. Разбитое смотровое стекло и пробоина на борту чуть выше форштевня наводили на самые страшные мысли о судьбе пассажиров лодки. Куда они могли деться? Неужели утонули? Проверив по базе данных номера лодки, инспекторы установили, что ее «местом жительства» является Сокольский район. Для того, чтобы выяснить судьбу пассажиров, обратились за помощью к участковому уполномоченному Новленского сельского поселения А. Е. Ковалеву. Тот связался с коллегой из Сокольского района, и вскоре выяснилось, что оба пассажира лодки живы и невредимы. Далеко от берега они ловили рыбу, как вдруг с востока подул резкий ветер, и на озере начался шторм. Сокольчане спешно направили лодку к берегу, но, когда до него оставалось метров 500­-700, мотор стал глохнуть и в какой­то момент рулевой неосторожно развернул корму навстречу стремительно набегающей волне. Та тут же накрыла лодку и увлекла под воду. К счастью, оказавшиеся за бортом рыбаки были в спасательных жилетах, однако прошло немало времени, прежде чем потерпевшие «кораблекрушение» смогли вплавь добраться до берега. Там обессилевшие товарищи испытали самые противоположные чувства: радость от того, что спаслись, и горечь от дорогой пропажи.

Когда же местный участковый сообщил им, что лодка не затонула, а объявилась совсем в другом месте, сокольчане долго не могли в это поверить, ведь «Крым» ушел под воду практически у них из­-под ног. Окончательно рыбаки поверили в случившееся чудо, когда приехали в охотхозяйство.

– Хотя лодка была полна воды, она не ушла на дно благодаря баку плавучести, – поясняет Николай Анатольевич. – Проверив у хозяина документы на лодку, которые были в полном порядке, мы узнали, что он еще не выплатил кредит за двигатель, недавно установленный на судно. Теперь нужно будет потратиться и на дорогостоящий ремонт. Вернув сокольчанину «воскресшую» лодку и порекомендовав впредь быть осторожнее, мы пожали друг другу руки, на том и расстались.

Приключения «Робинзона Крузо»

Как известно, Кубенское озеро, длина которого составляет 54, а ширина – 12 километров, отличается не только буйным нравом, но и непостоянным уровнем воды, поскольку подвержено большим колебаниям в зависимости от погодных условий, в том числе от выпадающих осадков и талого снега. В озеро впадает порядка 30 рек и речушек, которые приносят ему более 90 процентов поступающего за год количества воды. Из озера вытекает крупнейшая река Вологодчины – Сухона, в истоке которой сооружена регулирующая сток и уровень воды плотина с судоходным шлюзом. Из вышесказанного становится понятно, почему средний размах колебания уровня воды в озере составляет полтора метра. Однако далеко не все рыбаки и другие отдыхающие знают об этом. К сожалению, многие зачастую забывают и о том, что стихия может наказать за беспечность.

Как-­то поздней осенью инспектор Н. А. Борин и тогдашний руководитель Вологодского отделения ГИМС А. Б. Калин несли службу на озере. В тот день с самого утра дул сильный промозглый ветер, шел мокрый снег. Вдруг в полутора-­двух километрах от берега, недалеко от места впадения в озеро реки Ёда спасатели заметили на крохотном островке человека, который отчаянно махал руками и звал на помощь. Непонятно, каким образом он оказался в такой холод на временном пятачке земли, показавшемся из воды в результате обмеления. Причалив к островку, инспекторы выяснили, что, катаясь на лодке, житель Вологды высадился здесь, чтобы немного отдохнуть. Однако отдых для «робинзона» окончился плачевно: резкий порыв ветра угнал наспех причаленную лодку со всем содержимым. Схватившись за мобильный телефон, островитянин с ужасом обнаружил, что аккумуляторная батарея разряжена.

В итоге в полном одиночестве вологжанин провел на клочке суши несколько часов, со страхом думая, что ему придется заночевать здесь, если до наступления темноты никто не проплывет мимо. Посадив продрогшего и голодного «робинзона» в свою лодку, Николай Анатольевич и Анатолий Борисович доставили его в охотничий домик, откуда ему было удобнее добраться до автомашины. Инспекторы снабдили вологжанина чаем, тушенкой, хлебом и, обменявшись с ним номерами телефонов, вновь отправились патрулировать водоем. Позвонив «робинзону» на следующий день, спасатели узнали, что, подкрепившись и отогревшись у печки, он покинул охотничий домик и на своем автомобиле благополучно добрался до областной столицы.

– Нам так и не удалось найти лодку, которая, скорее всего, утонула, поскольку ветер в тот день был очень сильным, – продолжает Борин. – А если так, то вместе с лодкой на дно ушли охотничье ружье, документы на него и лодку, охотничий билет, водительские права, запас еды. Но, несмотря на такие потери, можно сказать, что гражданин еще хорошо отделался. Ведь из-за своей беспечности он мог и жизнью поплатиться.

Такая работа – подвиги совершать

С 25­-30 апреля на всей территории Вологодчины открылась навигация для маломерных судов, и хлопот у государственного инспектора Вологодского отделения ГИМС МЧС России по Вологодской области Н. А. Борина заметно прибавилось. Однако незадолго до начала навигации ему пришлось еще дважды вызволять людей из беды…

Несмотря на неоднократные предупреждения сотрудников МЧС (в том числе и через нашу газету) о том, что у берегов озер показалась открытая вода, многие рыбаки продолжали, рискуя жизнью, выходить на лед. Отлично зная, что вернуться на берег по быстро таящему льду будет крайне опасно, но надеясь на извечное «авось», только в середине апреля как минимум несколько таких безумных рыбалок едва не окончились трагически, не подоспей на помощь спасатели. Потрудиться в поте лица пришлось и сотруднику ГИМС Николаю Борину. Вечером 15 апреля он был уже дома, когда около семи часов ему позвонили из дежурной части МЧС и сообщили: на Кубенском озере попали в беду три рыбака из­-за того, что лед между ними и берегом полностью растаял. На месте к нашему герою присоединились два профессиональных спасателя, которые, облачаясь в гидрокостюмы, обеспечили таким же снаряжением и его самого. До терпящих бедствие рыбаков сотрудники МЧС пошли по указанному Николаем Анатольевичем броду, однако добираться пришлось практически напролом: глыбы льда постоянно возникали у них на пути. Обратная дорога была еще хуже, потому что преодолевали ледяные заторы спасатели, чуть ли не таща промокших и продрогших рыбаков на себе. На берегу сотрудники МЧС узнали, что спасенные ими люди являются жителями Грязовецкого района, так что если бы с ними случилось худшее, родные бы хватились их не сразу.

Следующий рабочий день инспектора Борина прошел без чрезвычайных происшествий. Зато 17 апреля во втором часу дня, находясь на берегу озера, он разглядел в бинокль трех рыбаков, которые тоже оказались отрезанными от берега «открывшейся» водой. По телефону Николай Анатольевич вызвал на подмогу своих добровольных помощников: начальника участка местного охотхозяйства Н. А. Круглякова и его сына Кирилла, прибывших со своей лодкой. Однако чтобы добраться до рыбаков, спасатели еще порядка ста метров пробивали лед всеми имеющимися в лодке подручными средствами. Доставляя людей на берег, спасатели узнали, что на тающем с характерным шипящим звуком льду находятся еще три любителя подледного лова. И действительно, через час двое из них появились на горизонте. Они были несказанно рады, увидев лодку со спасателями, которые поспешили к ним на помощь. Доставив рыбаков на берег, Николай Борин и его помощники отправились на поиски последнего «экстремала», о точном местоположении которого никто ничего не мог сказать. Каково же было изумление спасателей, когда вскоре они обнаружили его, преспокойно сидящим с удочкой у лунки. Поскольку на крики он не реагировал, пришлось ждать его больше двух часов. Когда же рыбак все­таки соизволил прийти к спасателям, то невозмутимо пояснил, что не слышал, как они его звали. Однако оба Николая Анатольевича и Кирилл не сомневались: он нарочно прикинулся тугим на ухо, чтобы продлить свою экстремальную рыбалку, будучи уверенным, что спасатели его в беде не оставят. Иначе какие же они после этого спасатели…

В заключение необходимо отметить, что все девять спасенных рыбаков (шестеро из них оказались жителями Вологды) были привлечены к административной ответственности. За то, что, несмотря на выставленные запрещающие знаки, вышли на лед водного объекта, тем самым нарушив закон «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (статья 1.11).

– Николай Анатольевич, а не хотели бы Вы попробовать себя в какой­-то другой профессии? – спросил я в конце нашей встречи. – Или, например, снова вернуться за руль трактора либо автомобиля?

– У меня этого даже в мыслях нет, – не задумываясь, ответил мой собеседник. – Понимаете, Юрий, моим рабочим местом является западное побережье Кубенского озера. Я нужен здесь.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)