Протокол заседания Экспертного совета МЧС России от 19.11.2009

ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного совета МЧС России

____________________________________________________________________

 

г. Москва

19 ноября 2009 г. № 5

15.00

  

Председательствовал:

Ю.Л. Воробьев

 

Присутствовали:

члены Экспертного совета МЧС России, представители ведомственных СМИ, приглашенные участники (согласно списку).

 

На заседании заслушали и обсудили:

 

докладзаместителя председателя Экспертного совета МЧС России, начальника федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» В.А. Акимова «Постиндустриальные риски: проблемы, пути решения»;

доклад члена Экспертного совета МЧС России, руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г.Онищенко «Проблемы обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации»;

доклад члена Экспертного совета МЧС России, заместителя директора Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта Российской академии наук Е.А.Рогожина «Проблемы оценки сейсмической опасности при строительстве гражданских и ответственных объектов в Российской Федерации. Перспективы прогнозирования сейсмической ситуации в сейсмоопасных регионах страны»;

доклад заместителя директора по научной работе Института глобального климата и экологии Росгидромета С.М. Семенова «Последствия изменения климата на территории Российской Федерации: экстремальные явления»;

доклад члена Экспертного совета МЧС России, директора Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития России С.Ф. Гончарова «Система организации медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях»;

доклад члена Экспертного совета МЧС России, ректора Восточно-Евразийского института психоанализа М.М. Решетникова «Социально-психологическая поддержка населения, основные направления социальной терапии и информационного обеспечения стабильности в обществе в условиях кризиса»;

доклад члена Экспертного совета МЧС России, главного редактора журнала «Проблемы анализа риска» Общероссийской общественной организации «Российское научное общество анализа риска» А.А. Быкова «Приложения асимптотической теории вероятностей экстремальных значений к решению проблем безопасности жизнедеятельности»;

информацию председателя Экспертного совета МЧС России Ю.Л. Воробьева «О повестке следующего заседания Экспертного совета МЧС России».

 

На заседании приняты следующие решения:

 

1. Принять к сведению информацию и доклады, заслушанные на Экспертном совете МЧС России. Опубликовать указанные доклады в официальном печатном издании Экспертного совета МЧС России – научном журнале «Проблемы анализа риска» и разместить на официальном сайте МЧС России.

2. Одобрить предложения заместителя председателя Экспертного совета МЧС России, начальника федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» В.А.Акимова по совершенствованию правовой, нормативно-технической и методической базы осуществления мониторинга инженерных систем и конструкций потенциально опасных объектов.

Рекомендовать МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

по внесению изменений в законодательную базу:

ускорить подготовку и прохождение федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

пункт 14 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции: «Проектная документация объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности также должна содержать раздел «Мероприятия по гражданской обороне. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», оформляемый отдельным томом (книгой)»;

разработать методические и нормативные правовые документы, разграничивающие зоны ответственности между региональными, муниципальными и объектовыми уровнями оповещения, а также определяющие и регламентирующие взаимодействие хозяйствующих субъектов при создании и эксплуатации совместных систем оповещения;

разработать новые нормативные правовые документы, регламентирующие оказание основными и альтернативными операторами услуг мобильной и фиксированной связи для органов государственной власти различного уровня, используемые в ЧС и для их предотвращения;

разработать новые регламенты включения операторов мобильной связи в процесс оповещения руководящего состава и информирования населения;

внести изменения в технические регламенты в части обязательности выполнения требования о том, что проектирование и установка автоматизированных технологических систем, систем предупреждения, оповещения и ликвидации последствий ЧС осуществляется только организациями, обладающими соответствующей квалификацией;

для аварийно-спасательных формирований, находящихся вблизи крупных промышленных объектов типа ГЭС или АЭС, пересмотреть табеля оснащения и внести в них специализированное оборудование, способное выполнять технологические операции с учетом конструктивных особенностей имеющихся объектов.

по проектированию и установке современных систем предупреждения возникновения ЧС на объектах и оповещения персонала объектов и населения о возникших угрозах:

оснастить критически важные и потенциально опасные объекты структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений и обеспечить автоматическую передачу необходимой информации о состоянии контролируемых объектов и параметрах чрезвычайной ситуации по установленной форме в дежурную службу объекта, единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования и Ростехнадзор;

обеспечить внедрение на потенциально опасных объектах современных комплексов оповещения, созданных на базе современных цифровых технологий, и использующих мультисервисные сети передачи данных в качестве основной транспортной среды, что позволит интегрировать систему оповещения в единую среду управления регионом (электронное правительство). В качестве элементов систем оповещения необходимо также использовать новые современные формы, такие как ОКСИОН и службы коротких сообщений операторов мобильной связи;

оснастить крупные гидротехнические сооружения информационно-аналитическими комплексами для системы оповещения в зонах катастрофического затопления при авариях на ГТС;

провести разработку и оснастить сотрудников потенциально опасных объектов специальными индивидуальными устройствами, которые могут, в случае необходимости: подавать сигнал тревоги от автоматизированной системы оповещения, передавать информацию о чрезвычайной ситуации и месте нахождения сотрудника потенциально опасного объекта, снимать медицинские параметры, позволяющие судить о психофизиологическом состоянии оператора потенциально опасного объекта, ускорить поиск человека, попавшего в беду;

провести обследования потенциально опасных и критически важных объектов Российской Федерации в целях: оценки их состояния и степени оснащенности системами безопасности ведения технологических процессов; наличия и готовности штатных и нештатных аварийно-спасательных формирований; наличия резервов материальных и финансовых средств для ликвидации аварий техногенного, природного характера и террористических актов;

по обучению специалистов различных служб действиям в условиях ЧС:

проводить обучение персонала критически важных и потенциально опасных объектов, личного состава аварийно-спасательных формирований и служб действиям по ликвидации локальных ЧС с использованием мультимедийных, включающих 3D графику, обучающих и тестирующих программ и тренажерных комплексов;

наладить в заинтересованных министерствах и ведомствах систему подготовки кадров по технологиям предупреждения ЧС.

В соответствии с п. 7 приказа МЧС России от 27.10.2009 № 612 представить Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий анализ нормативной базы, практики проектирования, строительства и эксплуатации систем мониторинга потенциально опасных объектов, их взаимодействия с органами повседневного управления РСЧС, и подготовленные рекомендации по их совершенствованию в целях обеспечения безопасности населения и территорий, а также повышения эффективности аварийно-спасательных работ в зонах возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3. Отметить, что:

отсутствие необходимых производственных мощностей по извлечению вторичных материальных ресурсов из отходов производства и потребления способствует существенному увеличению объема отходов, подлежащих захоронению и сжиганию, что обусловливает безвозвратные потери ценных хозяйственных ресурсов и дополнительное негативное воздействие на окружающую среду, в том числе значимое завышение числа и мощности мусоросжигательных заводов и полигонов по захоронению отходов – объектов, создающих социальную напряженность, неблагоприятных с санитарно-эпидемиологической и природоохранной точек зрения и являющихся возможными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

разработка современной правовой базы в области размещения и проектирования объектов и прогнозирования сейсмической ситуации в сейсмоопасных регионах, а также проведения работ по снижению сейсмического риска является крайне актуальной задачей;

изменение глобального климата конца ХХ – начала XXI веков заметно затронуло природные и хозяйственные системы России. При этом наблюдались и отрицательные, и положительные последствия для экономики, природных ресурсов и здоровья населения, что является следствием географических, экологических и экономических региональных особенностей;

среди негативных последствий, связанных с изменением климата, особое место занимает неблагоприятная динамика некоторых экстремальных, опасных явлений:

рост частоты и масштабности наводнений, в том числе катастрофических;

увеличение частоты возникновения лесных пожаров, а также площади, пройденной пожарами;

деградация горных ледниковых систем (таяние, отрицательный баланс массы льда), что потенциально является источником опасности для населения и хозяйственных объектов горных регионов (в том числе, из-за оползней на оттаивающих склонах, просадок за счет уплотнения грунта);

рост селевой опасности и изменение высотной структуры лавинной опасности в горах;

рост аварийности, связанной с негативным влиянием увеличения глубины сезонного протаивания многолетней мерзлоты на равнинах на здания и технические сооружения (включая нефте- и газопроводы).

При сохранении существующих тенденций изменения климата все эти и некоторые другие негативные процессы сохранятся и, возможно, усилятся.

для минимизации последствий глобального изменения климата на территории Российской Федерации, в том числе для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с изменением инженерно-геологических, экологических и санитарно-эпидемиологических условий в отдельных регионах России, необходимо организовать проведение системного мониторинга изменений климата на территории страны, а также планомерной подготовки органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления к плановым и экстренным действиям, необходимость которых может быть вызвана указанными изменениями;

при совершенствовании медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях необходимо развивать и поддерживать как межведомственное, так и ведомственное информационное сопровождение мер по безопасности дорожного движения, согласование координации и корректировки реализации мероприятий.

4. Рекомендовать:

органам законодательной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при совершенствовании законодательства в области обращения с отходами производства и потребления внедрять обязательные требования по извлечению вторичных материальных ресурсов из отходов производства и потребления для отдельных категорий предприятий и отходов;

федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при принятии решений о размещении объектов капитального строительства, разработке документов территориального планирования предусматривать мероприятия по обеспечению сбора вторичных материальных ресурсов, а также экологически безопасному обращению с неутилизируемыми отходами.

5. Заместителю председателя Экспертного совета МЧС России 
В.А. Пучкову совместно с членами Экспертного совета МЧС России 
Е.А. Рогожиным и В.И. Осиповым проработать вопрос необходимости своевременного обновления карт сейсмического районирования территории Российской Федерации и подготовить необходимые предложения.

6. Создать рабочую группу Экспертного совета МЧС России совместно с представителями Росгидромета и РАН для проведения анализа новых рисков, связанных с возможными чрезвычайными ситуациями и угрозами безопасности населения, которые возникли вследствие изменений климата, а также разработке комплекса мер по усилению готовности, в том числе оснащенности оперативных служб, ответственных за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями, лесными пожарами, селями, лавинами и оползнями в горных местностях, аварийными ситуациями со зданиями и сооружениями в зоне многолетней мерзлоты.

7. Направить:

доклады Г.Г. Онищенко, Е.А. Рогожина руководству МЧС России;

доклад Г.Г. Онищенко в профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для анализа достаточности имеющегося правового обеспечения для экологически обоснованного и экономически эффективного обращения с отходами производства и потребления;

доклад М.М. Решетникова ведущим политическим партиям Российской Федерации для изучения;

доклад А.А. Быкова во Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования с целью рассмотрения возможности приложения асимптотической теории вероятностей экстремальных значений к решению задач прогнозирования чрезвычайных ситуаций различного характера.

8. Одобрить проект повестки очередного заседания Экспертного совета МЧС России в марте 2010 года (прилагается).

9. Создать рабочую группу для осуществления анализа направлений деятельности Экспертного совета МЧС России и выработки рекомендаций по дальнейшему совершенствованию организации деятельности Экспертного совета МЧС России.

Рабочей группе Экспертного совета МЧС России совместно с заинтересованными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проанализировать деятельность Экспертного совета МЧС России, выработать рекомендации по совершенствованию организации деятельности Экспертного совета МЧС России и до 1 марта 2009 года представить их в секретариат Экспертного совета МЧС России.

   

Председатель

Экспертного совета МЧС России

Ю.Л. Воробьев

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)