Гаврилов Василий Андреевич
- Родился я в деревне Сосновские Шорни Игринского района, - рассказывает Василий Андреевич. - Деревня наша маленькая, поэтому про детский сад со школой и говорить нечего. Сначала, в Мужбер, в начальную школу ходили. Каждый день, три километра туда, три обратно пришлось бегать. Затем, в Чумойской восьмилетней школе ума набирался. Здесь уже семь километров ходить пришлось. Ростом не велик был, что б от ребят не отстать, всю дорогу вприпрыжку за ними бежал.
В первый класс пришёл, не владея русским языком. Можно сказать, как и у всех ребят, детство на улице прошло. Сначала наиграться никак не могли, а как подросли – родителям помощники. Учился не хуже других, более положенного «двоек» не получал. На уроках физкультуры, разве что, за длинноногими друзьями угнаться сложно было, но в борьбе равных не было – если уж схвачусь, то считайте пропали.
В младших классах ещё, на Новогодние праздники сценку готовили. Мы, три друга, по сценарию козлят играли. Не поверите, кличка с тех пор и прилепилась. Так и стали «кечкой» кликать. Других тоже, эта напасть, не обошла стороной. Так и смирились со своими прозвищами, но обиды не держали.
Окончив Чумойскую школу, двинулись впятером в Суроновскую школу Шарканского района - наша деревня на границе Игринского и Шарканского районов была. Закончив 10-й класс, поступил в Ижевск в училище культуры, участвовал в ансамбле «Зангари». Музыкой стал заниматься от того, что вопрос стоял серьёзный - куда дальше податься. Тем более, на гармошке уже играл - отец был примером. Может и это роль свою сыграло, что в артисты подался, а может и клуб деревенский, который всё время на замке был. Специалиста в клубе не было, я и подумал, отучусь - прямиком туда.
Семья у нас большая была: пять парней и дочка. Я третьим был. С нами жила одна бабушка, а в соседнем доме - другая. Мама наша Глафира Семёновна, в своё время, в Мужбере минимолокозаводом заведовала, а после его закрытия, дояркой работала. Отец, Андрей Николаевич, молодым сел за руль трактора, механизатором-передовиком был, награжден медалью труженника тыла.
Видимо, по примеру отца, все братья к технике склонность имеют, все водителями работают. Не помню, чтобы отец хоть раз голос повышал. По его строгому взгляду свои ошибки осознавали. От бабушек больше попадало. Они родительские обязанности выполняли. С нетерпением выходных дней ждали. Всей семьёй собирались – папа на гармони играет, сам же поёт, бабушка на балалайке подыгрывает. Видать в них я пошёл, на гармошке играю, иной раз и спою, на свирели могу.
- После года учёбы в училище культуры меня забрали в армию. Друзья и односельчане в дальнюю дорогу по удмуртскому обычаю с песнями, с напутственным словом проводили. Столько лет прошло, а мелодии с проводов до сих пор меня сопровождают. Службу нёс в Красноярском крае, в ракетных войсках. Был одним из лучших спортсменов, на перекладине больше всех подтягивался, по канату за 9 секунд взбирался. Кроме того, друзей-сослуживцев поддерживал, на музыкальных инструментах играл, настроение поднимал. Фотография на Доске Почёта части висела, а фамилия в Книгу Почёта части вписана была, благодарственные письма родителям слали. Таким вот образом дослужился я в армии до старшего сержанта.
Перед увольнением в запас командование части направляло в военное училище. Но я, наперекор всем, вернулся в своё музыкальное училище. Тем не менее, два года в кирзовых сапогах не провёл напрасно - это тоже своего рода школа, собственное мировоззрение основательно пересмотрел, восприятие действительности изменилось. В советские времена отношение к Родине возвышенное было, гордость была за Отчизну. Поэтому и в армию пошёл с радостью. Современных пацанов не понимаю, удивляюсь я им, эдакие бугаи выросли, но армии боятся. В нынешнюю армию, как в детский сад ведут.
Закончив училище культуры, в поисках работы направился я в Игру. Мне повезло, получил назначение в Мужбер, совсем рядом с родной деревней. Поскольку в деревне музыкант появился, тотчас и в школу, и в детский сад стали приглашать, вести уроки музыки. Сопротивления не оказал - авторитет мой повысился. К тому же к гармонисту всегда с симпатией относились, я тоже время не терял напрасно, и на гармони играл, и к девушкам приглядывался. День рождения или юбилейная дата у кого приближается – непременно меня приглашали. Деревня небольшая, хочешь-не хочешь, родня-не родня, на всех свадьбах-юбилеях веселил народ. Получается, самая почётная работа это была: насильно и за стол усаживали, и чарку поднести умудрялись некоторые.
Когда в клубе работал, все молодожены из деревень, входящих в сельсовет, в Мужбере регистрировались, и, не поверите, на одной из свадеб свою будущую супругу встретил. Как знать, если бы этого не случилось, может быть до сих пор так и работал в клубе, играя на гармошке.
Девушка Галина родом из Чумоя. Год встречались, с нетерпением ждал выходные дни и каникулы - тогда она домой приезжала. Узнав, что приехала, как на крыльях 13 километров с букетом цветов пролетал. Семья у них большая была, восемь детей, Галя четвёртая. Их отец ушёл из жизни, когда старшему из детей 18 лет, а самому маленькому 2-3 месяца было. Может поэтому, дети в семье Перевощиковых работящими и основательными выросли. Ещё свадьбу не сыграли, а Лидия Яковлевна, мама Гали, меня как родного сына уже любила. Да и сам я послушным парнем был, перечить особенно не стремился. Перед свадьбой же и к согласию пришли: если перебираюсь в город - быть семье, если не еду в Ижевск - забудь, что было. Делать нечего, голову уже потерял, бросил и работу, поехали вместе в город. Будущая супруга, закончив к тому времени Пермское училище искусств, в Ижевске занималась оформлением витрин больших магазинов.
Сыграв свадьбу, долгие годы жили в общежитиях пожарных частей. Очень радовались ожидая первенца. Но преждевременной оказалась радость - ребёнок бездыханным родился. Позднее выяснилось, что на развитие ребёнка вредное влияние оказала краска, с которой беременная жена работала, имеющая едкий запах. Поменяв место работы 22 года в троллейбусном парке художником была.
Двоих сыновей вырастили - Максима и Власа. Оба спортсмены, старший сын кандидат в мастера спорта по скалолазанию, младший - дважды мастер спорта по пожарно-прикладному спорту и скалолазанию. Участвовал на чемпионате мира по скалолазанию. Спортсмены здоровьем должны отличаться, сильными должны быть, но ни один не оказался годным к строевой службе - в армию не взяли. Младший сын тоже в пожарные собирался, но надолго его не хватило. Теперь оба монтажниками-высоковольтниками работают.
- В Ижевск я не один отправился, брата Ивана ещё с собой прихватил. В поисках работы очутились мы у кафе «Пирожковая», что на улице Горького. Запах еды нос щекочет, но голод пришлось пересилить, денег осталось только на обратную дорогу домой. Пока крутились на одном месте, глядим, на другой стороне дороги, люди в военной форме ходят. Оказывается пожарные, порядок наводят. Говорю брату, что ж кругами-то ходить, айда к ним, попытка не пытка.
А там только нас и ждали, оказывается - если согласны, то хоть прямо сейчас за работу. В тот же день всё и оформили. Жаль только, брат в части надолго не задержался, три месяца водителем проработал и в деревню же вернулся. А я навсегда застрял. 14 лет караульной службой руководил, до майора дослужился. После выхода на пенсию в 8-ой части отделением руковожу.
В детстве от кого-то слышал, что в пожарные только бородатых берут. Оказывается пустые разговоры. Не только лишь бородатых, но и музыкантов оказалось берут. Благодарен своему старшему сослуживцу, Алексею Петровичу Елхову. Он меня в дыму правильно дышать, в незнакомом месте, грамотно себя вести научил. Знаний, полученных за партой, оказывается недостаточно для борьбы с огнём, обязательно рядом опытный наставник должен быть. Все его советы на ус мотал, иной раз прикрикнет ещё – терпел.
Навсегда запомнил первый свой выезд на пожар. Осенью дело было, я стажёр, даже одежду форменную получить не успел. В Октябрьском переулке, в большом деревянном доме, магазин загорелся. Народу не хватало, поэтому я тоже пригодился. Меня, в гражданской одежде, в огонь тогда не пустили, я больше вокруг дома бегал.
Долго не мог забыть задохнувшегося в дыму человека. Увидев обгоревшего человека, всё внутри перевернулось, тошнить стало. Перетерпел, у колонки горло прочистил, ополоснулся. Постепенно ко всему привык.
- Люди от огня шарахаются, а мы туда лезем. Вспоминается тушение корпуса Удмуртского госуниверситета. Наша часть на место раньше всех прибыла. Чтобы ознакомиться с ситуацией, поднялся на чердак здания. Ну, думаю, вовремя приехали, огонь ещё не сильно распространился. Несколько шагов прошёл - провалился, ладно руками успел уцепиться. Ноги этажом ниже оказались, а по животу огонь ползёт. Как в баню жаркую попал, не помню как выбрался, по рации успел сообщить о масштабах возгорания.
В советское время газовых котельных не так много ещё было, основная масса домов дровами отапливалась. Пожары в таких домах часто возникали. Однажды чуть не погиб, в дом зашёл и в подполье провалился, ладно товарищи заметили в какую сторону пошёл. Выручили в сложной ситуации, иначе трудно пришлось бы...
У каждого времени года свои приметы, иной раз и зимой жарко. Весной и летом пух тополиный пух да сухая трава горит, огородники не берегут своё имущество. Однажды, за одну смену, 17 раз по тревоге на пожар выезжали. В тот день три раза обедать садился, но так и не удалось поесть.
Часто человек сам виноват, не соблюдает правил пожарной безопасности: за электропроводкой не следит, пьяный закурил - уснул.
Часть на улице Горького самая большая была, все крупные городские объекты под нашим контролем были. Специальную газодымозащитную службу имели, четыре человека на каждое возгорание выезжало. Среди них и я. Большой пожар в Ижевске на улице Степана Разина был, в 9-ти этажном доме. Много народу пришлось эвакуировать. За своевременное реагирование и оказанную помощь тогда меня медалью «За отвагу» наградили.
Другой случай был на Советской улице, в доме номер 2. Весь дом уже огнём охвачен был, а на пятом этаже люди ещё оставались. Бегом наверх поднялся, смотрю - женщина с ребёнком. Запасной дыхательный аппарат ребёнку отдал, а женщине свой. Противилась, мол, задохнусь, дорогу не найду. Пришлось прикрикнуть: или спасаемся, или как, главное от меня не отставай, упадёшь, помощи уже не будет. Ребёнок у меня на руках, женщина за мной, вниз спускались, даже не споткнулась ни разу.
Человеку внимательней нужно быть - огонь никого не жалеет. Ежегодно новая техника поступает, но без человека она с места не сдвинется. Я бы пожарным памятник поставил. Раньше народ нам на помощь спешил, сейчас всё иначе: телефонами снимают, а позвонить, сообщение отправить и не догадаются. А ротозеев с любителями поживиться чужим имуществом хватает.
После многолетней жизни в общежитиях, получил жилищный сертификат. В банке кредит ещё взяли - купили отдельный дом. Сам все строительные работы выполнил: где кладку кирпичную обновил, водопровод исправил, печь новую поставили. Друзья отметили качество работы - сейчас больше десяти лет сантехником «подрабатываю».
Свободное время на природе провожу: рыбалка, охота, по грибы да за ягодой хожу. С медведем, правда, не встречался ещё, но 12-ти килограммового карпа ловил.
С детства с симпатией смотрел на музыкантов-духовиков. Однажды речь зашла о создании при Управлении по пожарной безопасности духового оркестра. Я записался, но видимо народу не набралось. В большую трубу подуть не пришлось, но попал в хор ветеранов. Теперь без нас ни один праздник не проходит.
Кроме того, даже выйдя на заслуженный отдых, Василий Андреевич остался предан своему делу. В настоящий момент он работает командиром отделения в ФКУ «8 пожарной части ФПС ГПС по УР «договорная».