Протокол внеочередного заседания Экспертного совета МЧС России от 15 марта 2011 г.
ПРОТОКОЛ
внеочередного заседания Экспертного совета МЧС России
г. Москва, ул. Ватутина, д. 1
15 марта 2011 г.
Председательствовали: Ю.Л. Воробьев, Р.Х. Цаликов
Присутствовали: члены Экспертного совета МЧС России, представители
ведомственных СМИ, приглашенные участники (согласно списку).
На заседании заслушали и обсудили:
доклад члена Экспертного совета МЧС России Рогожина Евгения Александровича «О предварительных данных о строении очага великого японского землетрясения и его основных проявлениях»;
доклад директора Международного института теории прогноза землетрясений и математической геофизики Российской академии наук Соловьева Александра Анатольевича «О прогнозах землетрясений в Дальневосточном регионе»;
доклад заместителя директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук Арутюняна Рафаэля Варназовича «О системах мониторинга на объектах атомной энергетики».
На заседании приняты следующие решения:
1. Принять к сведению доклады, заслушанные на Экспертном совете МЧС
России.
2. Отметить, что:
ситуация, сложившая в зоне землетрясения, произошедшего 11.03.2011 на острове Хонсю, и последовавшего за ним цунами, к настоящему моменту не стабилизировалась и имеется высокая вероятность возникновения землетрясений в районах острова Хоккайдо, островов Курильской гряды, юга полуострова Камчатки. При этом возможно возникновение землетрясений магнитудой до 7,5 баллов с образованием цунами;
2
события на объектах атомной энергетики Японии, пострадавших в результате произошедшего землетрясения и цунами, развиваются неблагоприятно.
3. Рекомендовать МЧС России обеспечить взаимодействие с научно-
исследовательскими организациями с целью получения оперативных прогнозов
по сейсмической обстановке в Дальневосточном регионе.
4. Рекомендовать МЧС России в рамках единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
спланировать и провести командно-штабные учения в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с угрозой землетрясений и радиационного загрязнения, с привлечением необходимых сил и средств;
создать специальную группу с привлечением научно-исследовательских организаций по контролю за развитием и последствиями аварии на объектах атомной энергетики Японии, предусмотрев следующие направления функционирования:
мониторинг состояния загрязнения в районах возможного распространения радиоактивных веществ, попавших в окружающую среду в результате аварии на объектах атомной энергетики Японии;
обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Дальневосточного региона, включая мониторинг качества товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из районов возможного загрязнения;
мониторинг сейсмической обстановки в Дальневосточном регионе.
При этом возложить на указанную специальную группу функции по взаимодействию с международными организациями с целью получения исчерпывающей информации об обстановке, складывающейся в результате землетрясения и аварии на объектах атомной энергетики Японии.
5. Рекомендовать МЧС России, федеральным органам исполнительной власти и другим организациям, направляющим специалистов в Японию и прилегающие регионы, оснащать личный состав оперативных групп всеми необходимыми средствами индивидуальной защиты, средствами наблюдения и лабораторного контроля, средствами передачи информации.
6. Рекомендовать Институту проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук произвести необходимые расчеты возможных наиболее тяжелых сценариев развития ситуации на аварийных объектах атомной энергетики Японии с последующим немедленным информированием МЧС России.
При прогнозировании развития ситуации на аварийных объектах атомной энергетики Японии учитывать информацию Государственного научного центра Всероссийского научно-исследовательского института неорганических материалов имени Академика А.А, Бочвара о наличии к северу от пострадавших объектов атомной энергетики Японии предприятия по переработке и хранению ядерного топлива.
7. Рекомендовать:
Росгидромету совместно с МЧС России и заинтересованными научно-исследовательскими организациями произвести расчеты (создать модели) возможных переносов загрязнений, возникающих в результате аварии на объектах атомной энергетики Японии и обусловленных циркуляцией атмосферы и морскими течениями, на территории Российской Федерации и сопредельных государств, а также акватории мирового океана;
заинтересованным органам государственной власти учитывать вышеуказанные расчеты в целях последующего мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также выработки мер защиты населения Российской Федерации и граждан Российской Федерации, находящихся на территориях сопредельных государств и международных транспортных коммуникациях;
Роспотребнадзору и заинтересованным органам государственной власти учитывать вышеуказанные расчеты при принятии мер по контролю пищевых и товарных цепочек с территорий, подверженных возможному загрязнению.
8. Рекомендовать Росгидромету, МЧС России рассмотреть вопрос о
применении в Дальневосточном регионе специально оборудованных воздушных
судов для мониторинга обстановки, складывающейся в результате землетрясения
и аварии на объектах атомной энергетики Японии.
9. Рекомендовать:
МЧС России обратить особое внимание на своевременное информирование и оповещение населения Дальневосточного региона и, в первую очередь, жителей Курильских островов, об обстановке, складывающейся в результате землетрясения и аварии на объектах атомной энергетики Японии. При этом обеспечить структурирование официальной информации с целью своевременного, полного и целенаправленного информирования населения с учетом расположения относительно территорий, подверженных возможному загрязнению;
активизировать международную позицию Российской Федерации по сотрудничеству с международными организациями (в сферах их ответственности) с целью получения исчерпывающей информации об обстановке, складывающейся в результате землетрясения и аварии на объектах атомной энергетики Японии, и использования указанной информации для анализа и принятия решений при реагировании на возможные чрезвычайные ситуации.
10. Рекомендовать МЧС России рассмотреть вопрос о необходимости
внесения изменений в существующую нормативную правовую базу для
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий при
возникновении чрезвычайных ситуаций на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств с учетом землетрясения и аварии на объектах атомной энергетики Японии.
Председатель
Экспертного совета МЧС России
11. Направить настоящий протокол в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и научно-исследовательские организации.
12. Одобрить проект повестки очередного заседания Экспертного совета МЧС России в апреле 2011 года (прилагается) с учетом предложения члена Экспертного совета МЧС России Н.А. Махутова.
Председатель Экспертного совета МЧС России Р.Х. Цаликов