2008 год
МЧС России ежегодно совершенствует деятельность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выполнению мероприятий гражданской обороны, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Так, за 11 месяцев текущего года снизилось число чрезвычайных ситуаций на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество погибших при них людей сократилось на 21% или на 934 человека, а количество пострадавших – в 5 раз.
За 11 месяцев текущего года спасено более 90 000 человек.
В 2008 году более чем на 6 процентов уменьшилось количество пожаров и погибших при них людей. Материальных ценностей было спасено на сумму свыше 38 млрд. рублей. Это на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Положительная динамика сохраняется и при обеспечении безопасности людей на водных объектах: гибель удалось снизить на 14%.
В этом году активно применялась авиация МЧС. Всего выполнено более 13 тысяч полетов и доставлено свыше 19 тысяч тонн грузов, а том числе и за рубеж.
В 2008 году МЧС было проведено беспрецедентное количество гуманитарных операций за рубежом. С начала 2008 года МЧС подготовило и осуществило 27 чрезвычайных гуманитарных операций. Была оказана помощь Таджикистану, Китайской Народной Республике, Молдове, Косово, Боливии, Мьянме, Палестине, Украине, Приднестровью, Кубе, Киргизии, Сербии и другим странам.
Осуществлена широкомасштабная гуманитарная операция по оказанию помощи Китайской Народной Республике в ликвидации последствий разрушительного землетрясения, произошедшего в мае 2008 года.
Впервые в практике проведения зарубежных спасательных операций в составе группы российских спасателей и врачей, которые принимали участие в ликвидации последствий разрушительного землетрясения в провинции Сычуань Китайской Народной Республики, работали психологи МЧС России. За две недели они оказали помощь более 300 пострадавшим, 250 из которых – дети. Специалисты Центра экстренной психологической помощи МЧС России успешно на практике отработали новейшие технологии оказания психологической помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Методы уникальны тем, что для их применения не требуется знания иностранных языков.
Но наибольшее количество сил и средств МЧС России в 2008 году было задействовано при выполнении гуманитарной операции в Южной Осетии, пострадавшей в результате агрессии грузинских военных.
В республику было доставлено свыше 18,5 тысяч тонн гуманитарных грузов, в том числе продовольствие, медикаменты, строительные материалы. Пиротехническими подразделениями МЧС на территории Южной Осетии было обнаружено и обезврежено более 2700 взрывоопасных предметов. В сжатые сроки выполнены мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения. Восстановлено порядка 400 тысяч кв. метров жилья, налажена работа хлебозавода, школ, больниц, основных систем коммунально-хозяйственной структуры. В республике удалось предотвратить гуманитарную катастрофу.
Во время ликвидации последствий вооруженного конфликта на территории Южной Осетии во время работы Федерального оперативного штаба были широко задействованы возможности Национального центра управления в кризисных ситуациях.
Он приступил к работе в апреле текущего года. Национальный центр управления в кризисных ситуациях представляет собой единый многоуровневый управляющий комплекс нового поколения. Он решает задачи координации, оперативного управления, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Собранная в Национальном центре информация различных баз данных позволяет моделировать различные чрезвычайные ситуации, разрабатывать варианты их предупреждения, смягчения последствий и ликвидации. Возможности Национального центра неоднократно использовались при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, так и других стран.
В настоящее время ведется работа по созданию межрегиональных и региональных сегментов НЦУКС.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» продолжается создание Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). В 28 городах России в рамках ОКСИОН действуют 25 информационных центров, 75 пунктов уличного оповещения и информирования населения и более 1600 плазменных панелей.
Создание и использование возможностей ОКСИОН позволит сократить сроки доведения необходимой информации до населения в 1,2 раза.
В настоящее время организованы работы по развитию и совершенствованию систем сейсмонаблюдений и предупреждения цунами. В Камчатском крае создана опытная зона по информированию и оповещению населения 14-ти цунамиопасных населенных пунктов с использованием возможностей ОКСИОН. Учения по оповещению населения о цунами показали, что время доведения сигнала от прогностического Центра цунами до населения не превысит 2-х минут.
Приоритетным направлением деятельности МЧС является формирование группировки федеральной противопожарной службы в количестве 220 тысяч сотрудников, что позволит уменьшить время реагирования подразделений и снизить количество пострадавших и погибших при пожарах.
В настоящее время продолжается реализация федеральной целевой программы «Пожарная безопасность в Российский Федерации на период до 2012 года». Ее реализация позволит сократить гибель людей при пожарах в 2 раза и уменьшить экономический ущерб от них более чем на 40 млрд. руб. в год.
МЧС России проводит целенаправленную работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательства, упрощению надзорных процедур и исключению коррупционных проявлений.
Серьезным итогом этой работы в 2008 году стало принятие Федерального закона «О техническом регламенте «Общие требования пожарной безопасности». Он упорядочивает документы, регламентирующие данный вид деятельности. Так, вместо 1,5 тысячи нормативных документов было принято семь основных. Вместо 150 тысяч различных требований пожарной безопасности определено всего 1,5 тысячи. В 2008 году с 8 до 2 сокращено количество лицензируемых видов деятельности в области пожарной безопасности. В перспективе планируется, что деятельность по лицензированию будет полностью передана саморегулируемым организациям.
Кроме того, продолжается работа по внедрению системы добровольного декларирования рисков в области пожарной безопасности и обеспечения жизнедеятельности населения.
Особое внимание МЧС России уделяет работе по формированию культуры безопасности жизнедеятельности. В 2008 году обучение прошли около 40 тысяч представителей органов исполнительной власти, более 12 миллионов человек, занятых в сфере производства и обслуживания и около 15 миллионов учащихся. В рамках соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель»получили практические навыки действий в экстремальных ситуациях около 2 миллионов детей.
Важным направлением деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов. В настоящее время в субъектах Российской Федерации созданы резервы финансовых ресурсов на общую сумму 16,9 млрд. рублей, что на 5,5 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. Также созданы резервы материальных ресурсов на общую сумму 6,14 млрд. рублей, что на 739,4 млн. руб. больше, чем в 2007 году. Таким образом, консолидированный резерв в Российской Федерации позволяет оперативно осуществить меры по предупреждению и ликвидации различных аварий и катастроф.
На протяжении многих лет МЧС проводит планомерную работу по улучшению социальной защиты сотрудников МЧС. Так, количество нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников за последние пять лет было снижено на 35%. В этом году получили квартиру 1224 семьи.
Качественно улучшено медицинское обслуживание соответствующих категорий граждан и сотрудников ведомства.
В г.Санкт-Петербург начато строительство современной клиники №2 Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС. Кроме того, планируется создать филиалы этого центра в Центральном, Южном и Сибирском региональных центрах.
Также в МЧС России определены приоритетные направления на 2009 год. Среди них:
- повышение готовности и расширение спектра применения пожарно-спасательных сил, на основе реформ и развития сил ГО и функционирования гарнизонов;
- реализация практических мероприятий по реформированию войск гражданской обороны в соответствии с Планом строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007 – 2010 годы и на период до 2020 года и поддержание их в готовности к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;
- повышение эффективности деятельности гарнизонов пожарной охраны и их реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе на дорожно-транспортные происшествия;
- развитие сил и средств ФПС и ППС субъектов РФ в рамках реализации субъектами РФ мероприятий ФЦП «Пожарная безопасность Российской Федерации на период до 2012 года» и Протоколов о совместном развитии материально-технической базы пожарных и спасательных сил по мероприятиям 2009 года;
- совершенствование технологий антикризисного управления на основе использования ресурсов НЦУКС;
- организация работ по формированию ЦУКСов региональных центров и субъектов Российской Федерации;
- реализация требований положений Федерального закона от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- осуществление практических мер по организации деятельности единой системы государственных надзоров в сфере компетенции МЧС России;
- внедрение системы независимого аудита пожарной безопасности;
- совершенствование системы противодействия коррупции в подразделениях МЧС России;
- развитие авиационно-спасательных технологий по обеспечению безопасности на федеральных автомобильных трассах М-4, М-7, М-10 и при подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр 2014 года;
- развитие Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения;
- совершенствование системы прогнозирования, организация работы по предупреждению ЧС;
- совершенствование системы спутниковой связи и видеоконференцсвязи, обеспечение их устойчивого функционирования при передаче информации из районов ЧС и пунктов постоянной дислокации территориальных органов МЧС России;
- развитие материально-технической базы системы МЧС России;
- обеспечение кадровой стабильности системы МЧС России, повышение эффективности работы с личным составом;
- реализация планов приобретения жилья для всех категорий работников МЧС России с учетом собственного жилищного строительства.