Лучший летчик - Баженов Виктор Николаевич

Победитель VI Всероссийского фестиваля по тематике безопасности и спасения «Созвездие мужества» в номинации «Лучший летчик» - Баженов Виктор Николаевич, командир звена авиационного отряда Красноярского авиационно-спасательного центра.

Командир победившего экипажа 41-летний Виктор Баженов, за плечами которого Высшее Сызранское военное училище летчиков, служба в погранвойсках, работа в МЧС, около 4,5 тысяч часов налета, рассказал о конкурсе «Созвездие мужества», спасательных операциях и соперниках.

- Можете рассказать о вашем экипаже? Кто за что в нем отвечает? - Экипаж состоит из трех человек. Летчик – штурман, которого называют еще вторым пилотом - 30-летний Алексей Лизура. Он отвечает за навигацию, помогает выполнять технику пилотирования. Бортинженер – 37-летний Дмитрий Белоконь. Он ответственный за подготовку техники, следит, чтобы вся матчасть была исправна. Командир воздушного судна отвечает за все сразу.

- Какой из этапов конкурса был для вас самым сложным? - Да не было ничего сложного, мы на практике постоянно выполняем такие полеты. Для нас все эти задания довольно привычные. Все – равно, что ехать за рулем машины. Единственное, что может осложнять работу – это метеоусловия, плохая видимость.

-Что скажете о соперниках? -Летчиков, которые участвовали в конкурсе, я знаю много лет. Мы постоянно сталкиваемся на сборах. У нас все время идет обмен опытом. Каждый, если что – то новое узнал или освоил, тут же спешит поделиться с остальными. Все летают отлично. В соревнованиях счет шел на миллиметры. Победителем мог стать любой из экипажей, нам просто больше повезло.

- Кому в первую очередь расскажите о победе? - Своим домашним. Жене Евгении, сыну и дочери. Они у меня уже взрослые, учатся в университетах.

- Вспомните одну из самых сложных спасательных операций. - В 2007 году в Саянах, в районе озера Пазарым, группа из семи туристов спускалась со скалы по замерзшему водопаду, - рассказывает Виктор Николаевич. - Среди снаряжения у них был ледобур, с его помощью можно было организовать страховку. Правильно вкрученный в лед, он способен выдерживать огромные нагрузки, но им ребята почему-то не воспользовались. Пошли в одной связке, у них вырвало крюк, на котором была закреплена веревка. Все сорвались со скалы. Местность была труднодоступная, ледник. Вызвали наш экипаж. Пострадавших и погибших снимали на лебедках с высоты 40 метров. Приходилось делать поправки на восходящие и нисходящие потоки воздуха.

- Где тушить пожар сложнее? - В горах, где пересеченная местность, и очаг возгорания идет не вдоль склона, а поперек. Получается, что с водосливным устройством на гору не зайдешь, а внизу, как правило, находятся спасатели, сотрудники лесоохраны. Приходится лавировать в узком коридоре. Трудно бывает при верховом пожаре, который очень быстро распространяется. Помню, как два года назад мы тушили пожар в Томской области, который вплотную подошел к населенному пункту. До самой ночи пришлось отбивать деревню от горящего кедрового леса. Каждый год мы собираемся с летчиками - спасателями из разных регионов, чтобы выработать единую методику пилотирования в той или иной нестандартной ситуации.

- Какой-то оберег берете с собой в полет? - Крестики есть у каждого. Но мы, как в поговорке, «на Бога надеемся, но сами – не плошаем».