Тезисы доклада заместителя Министра генерал-лейтенанта В.В. Степанова

«Итоги деятельности по развитию гражданской обороны, защите населения и территорий и совершенствованию системы антикризисного управления в 2014 году. Задачи на 2015 год»

Уважаемые коллеги! 

В прошедшем году МЧС России продолжало активную целенаправленную работу по развитию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и реализации комплекса мер, направленных на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности населения, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Полученный опыт при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций 2014 года (подтопление населенных пунктов на территории Сибирского федерального округа (май-июнь), природные пожары в Дальневосточном, Сибирском и Центральном федеральных округах (июнь-август), авария в Московском метрополитене (15 июля), а также нагонная волна в Краснодарском крае и Ростовской области (сентябрь) позволяет говорить об эффективности выбранного направления развития системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, наметить дальнейшие пути совершенствования, в том числе с учетом выявленных проблем и недостатков.

Нельзя не отметить основной результат деятельности всей системы РСЧС - количество пострадавших и погибших при чрезвычайных ситуациях снизилось.

В то же время имела место недостаточная организация работы органов исполнительной власти Краснодарского края и Ростовской области по выполнению превентивных мероприятий, оповещению и информированию населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных нагонными явлениями в сентябре 2014 года.

Несвоевременность принятия решений о введении соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС на территориях Тверской и Брянской областей привели к возникновению крупных очагов торфяных пожаров летом прошлого года и задействованию для их ликвидации значительных сил и ресурсов.

Непринятие своевременных мер по реагированию на неблагоприятный прогноз органами исполнительной власти г. Москвы и Московской области привели к задымлению и превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере из-за сжигания порубочных остатков в ноябре прошлого года. Необходимые мероприятия начали активно проводится только после принятия решения на уровне Правительственной комиссии.

Общей проблемой остаются вопросы реагирования на ситуации на автотрассах, особенно связанные со снежным заносами и затруднением движения. Слабым местом в этой работе остается организация заблаговременного оповещения и информирования водителей о дорожных ситуациях, сосредоточение сил на опасных участках автодорог и их мониторинг. Такая проблема существует практически во всех субъектах (январь 2014 – в результате снежных заносов произошли транспортные заторы на ФАД М-4 и ФАД «Кавказ» в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае).

Как положительный момент, хочу отметить слаженную и эффективную работу органов управления и сил РСЧС на федеральном уровне и в Южном федеральном округе по обеспечению безопасности проведения зимних Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также гран-при Формулы-1 в г. Сочи.

В рамках международного реагирования в 2014 году проведено 37 спасательных и гуманитарных операций.

Проведены масштабные спасательные работы в Республике Сербияв том числе с привлечением Российско-Сербского гуманитарного центра. Из затопленных районов спасателями МЧС России эвакуировано более 2,2 тыс. человек, в том числе 604 ребенка. Авиацией МЧС России доставлена гуманитарная помощь общим весом свыше 141 тонны.

Авиацией МЧС России эвакуировано более 1000 пострадавших из 14 стран Европы, Азии и Южной Америки.

Оказана международная гуманитарная помощь 24 странам мира, перечень которых представлен на слайде Афганистан, Гвинея, Иордания, Ирак, Йемен, Китай, Камерун, Кыргызстан, КНДР, Ливан, Лесото, Мали, Малави, Никарагуа, Палестина, Сирия, Судан, Таджикистан, Филиппины, Республика Босния и Герцеговина, Республика Сербская (в составе БиГ), Сербия, Танзания, Тунис.

Общий вес перевезенных гуманитарных грузов составил более 11 тыс. тонн.

Организована работа в рамках борьбы с распространением вируса Эбола. Авиацией МЧС России доставлена специализированная противоэпидемическая бригада в Гвинею.

В начале 2015 года силами сводного отряда МЧС России проводились поисковые работы в районе крушения самолета А-320 в Республике Индонезия, в ходе которой самолетом Бе-200 МЧС России обследовано 2339 км² акватории, обнаружено 89 обломков воздушного судна. Обследовано более 3500 м² морского дна. Водолазами-спасателями проведено 10 спусков.

В рамках международного сотрудничества проведена большая работа по совершенствованию системы информационного взаимодействия между Национальным центром управления в кризисных ситуациях и чрезвычайными службами зарубежных государств и международных организаций.

Организован информационный обмен с дежурными службами государств-участников СНГ, зарубежными странами и международными организациями. Министерство водного хозяйства Китая, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям США, Директорат ЕС по гражданской защите и гуманитарному реагированию, Международная организация гражданской обороны, Всемирная организация здравоохранения.

Осуществляется ежедневная работа с Глобальной системой по предупреждению и взаимодействию при чрезвычайных ситуациях. Проведены тестовые испытания Системы уведомления о промышленных авариях Европейской экономической комиссии ООН.

Кроме того, оказана помощь в приемке и вводе в эксплуатацию информационных систем ситуационного центра Российско-Сербского гуманитарного центра в городе Ниш и в создании Российско-Армянского центра гуманитарного реагирования в городе Ереван с обеспечением постоянной связи с Национальным центром.

На основе ранее заключенных соглашений разработаны и подписаны регламенты организации взаимодействия и обмена информацией с республиками Абхазия, Южная Осетия и Кыргызской Республикой. Всего на сегодняшний день Национальным центром подписано 8 регламентов с государствами – участниками СНГ.

В рамках создания современной системы мониторинга с использованием технологий дистанционного зондирования Земли, организовано взаимодействие с Комитетом по чрезвычайным ситуациям МВД Республики Казахстан.

В течение года МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти проводилась крупномасштабная операция по оказанию гуманитарной помощи Донецкой и Луганской областям.

Всего на пострадавшие территории направлено 11 конвоев с гуманитарной помощью, доставлено более 14,8 тысяч тонн (14819,1683 т) грузов, что позволило снизить социальную напряженность среди населения и обеспечить различными материально-техническими средствами экстренные оперативные службы (коммунальные, газовые, энергетические, эксплуатационные службы, пожарную охрану, скорую медицинскую помощь и др.).

Проведенная работа позволила избежать гуманитарной катастрофы и создать условия по стабилизации социально-экономической и эпидемиологической обстановки на территории указанных регионов. Эта работа будет продолжена и в 2015 г.

Уже сегодня формируется 12 гуманитарный конвой.

Особые слова благодарности по организации совместной работы хочется сказать Министерству здравоохранения, Министерству транспорта, Министерству энергетики, Министерству строительства и ЖКХ, Федеральной миграционной службе.

В 2014 году проведена значительная работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны.

Разработан и принят Государственной думой в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». (Получено положительное заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации для принятия его во втором чтении).

Проектом предусмотрено закрепление правового статуса Национального ЦУКС и ЦУКС территориальных органов, как органов повседневного управления РСЧС.

Особое внимание в 2014 году уделялось вопросам реализации основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных объектов (КВО).

Принят Государственной Думой в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в закон о защите населения и территорий», которым регламентируются вопросы защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций на критически важных и потенциально опасных объектах.

Разработаны нормативные правовые акты, направленные на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, а также устанавливающие единые требования к планирующим документам.

По состоянию на 1 декабря 2014 года планы повышения защищенности КВО организаций разработаны на более чем 3,5 тыс. (3573) объектов, что составляет 92 %, кроме того разработано почти 12 тыс. (11879) паспортов безопасности потенциально опасных объектов или 97 % от общего числа.

Эффективно реализуются Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 г. утвержденные Президентом Российской Федерации от 3 сентября 2011 г.             № Пр-2613.

В рамках их выполнения приняты 30 национальных стандартов в области гражданской обороны и защиты населения и 2 свода правил СП 88.13330.2011 «СНиП II-11-77* «Защитные сооружения гражданской обороны» и СНиП № 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».

Разработаны проекты технических регламентов Евразийского экономического союза, обеспечивающие выполнение мероприятий гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории таможенного союза (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан).

Подготовлены изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне», обеспечивающие совершенствование системы управления и актуализацию задач в области гражданской обороны, а также наделение полномочиями субъектов Российской Федерации по принятию законодательных и иных нормативных правовых актов в данной области.

Разработана Концепция развития системы управления МЧС России до 2030 года, формирующая систему взглядов на развитие основных составляющих элементов системы управления.

Необходимо отметить, что при разработке Концепции учитывался опыт, полученный при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций последнего десятилетия (в том числе таких, как нарушение энергоснабжения в г. Москве 2005 г., ликвидация последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 г., ликвидация последствий наводнения в г. Крымске 2012 г., участие в обеспечении безопасности при проведении Универсиады 2013 года в городе Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи).

Реализация Концепции позволит сформировать новый перспективный облик системы управления МЧС России, обеспечить модернизацию и дальнейшее развитие органов управления МЧС России в рамках РСЧС, а также повысить эффективность управления силами и средствами МЧС России за счет внедрения современных технологий на основе достижений науки и техники.

Выполнение всего комплекса мероприятий по развитию позволит придать системе управления МЧС России новый облик – как основы государственной резервной системы управления в кризисных ситуациях.

Продолжалась работа по строительству, реконструкции и дооснащению ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Всего на территории Российской Федерации создано 89 ЦУКС в том числе 8 ЦУКС региональных центров и 81 ЦУКС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В Республике Крым и г. Севастополе созданы центры управления силами, выполняющие функции ЦУКС.

В течение 2014 года велось строительство 2-х ЦУКС территориальных органов МЧС России - в Республике Тыва и в Московской областиа так же проведена реконструкция и дооснащение 17 ЦУКС территориальных органов  МЧС России (ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Кемеровской области, Томской области, Красноярскому краю, Республике Башкортостан, Самарской области, Республике Татарстан, Чувашской Республике, Республике Ингушетия (проектно-изыскательные работы под строительство здания ЦУКС), Белгородской области, Владимирской области, Воронежской области, Липецкой области, Тульской области, Тверской области и ЦУКС Центрального РЦ).

Помимо этого, в течение года было приобретено в собственность здание под размещение ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) и Республике Тыва.

С 2015 по 2017 г.г. запланировано строительство и реконструкция 32 ЦУКС территориальных органов МЧС России, в том числе на территории субъектов Российской Федерации, заявленных для проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года и зимней Универсиады 2019 года.

Для реализации этих мероприятий на 2014-2018 годы запланировано финансирование в размере 5 млрд. 968,22 млн. руб., в том числе из бюджетов субъектов Российской Федерации 188,67 млн. руб.

На сегодняшний день освоен 1 млрд. 73 млн. 929 тыс. руб.

Продолжается работа по совершенствованию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России, как пунктов управления руководителей органов исполнительной власти субъектов в районах ЧС. Проводится оснащение Центрального регионального центра МЧС России современным подвижным пунктом управления (на сумму 40 млн. рублей).

Хочется отметить существенный вклад в развитие органов и пунктов управления и выразить благодарность руководству Республик Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Ленинградской, Владимирской, Воронежской, Челябинской и Орловской областей и Краснодарского края.

Важную роль в совершенствовании системы антикризисного управления имеет её развитие на муниципальном уровне.

Завершена работа по созданию 2283 ЕДДС муниципальных образований на штатной основе, что составляет 100% от необходимого количества.

Укомплектованность персоналом ЕДДС муниципальных образований на территории Российской Федерации составляет 96% от штатной численности.

На более высоком уровне организована работа по комплектованию персоналом ЕДДС в Северо-Западном (98%), Южном (97%) и Северо-Кавказском (97%) ФО.

В то же время необходимо отметить слабую подготовку диспетчеров ЕДДС практически во всех субъектах Российской Федерации. Соответствующие руководители органов местного самоуправления уделяют недостаточное внимание обучению диспетчеров ЕДДС, а уровень их заработной платы не позволяет привлечь квалифицированных специалистов.

Необходимо в 2015 году продолжить работу по совершенствованию ЕДДС, при этом особое внимание обращать не на количественные, а на качественные показатели, в том числе в рамках создания системы «112» и внедрения АПК «Безопасный город».

Руководителям территориальных органов МЧС России эту работу необходимо взять на особый контроль.

По итогам проведенного в 2014 смотра-конкурса в лучшую сторону отмечаются ЕДДС города Новосибирска Новосибирской области (I место), ЕДДС города Вологды Вологодской области (II место), ЕДДС города Нижний Тагил Свердловской области (III место).

Отмечается эффективная работа по развитию ЕДДС города Владивостока Приморского края, города Курска Курской области, города Уфы Республики Башкортостан и Восточного административного округа города Москвы.

В 2014 году МЧС России проведена работа по формированию авиационно-спасательных центров на территории каждого федерального округа. Эта работа в основном закончена, однако на сегодняшний день не до конца решены вопросы организации управления и взаимодействия.

В целях повышения готовности органов управления и сил РСЧС к выполнению задач по предназначению в 2014 году проведено более 280 тыс. мероприятий оперативной подготовки.

Наиболее значимыми из них явились:

командно-штабное учение по действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера;

девять тренировок с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера с привлечением органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС.

В мероприятиях оперативной подготовке приняли участие более 5 млн. специалистов органов управления РСЧС, профессиональных и нештатных аварийно-спасательных служб, формирований и общественных организаций (увеличение на 6% по сравнению с 2013 годом).

А в проведённой в октябре 2014 года Всероссийской тренировке по гражданской обороне участвовали более 60 млн. человек, свыше 300 тыс. личного состава МЧС России и 70 тыс. единиц спасательной техники.

В городе Сочи с 31 октября по 1 ноября проведено Всероссийское совещание с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения.

В рамках реализации «Плана деятельности МЧС России по исполнению поручений, содержащихся в «Майских» указах Президента» продолжалась работа по подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В 2014 году увеличено на 3% число руководителей РСЧС всех уровней, прошедших подготовку к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, всего подготовлено более 273 тыс. чел. (в 2013 г. - 265 тыс. чел.).

Организовано обучение председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на базе Института развития МЧС России.

Увеличено на 3% количество населения, подготовленного в области безопасности жизнедеятельности, всего в систему подготовки было вовлечено более 78 млн. чел. (в 2013 г. - 75 млн. чел.)

В рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» проведено более 24,5 тыс(увеличение на 2,1% по сравнению с 2013 г.) школьных, муниципальных, межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель» во всех федеральных округах страны и в г. Москве.

В период со 2 по 11 июля в г. Сочи проведены II Международные соревнования «Школа безопасности», в которых приняли участие 15 команд.

1 сентября проведен Всероссийский урок безопасности жизнедеятельности в более чем 46 тысячах образовательных учреждениях всех уровней. Участие в уроке приняли более 12 млн. человек (увеличение на 2,8% по сравнению с 2013 г.)В организации и проведении мероприятий было задействовано более 65 тыс. сотрудников МЧС России.

Уважаемые коллеги!

Непосредственное влияние на предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, оказывает повышение достоверности прогнозов чрезвычайных ситуаций и заблаговременное выполнение комплекса предупредительных мероприятий.

В целях повышения эффективности вышеуказанных мероприятий 
МЧС России в 2014 году разработаны и внедрены автоматизированные системы
 мониторинга и прогноза возникновения опасных природных процессов: наводнений, природных пожаров и селей.

Внедрены в опытную эксплуатацию системы мониторинга состояния защищенности критически важных и социально значимых объектов, а также объектов транспортной инфраструктуры в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах.

Получила дальнейшее развитие система информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

С 1 января 2014 г. начата эксплуатация Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Всего КСЭОН включает в себя 2295 зон и охватывает более 44 миллионов человек.

Вместе с тем на 1100 из 2295 территорий (47%), подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей КСЭОН не создана.

В лучшую сторону по организации данной работы отмечаются Центральный, Приволжский и Южный региональные центры МЧС России.

Хуже организована работа в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Северо-Западном региональных центрах МЧС России.

Увеличено на 43% количество объектов ОКСИОН, созданных за счет средств субъектов Российской Федерации. В настоящее время построено 43 информационных центра, а также 656 терминальных комплексов.

Подводя итоги и в целом положительно оценивая проделанную в 2014 году работу в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и развития системы антикризисного управления, отмечу, что это, прежде всего, результат нашего с вами плодотворного сотрудничества.

В целях дальнейшего развития гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и системы антикризисного управления в 2015 году необходимо обратить внимание на следующие основные направления:

1. Совершенствование системы управления МЧС России и повышение эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации.

В рамках данного направления предполагается выполнение следующих задач:

дальнейшее совершенствование системы антикризисного управления в чрезвычайных ситуациях;

дальнейшая модернизация информационно-технической инфраструктуры органов повседневного управления РСЧС, в том числе развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в рамках создания Комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения;

реализация Концепции развития системы управления МЧС России               до 2030 г.;

разработка концепции развития НЦУКС, как органа повседневного управления РСЧС на федеральном уровне;

переработка федерального Плана действий и разработка методических рекомендаций по разработке планов действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях РСЧС.

2. Повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

совершенствование нормативно-правового обеспечения порядка информационного обмена в части обеспечения мониторинговой и прогнозной информацией;

разработка новых подходов к инженерной защите населения в условиях быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций;

совершенствование мероприятий в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных  объектов от угроз природного и техногенного характера;

повышение эффективности информирования и оповещения населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе развитие её мобильных элементов;

развитие системы подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности за счет применения современных методов обучения.

3. Совершенствование вопросов радиационной, химической и биологической защиты населения Российской Федерации.

совершенствование нормативно-правового обеспечения порядка функционирования Единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

разработка нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы радиационной, химической и биологической защиты населения и сил РСЧС;

совершенствование структуры сил РХБ защиты в системе МЧС России;

повышение готовности сил РСЧС и подразделений МЧС России к выполнению задач по РХБ защите населения, в том числе за счет оснащения современными образцами вооружения, техники и средствами РХБ защиты.

4. Совершенствование гражданской обороны:

внесение изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на актуализацию задач гражданской обороны, создание системы требований и развитие сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий;

повышение уровня подготовки руководящего состава в области гражданской обороны, в том числе проведение в октябре-ноябре текущего года Всероссийской штабной тренировки по гражданской обороне и Всероссийского совещания по проблемам гражданской обороны с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

организация работы по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны на территории субъектов Российской Федерации.

5.Создание системы-112 в субъектах Российской Федерации

завершить мероприятия, запланированные в рамках Программы в 2015 году, с последующей передачей субъектам Российской Федерации функции заказчиков и возложении на них развертывания системы-112 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

провести корректировку комплексного плана создания системы-112 субъекта Российской Федерации в части планирования финансовых средств в бюджетах субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, средств организаций для обеспечения создания системы-112 до 2018 года на всей территории субъекта Российской Федерации.

обеспечить возможность приема вызова экстренных оперативных служб с мобильных телефонов по номеру «112» диспетчерами единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС МО), а так же операторами системы-112, где указанная система создана;

внести в первом полугодии 2015 г. изменения в Положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования в части включения задачи по приему вызова по номеру «112» диспетчерами ЕДДС МО, а так же обеспечить их обучение в соответствии с утвержденными МЧС России программами обучения персонала системы-112.

Доклад закончен, благодарю за внимание.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)