Тезисы доклада директора Департамента гражданской защиты генерал-лейтенанта С.Л. Диденко

В 2014 году территориальными органами МЧС России мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению эффективности системы оперативного управления в основном выполнены.

Отдельно остановлюсь на итогах деятельности и приоритетных задачах на 2015 год.

По вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций.

В 2014 году проводилась работа по совершенствованию нормативных правовых актов, в том числе по критически важным и потенциально опасным объектам, а также по вопросам планирования мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

В субъектах Российской Федерации завершается разработка планов повышения защищенности критически важных объектов и паспортов безопасности потенциально опасных объектов, процент разработки которых составил 92 и 98 % соответственно.

Продолжалась работа по развитию и внедрению систем мониторинга и программно-аппаратных комплексов прогнозирования чрезвычайных ситуаций, показатель оправдываемости прогнозов увеличился до 84 %.

Снижено до 16% количество бесхозяйных гидротехнических сооружений.

В целом по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций в 2014 году в лучшую сторону отмечается Южный региональный центр МЧС России, главные управления МЧС России по Краснодарскому краю и Ростовской области, в худшую - Северо-Западный региональный центр МЧС России и Главное управление       МЧС России по г. Санкт-Петербургу.

В 2015 году в области предупреждения чрезвычайных ситуаций предлагается организовать работу по следующим основным направлениям.

Первое. Создание и формирование территориальных центров мониторинга и прогнозирования.

Для этого необходимо:

в первом квартале 2015 года, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовить и утвердить план мероприятий по созданию территориальных центров мониторинга и прогнозирования, в котором предусмотреть необходимую штатную численность и выделение финансовых средств на создание, оснащение и дальнейшее их содержание;

обеспечить внедрение программных продуктов, направляемых Центром «Антистихия», по характерным для региона рискам возникновения чрезвычайных ситуаций;

заключить соглашения с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, профильными высшими учебными заведениями и другими организациями, для использования их потенциала в формировании прогнозной информации по своим направлениям.

Второе. Приграничные с Республикой Казахстан субъекты Российской Федерации в текущем году прошу организовать тесное взаимодействие с «соседями» по вопросам мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий в соответствии с подписанными в 2014 году документами.

Меморандум о намерениях по оперативному обмену данными дистанционного зондирования Земли» и «План совместных действий МЧС России и МЧС Республики Казахстан по вопросам создания системы мониторинга чрезвычайных ситуаций и совместного участия аварийно-спасательных формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций на период 2014-2015 годы»).

Третье. Организация безаварийного пропуска паводковых вод. В этих целях:

при подготовке к паводку обращаю особое внимание на качественное обследование гидротехнических сооружений, ограждающих дамб, железнодорожных и автомобильных мостов, водопропускных сооружений, выполнение предупредительных взрывных работ;

организовать работу по выявлению объектов незаконного строительства в зонах, подверженных подтоплению и принятию мер по их ликвидации или переносу установленным порядком в безопасные районы.

Четвертое. В целях эффективного использования денежных средств из Целевого финансового резерва МЧС России требую спланировать необходимые мероприятия, подготовить обоснованные заявки на выделение денег и обеспечить их своевременное использование.

Отмечаю, что в прошедшем году Приволжским региональным центром    МЧС России, а также Главным управлением МЧС России по Красноярскомукраю финансовые средства были реализованы в самый последний момент, практически в конце декабря.

Пятое. Принятие и реализация региональных целевых программ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Для этого:

руководителям региональных центров МЧС России в первом квартале      2015 года инициировать проведение совещаний под руководством полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с заслушиванием руководителей субъектов Российской Федерации по вопросу принятия программ и финансированию соответствующих мероприятий;

субъектам Российской Федерации, где эти программы не приняты (Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край, Чукотский автономный округ, Республика Крым и город Севастополь) – в первом полугодии 2015 года совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по разработке и принятию региональных программ.

Совершенствование системы оперативного управления.

В рамках организации работы по оперативному планированию и экстренному реагированию в 2014 году:

внесены изменения и дополнения в «Наставление по организации управления и оперативного реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утверждены решением Правительственной комиссии от 12 декабря 2014 года    № 19);

разработана Концепция развития системы управления МЧС России до 2030 года;

завершена работа по включению подвижных пунктов управления в состав Центров управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

проведено более 280 тыс. мероприятий оперативной подготовки органов управления и сил РСЧС. В том числекомандно-штабное учение с Рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в апреле 2014 года;

В лучшую сторону по вопросам реагирования на чрезвычайные ситуации и организации работы органов управления отмечаются Южный и Северо-Западный региональные центры МЧС России, среди главных управлений МЧС России – Ростовская, Воронежская и Липецкая области, а также Краснодарский край.

В 2015 году в целях совершенствования системы управления предлагаю организовать работу по следующим направлениям деятельности.

Первое. Совершенствование подготовки органов управления. Для чего необходимо:

организовать стажировку личного состава дежурных смен Центров управления в кризисных ситуациях во взаимодействующих, нижестоящих и вышестоящих органах управления РСЧС;

обеспечить проведение учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС по наиболее характерным рискам чрезвычайных ситуаций с детальным анализом их действий и оперативным устранением выявленных недостатков.

Второе. Развитие подвижных пунктов управления. С этой целью:

провести работу по включению в состав подвижных пунктов управления сегментов пунктов управления министерств, ведомств и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации;

развертывание подвижных пунктов управления в полевых условиях осуществлять в ходе учений и тренировок ежемесячно;

мероприятия по совершенствованию подвижных пунктов управления осуществлять в строгом соответствии с методическими рекомендациями             МЧС России, привлекая для этого потенциал и финансовые возможности субъектов Российской Федерации.

Третье. СовершенствованиеработыоргановповседневногоуправленияДля чего:

внедрять современные технические средства, обеспечивающие деятельность органов повседневного управления от единой дежурной диспетчерской службы до Национального центра управления в кризисных ситуациях в едином информационном пространстве (по согласованию с советом главных конструкторов);

продолжить внедрение единых расчетных задач, которые обеспечивают отображение результатов расчетов в режиме реального времени на автоматизированных рабочих местах всех органов управления, задействованных в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

при организации планирования мероприятий по развитию Центров управления в кризисных ситуациях предусмотреть их финансирование из региональных бюджетов.

Четвертое. Совершенствование работы оперативных штабов. Для чего:

продолжить подготовку должностных лиц, входящих в состав оперативных штабов по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при этом развертывание оперативных штабов осуществлять в строгом соответствии с приказом МЧС России от 22.01.2013 № 32 «Об утверждении Положения о порядке приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время»;

обеспечить устойчивое взаимодействие оперативных штабов с органами управления РСЧС путем включения в их состав специалистов от взаимодействующих структур;

работу оперативного штаба осуществлять только в отдельном помещении на специально оборудованных рабочих местах.

Пятое. Совершенствование мероприятий по планированию и управлению деятельностью в системе МЧС России и РСЧС. В этих целях:

организовать переработку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, в соответствии с «Порядком разработки, согласования и утверждения планов действий в системе РСЧС», утвержденным Протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от     21 апреля 2014 года № 6. О результатах работы доложить в Департамент гражданской защиты до октября текущего года;

обеспечить своевременную разработку планов на паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2015 года в соответствии с требованиями нормативных правовых и методических документов МЧС России.

Шестое. В целях развития системы природно-техногенной безопасности и правопорядка в муниципальных районах и городских округах обеспечить реализацию Концепции построения и развития АПК «Безопасный город» в соответствии с планом ее реализации, утвержденным заместителем Министра А.П. Чуприяном.

Особое внимание обратить на планирование финансовых средств в соответствующих региональных программах.

По созданию резервов финансовых и материальных ресурсов и первоочередному жизнеобеспечению.

В 2014 году общий объем созданных во всех субъектах Российской Федерации резервов финансовых ресурсов составил более 52 млрд. рублей, а материальный резерв по сравнению с 2013 годом увеличился на 15 % и составил более 1млрд. рублей в финансовом эквиваленте. В большинстве субъектов Приволжского, Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов материальные ресурсы накоплены на 100 % от запланированных объемов либо приближаются к этому показателю.

К регионам, в которых данная работа организована лучше относятся республики Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), Краснодарский, Камчатский края, Сахалинская, Амурская области, Чукотский, Ханты-Мансийский автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург.

В худшую сторону отмечаются Республика Хакасия, Алтайский край, Кировская и Тамбовская области.

Прошедший год стал испытанием для многих субъектов Российской Федерации по вопросам организации первоочередного жизнеобеспечения, связанного с массовым приемом вынужденных переселенцев из Украины и оказанию гуманитарной помощи Юго-Востоку Украины.

С учетом анализа действий территориальных органов МЧС России приоритетными направлениями в организации создания резервов и первоочередного жизнеобеспечения населения на 2015 год являются.

Первое. Совершенствованиеработыпо созданию резервов финансовых и материальных ресурсов. Для чего необходимо:

провести анализ соответствия объемов создаваемых резервных фондов в субъектах и муниципальных образованиях, исходя из опыта прошлых лет, и во втором квартале 2015 года подготовить предложения по их увеличению соответствующим руководителям;

организовать работу по оптимизации мест хранения субъектовых и муниципальных материальных ресурсов, уточнить номенклатуру и объемы, исходя из рисков чрезвычайных ситуаций, а также инициировать выделение финансовых средств из соответствующих бюджетов для доведения накопления до плановых показателей;

главным управлениям МЧС России по Республике Крым и городу Севастополю в кратчайшие сроки завершить работу по принятию соответствующих нормативных правовых актов.

Прошу обратить внимание руководителей территориальных органов МЧС России, осуществляющих работу с резервом МЧС России, на следующие мероприятия:

направление до 1 марта в заказывающие и довольствующие подразделения центрального аппарата МЧС России заявок на освежение и восполнение материальных ресурсов;

доукомплектование резерва за счет текущего финансового обеспечения;

оперативное информирование Департамента гражданской защиты в случае изъятия материальных ресурсов из резерва МЧС России;

ежеквартальный контроль за хранением, использованием и освежением резерва.

Второе. Организация первоочередного жизнеобеспечения водителей и пассажиров на дорогах федерального, регионального и местного значения. Для чего необходимо:

решением комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации утвердить порядок создания пунктов жизнеобеспечения, включающий организацию питания, медицинского и психологического обеспечения, а также другие вопросы;

до 10 февраля 2015 года уточнить участки трасс, на которых возможно образование дорожных заторов, определить места размещения пунктов жизнеобеспечения и организовать взаимодействие с местными органами власти по их созданию;

до 1 марта внести в паспорта территорий сведения по организации первоочередного жизнеобеспечения водителей и пассажиров на дорогах и представить их в Национальный центр управления в кризисных ситуациях.

Третье. Совершенствование системы стационарных и мобильных пунктов временного размещения. С этой целью:

в двухнедельный срок проанализировать возможности субъектов по приему вынужденных переселенцев из Юго-Востока Украины с учетом изменения обстановки и представить информацию в Национальный центр управления в кризисных ситуациях;

провести корректировку планов первоочередного жизнеобеспечения населения с уточнением необходимого количества пунктов временного размещения, финансовых и материальных ресурсов для их содержания, а также порядка продовольственного, санитарно-гигиенического, медицинского и психологического обеспечения;

спланировать во втором квартале 2015 года проведение сборов с должностными лицами, ответственными за развертывание пунктов временного размещения и организацию их работы.

Четвертое. Оказание гуманитарной помощи. Для чего необходимо:

в первом квартале 2015 года нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации определить порядок сбора гуманитарной помощи и взаимодействия с общественными организациями;

рассмотреть на комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации вопрос создания транспортных колонн для доставки гуманитарных грузов на расстояние до 1000 км.

Развитие системы радиационной, химической и биологической защиты населения.

В области совершенствования системы радиационной, химической и биологической защиты в 2014 году выполнены следующие мероприятия:

утверждена Концепция развития радиационной, химической и биологической защиты населения и План по ее реализации;

создана структурная вертикаль радиационной, химической и биологической защиты в системе МЧС России - от подразделений центрального аппарата МЧС России до нештатных расчетов радиационной и химической разведки в линейных пожарных частях МЧС России;

в подразделения МЧС России поставлены оборудование, средства и специальная техника радиационной, химической и биологической защиты на общую сумму более 170 млн. рублей;

проведена утилизация около 250 тонн специальных веществ и рецептур с истекшими сроками годности, находящихся на складах МЧС России.

На 2015 год основными задачами в области радиационной, химической и биологической защиты считать:

Первое. Обеспечение устойчивого функционирования и развития радиационной, химической и биологической защиты. Для чего:

уточнить перечень сил и средств постоянной готовности, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации радиационного и химического характера, а также проверку их готовности к выполнению задач по предназначению;

принять меры по аттестации личного состава региональных поисково-спасательных отрядов и подразделений федеральной противопожарной службы на право ведения радиационной и химической разведки и контроля;

провести практические тренировки с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля по выявлению и оценке возможной радиационной и химической обстановки;

проработать вопрос о включении в региональные программы мероприятия по развитию территориальных и объектовых автоматизированных систем контроля радиационной обстановки и аварийных выбросов (АСКРО и АСКАВ) с выводом информации на Центры управления в кризисных ситуациях;

обеспечить эффективное выполнение мероприятий Плана реализации Концепции радиационной, химической и биологической защиты.

О проведенных мероприятиях прошу ежеквартально информировать Национальный центр управления в кризисных ситуациях и Департамент гражданской защиты.

Второе. Переоснащение подразделений радиационной, химической и биологической защиты.

В 2015 году, в рамках программы переоснащения и государственного оборонного заказа, в подразделения МЧС России будет поставлена техника и оборудование радиационной, химической и биологической защиты на 235 млн. рублей.

С целью повышения оснащенности сил и средств территориальных подсистем РСЧС современными приборами, техникой и средствами индивидуальной защиты, прошу инициировать рассмотрение на заседаниях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации данного вопроса с включением финансирования мероприятий по повышению оснащенности в региональные целевые программы «Снижение рисков ….».

Третье. В 2015 году прошу обеспечить сопровождение и согласование в кратчайшие сроки проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации».

Четвертое. В 2015 году будет продолжена работа по утилизации в федеральных округах специальных веществ и рецептур с истекшими сроками годности, хранящихся на складах МЧС России. Из федерального бюджета на эти цели выделено более 35 млн. руб. 

Руководителям региональных центров МЧС России прошу взять на контроль и обеспечить выполнение в полном объеме запланированных мероприятий по утилизации.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения.

В 2014 году, в рамках методического руководства организацией обучения и подготовки населения, организованы и проведены все запланированные мероприятия. Прошли подготовку более 273 тыс. руководителей различного уровня, всего в систему подготовки было вовлечено более 78 млн. чел.

По итогам обучения должностных лиц ГО и ЧС в лучшую сторону отмечаются Владимирская, Ярославская и Московская области, в худшую – Республика Мордовия и Магаданская область.

По вопросам подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности населения в лучшую сторону отмечаются Республика Марий Эл, Красноярский и Краснодарский края, в худшую – Волгоградская область.

В 2015 году необходимо организовать работу по следующим направлениям:

Первое. Повышение эффективности подготовки руководящего состава, должностных лиц и населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Для чего необходимо:

обеспечить направление руководящего состава и должностных лиц ГО и ЧС субъектов Российской Федерации на обучение в Институт развития Академии гражданской защиты МЧС России;

 организовать методическое руководство Учебно-методическими центрами ГОЧС и помощь в вопросах приведения их деятельности в соответствие с действующим законодательством (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499);

организовать работу по приведению учебно-материальной базы в соответствие с требованиями Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для подготовки населения; (утверждены заместителем Министра генерал-лейтенантом В.В. Степановым от 25.12.2015 № 2-4-87-51-14).

организовать работу по пропаганде знаний и дистанционному обучению путем доведения до населения сведений о наличии и адресах интернет-сайтов, содержащих мультимедийные пособия, видеоролики, обучающие фильмы, компьютерные программы и другие материалы в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Департаментом гражданской защиты проводится работа по созданию центра дистанционного обучения населения. В 2014 году, на первом этапе, был осуществлён монтаж оборудования на базе Санкт-Петербургского Университета ГПС МЧС России и разработано программное обеспечение. На втором этапе в    2015 году, после проведения работы по разработке учебно-методического контента и введения в эксплуатацию центра дистанционного обучения, воспользоваться его возможностями сможет любой гражданин, проживающий в Российской Федерации.

Главному управлению МЧС России по Республике Крым организовать методическое руководство и помощь в организации образовательной деятельности Учебно-методическому центру ГОЧС, организации обучения преподавателей в Институте развития Академии гражданской защиты МЧС России.

Второе. Подготовка подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности населения:

организовать совместно с региональными отделениями Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» подготовку и проведение межрегиональных соревнований «Школа безопасности», полевых лагерей «Юный спасатель», в том числе Центральному региональному центру МЧС России – XIII Всероссийских соревнований «Школа безопасности»;

обеспечить направление команд-призёров межрегиональных соревнований «Школа безопасности» на Всероссийские соревнования;

в течение 2015 года организовать в субъектах Российской Федерации мероприятия, посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, 25-летию МЧС России (Комплексный план основных мероприятий МЧС России на 2015 год, План по подготовке и проведению празднования в системе МЧС России 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, План мероприятий, проводимых в системе МЧС России в связи с празднованием 25-ой годовщины МЧС России в 2015 году»)

Развитие систем информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Анализ выполнения мероприятий по информированию и оповещению населения при возникновении чрезвычайных ситуаций показал, что в субъектах Российской Федерации не в полной мере используют существующие возможности и технологии для доведения до населения необходимой информации.

 В целях совершенствования вопросов информирования и оповещения населения основными задачами на 2015 год считать:

Первое. Развитие системы информирования и оповещения населения. Для чего:

подготовить в первом квартале 2015 года план мероприятий по развитию и совершенствованию системы информирования и оповещения населения, в том числе программно-целевыми методами;

провести мониторинг и заключить соответствующие соглашения с организациями, которые возможно привлекать для решения задач информирования и оповещения населения;

провести обучение специалистов Центров управления в кризисных ситуациях, диспетчеров единой дежурной диспетчерской службы муниципальных образований и дежурных служб и отработать практические действия по различным способам информирования и оповещения населения.

По результатам проделанной работы подготовить и до 1 июня 2015 года представить в Департамент гражданской защиты и Национальный центр управления в кризисных ситуациях аналитические материалы, раскрывающие организацию функционирования системы информирования и оповещения населения субъекта Российской Федерации, с приложением соглашений и регламентов взаимодействия.

Второе. Совершенствование и развитие Комплексной системы экстренного оповещения населения. Для этого необходимо:

завершить в первом квартале 2015 года работы по проектированию элементов Комплексной системы экстренного оповещения населения на всех уровнях;

принять в первом полугодии 2015 года неукоснительные меры по введению в эксплуатацию зон экстренного оповещения населения, с представлением в Департамент гражданской защиты соответствующих актов;

обеспечить обучение всех категорий населения в ходе тренировок по информированию и оповещению, с задействованием технических средств оповещения;

обеспечить готовность к задействованию Комплексной системы экстренного оповещения населения на всех уровнях в ходе Всероссийской тренировки по гражданской обороне в октябре 2015 года;

предусмотреть в бюджете субъектов Российской Федерации финансовые средства на реконструкцию (модернизацию) существующих систем информирования и оповещения населения, в том числе Комплексной системы экстренного оповещения населения;

Главным управлениям МЧС России по Республике Крым и г. Севастополю – завершить проектирование и начать создание Комплексной системы экстренного оповещения населения.

Третье. Совершенствование и развитие Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения. Для чего:

обеспечить создание новых элементов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и иных источников финансирования;

обеспечить создание в каждом субъекте Российской Федерации мобильных и носимых комплексов информирования и оповещения населения для использования в сельской местности и труднодоступных районах;

заключить соглашения с организациями, имеющими современные технические средства информирования и оповещения для вывода информационных материалов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций;

обеспечить функционирование не менее 95% терминальных комплексов Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)