ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ МЧС РОССИИ 7 АПРЕЛЯ 2011 ГОДА
7 апреля 2011 года в ходе заседания коллегии МЧС России обсуждались вопросы об утверждении перечня специальностей и организации подготовки специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России на 2011-2015 годы, повышение эффективности реагирования пожарно-спасательных подразделений при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Коллегия также рассмотрела вопрос об отчете рабочей группы по проведению углубленного анализа действий органов управления, сил и средств РСЧС, эффективности применяемых технологий для борьбы с лесоторфяными пожарами в условиях аномально высоких температур и подготовке предложений по совершенствованию этой работы, а также ряд других вопросов.
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
7 апреля 2011 г.
15.00 часов
(ул. Ватутина, д.1)
1. «Об утверждении перечня специальностей и организации подготовки специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России на 2011-2015 годы». Докладчик: Николаевский М.Б.
Проект решения: Доработать представленный перечень специальностей и организации подготовки специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в течении месяца в соответствии с первоочередными потребностями МЧС России.
2. «Повышение эффективности реагирования пожарно-спасательных подразделений при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».
Докладчик: Борзов Б.А.
Проект решения: К 1 июля всем научным учреждениям МЧС России провести анализ реагирования на ДТП. Подготовить предложения по количеству необходимых аварийно-спасательных подразделений, техники и аварийно-спасательного инструмента, о местах их дислокации, а также по обучению специалистов.
3. Об отчете рабочей группы по проведению углубленного анализа действий органов управления, сил и средств РСЧС, эффективности применяемых технологий для борьбы с лесоторфяными пожарами в условиях аномально высоких температур и подготовке предложений по совершенствованию этой работы.
Докладчик: Дурнев Р.А.
Проект решения: Проект отчета отправлен на доработку.
4. «Об итогах инспекторских проверок Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам организации и осуществления государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре».
Докладчики: Чуприян А.П.,
Дешевых Ю.И.
Кац А.С.
Проект решения: По итогам инспекторских проверок выставлены оценки «Удовлетворительно». Руководителям Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поручено подготовить план устранения недостатков и принять все необходимые меры к их устранению к повторной проверке.
Тезисы доклада «Об утверждении перечня специальностей и организации подготовки специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России на 2011-2015 годы»директора Департамента кадровой политики генерал-майора М.Б. Николаевского
Основной задачей системы подготовки кадров МЧС России является подготовка высококвалифицированных специалистов для Министерства по востребованным специальностям в соответствии с потребностью.
В вузах МЧС России развернута подготовка кадров по основным специальностям, от которых в первую очередь зависит выполнение задач, стоящих перед Министерством. По вспомогательным и обеспечивающим специальностям кадры подбираются, в основном, из других источников комплектования (в том числе - из образовательных учреждений РФ, офицеров запаса и т.д.).
В высших учебных заведениях МЧС России организована подготовка специалистов для Министерства по 13 основным и вспомогательным специальностям высшего и среднего профессионального образования.
По основным специальностям готовится офицерский, средний начальствующий состав воинских спасательных формирований и ФПС, а также руководящий состав для сил и территориальных органов МЧС России.
По вспомогательным специальностям готовятся специалисты в области правового, финансово-экономического и психологического обеспечение деятельности МЧС России.
В то же время, номенклатура специальностей, открытых в вузах, не позволяет полностью удовлетворить кадровую потребность Министерства, в соответствии с рядом новых задач, возложенных на МЧС России. Прежде всего, это специалисты ВГСЧ, центров управления в кризисных ситуациях, а также связи.
В целях расширения перечня специальностей в настоящее время завершается работа по лицензированию новых направлений подготовки кадров для Министерства (Планируется, что их будет: по высшему профессиональному образованию - 37; по среднему профессиональному - 6; по начальному – 2). Дополнительно выпускники получат до 8 рабочих профессий (спасатель, взрывник, водолаз и др.).
В соответствии с предлагаемым перечнем специальностей дополнительно будет организована подготовка:
системных аналитиков, специалистов в области эксплуатации инфокоммуникационных систем и систем связи для НЦУКС;
специалистов в области тылового обеспечения;
офицеров-руководителей для воинских спасательных формирований и территориальных органов по программам магистратуры.
Начиная с 2012 года, планируется приступить к подготовке специалистов с высшим образованием в области горноспасательного дела, по мере создания и готовности учебноматериальной базы в СПб университете ГПС (в настоящее время ведется разработка указанной специализации совместно с УВГСЧ).
Подготовка основных категорий специалистов для ГИМС и авиации осуществляется в образовательных учреждениях МЧС России по программам дополнительного профессионального образования, так как базовое высшее образование в МЧС России по данным направлениям разворачивать нецелесообразно.
Прием на работу в подразделения ВГСЧ, в настоящее время, осуществляется из лиц, имеющих среднее или высшее (для руководящего состава) горное профессиональное образование с последующей переподготовкой в системе дополнительного образования. Развертывание подготовки специалистов горноспасательного дела в СПб университете ГПС позволит организовать методическое сопровождение учебных подразделений ВГСЧ и повысить качество подготовки специалистов.
Утверждение предлагаемого перечня специальностей высшего, среднего и начального профессионального образования, в совокупности с дополнительным образованием, позволит повысить эффективность решения новых задач, поставленных перед Министерством.
Представленный перечень является открытым и будет дополняться с учетом возникающих потребностей.
Проект решения: Доработать представленный перечень специальностей и организации подготовки специалистов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования в течении месяца в соответствии с первоочередными потребностями МЧС России.
Тезисы доклада по вопросу: «Повышение эффективности реагирования пожарно-спасательных подразделений при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» временно исполняющего обязанности директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны генерал-майора внутренней службы Б.А. Борзова
МЧС России проводится целенаправленная деятельность по повышению безопасности дорожного движения, целью которой является совершенствование технологий спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, повышение качества оказания первой помощи пострадавшим, а также развитие комплексной системы безопасности на автомобильных дорогах.
В 2008 году пожарные и аварийно-спасательные подразделения осуществили 16 тысяч 931 выезд (46 выездов в сутки) на ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий. В 2009 году данный показатель увеличился на 384 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 65143 выезда (178 выездов в сутки). В 2010 году реагирование пожарно-спасательных подразделений на ДТП увеличилось еще на 97 % и составило 128 тысяч 658 выездов (352 выезда в сутки).
Одним из главных результатов проводимой работы можно считать то, что сегодня подразделения МЧС России, в среднем по стране, участвуют в ликвидации каждого 2-го дорожно-транспортного происшествия с наличием пострадавших. Количество выездов пожарно-спасательных подразделений в сутки увеличилось в сравнение с 2008 годом на 302 выезда.
Для определения эффективности реагирования подразделений МЧС России на дорожно-транспортные происшествия определен коэффициент реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия.
В 2010 году коэффициент реагирования в среднем по России составил 0,59 (или 59%). Наиболее высокие коэффициенты реагирования на дорожно-транспортные происшествияя в Южном региональном центре {0,74). Наименьшие показатели в Дальневосточном региональном центре (0,33).
Хочу отметить, что, к сожалению, не все территориальные органы МЧС России уделяют должное внимание данному направлению деятельности. Так, в некоторых субъектах Российской Федерации в 2010 году отмечено существенное снижение коэффициента реагирования по сравнению с 2009 годом. Это Республика Дагестан (уменьшение на 8 %), Еврейская автономная область (уменьшение на 4 %), Хабаровский край и Волгоградская область (уменьшение на 3 %),
На протяжении последних лет наблюдается положительная тенденция к сокращению среднего времени прибытия наших подразделений к месту дорожно-транспортных происшествий, что является не случайным явлением, а результатом повышения качества взаимодействия между МЧС, ГИБДД и Службами скорой медицинской помощи, организации взаимного оповещения и информирования (в рамках заключения трёхсторонних соглашений в субъектах Российской Федерации). Кроме того, немаловажным фактором, повлиявшим на сокращение среднего времени прибытия является увеличение количества подразделений, аттестованных как аварийно-спасательные формирования.
Как результат данной работы можно отметить, что если в 2008 году время прибытия к месту дорожно-транспортных происшествий составляло в среднем 16 минут, то за 3 года удалось снизить этот показатель до 11 минут (на 32%).
Лучший показатель по региональным центрам и городам федерального значения в городе Москве - 9,1 минуты, худший - в Приволжском РЦ - 13,4 минуты. Из числа субъектов Российской Федерации лучшее время реагирования на дорожно-транспортные происшествия отмечается в Кемеровской области - 5 минут, наибольший время в Еврейской автономной области - 31,2 минуты.
В 2010 году силами пожарно-спасательных подразделений при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий проведено 105 тысяч 208 различных работ, что на 40 % больше, чем в 2009 году (74 тысячи 630 работ).
Следующим важным направлением деятельности территориальных органов МЧС России в области повышения эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия является обеспечение пожарно-спасательных подразделений специальной техникой (автомобили первой помощи, автомобили быстрого реагирования, аварийно-спасательные автомобили и др.) и гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.
Обеспеченность гидравлическим аварийно-спасательным инструментом составляет: 4 тысячи 609 единиц, из них поставлено за счёт средств федерального бюджета - 52%, за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 40,7%, за счёт средств бюджетов муниципальных образований -2,7% и за счёт средств других источников - 4,6% от общего количества.
В лучшую сторону по привлечению финансовых средств бюджетов различных уровней (помимо федерального бюджета) к оснащению пожарно-спасательных подразделений техникой и оборудованием следует отметить Сибирский региональный центр (5 миллионов 257 тысяч рублей) - 77 % от общего количества выделенных средств в масштабах Российской Федерации; в худшую - Южный региональный центр (17 миллионов рублей) - 0,25 %.
Значительная доля реагирования на дорожно-транспортные происшествия осуществляется подразделениями пожарной охраны. Необходимым условием их привлечения является их аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ.
Сегодня мы имеем 3 тысячи 562 аттестованных на ведение спасательных работ подразделения, что составляет 61 % от их общего числа. По данному вопросу необходимо отметить:
по региональным центрам МЧС России: в лучшую сторону - Центральный (99,9%);
по главным управлениям МЧС России: в лучшую сторону - главные управления МЧС России по Калининградской, Псковской, Рязанской областям, Ненецкому АО, Республике Дагестан (100%).
Дальнейшее затягивание данной работы недопустимо. Предлагаю внести в решение Коллегии МЧС России поручение территориальным органам МЧС России о завершении аттестации в I квартале 2012 года.
Обращаю внимание присутствующих на тот факт, что количество комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента значительно превосходит (на 1047 комплектов) количество аттестованных на право ведения аварийно-спасательных работ подразделений пожарной охраны. Это говорит о том, что в некоторых подразделениях имеется по 2 и более комплектов, в других -гидравлический инструмент лежит на складе, а не в боевом расчете. Предлагаю
руководителям территориальных органов рассмотреть вопрос о перераспределении гидравлического аварийно-спасательного инструмента между пожарными частями.
Следующим важным направлением деятельности территориальных органов МЧС России в области повышения эффективности реагирования на дорожно-транспортные происшествия является организация взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями субъектов Российской Федерации. Это заключения соглашений о сотрудничестве, организации в принадлежащих им автошколах и автогородках уголков спасателя, оборудовании стендов первичных средств оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, натурных площадок (с использованием макетов аварийных транспортных средств) и проведении занятий со специалистами, водителями и участниками дорожного движения.
Следующий крайне важный вопрос организации реагирования наших подразделений на дорожно-транспортные происшествия - это уровень подготовки и взаимодействия экстренных служб федеральных органов исполнительной власти, функциональных подсистем РСЧС. Данное направление постоянно совершенствуется в рамках проведения совместных тактико-специальных учений на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, по итогам которых проводится аналитическая работа, составляются отчёты и готовятся рекомендации к дальнейшему совершенствованию. Крупные учения были проведены в Краснодарском крае, Республике Карелия, Московской области и других субъектах Российской Федерации.
С 2006 года МЧС России успешно участвует в реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Основными результатами НИОКР и прочих работ, выполненных в рамках Программы стали:
ряд разработанных программных продуктов, направленных на автоматизацию процессов управления в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий;
изготовленные и внедрённые в подразделениях опытные образцы многоцелевых аварийно-спасательных машин, модульных комплектов аварийно-спасательных средств и техники;
специализированный мобильный комплекс аварийно-спасательного инструмента «Авиакомплекс ДТП МЧС» в контейнерном исполнении для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и другие.
Важным мероприятием 2010 года стало открытие в подмосковном Ногинске первого «Учебно-тренировочного комплекса по подготовке спасателей к действиям при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий». Данный комплекс имеет в своём составе несколько специально оборудованных учебных аудиторий различной направленности: по ведению аварийно-спасательных работ, по разборке транспортных средств, по оказанию первой помощи и другие. Кроме того имеются десять натурных площадок для отработки практических навыков: от автобусной остановки до туннелей метрополитена и акваторий с переправами, которые максимально приближены к реальным условиям. На сегодняшний день обучение в комплексе прошли свыше 3 ООО человек. Подобные комплексы в течение 2-х лет будут построены в Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном региональных центрах МЧС России.
Проект решения: К 1 июля всем научным учреждениям МЧС России провести анализ реагирования на ДТП. Подготовить предложения по количеству необходимых аварийно-спасательных подразделений, техники и аварийно-спасательного инструмента, о местах их дислокации, а также по обучению специалистов.