Залесский Лев Львович
Победителем конкурса на звание «Лучший психолог МЧС России» в 2015 году стал Лев Залесский ведущий психолог отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ «1 ОФПС по Кабардино-Балкарской Республике». Коррекспондент газеты «Спасатель» побеседовал с победителем.
- Как вы пришли к победе? Какие были сложности на конкурсе?
- Сначала был региональный этап дистанционный в виде тестов. Он был достаточно простой. Потом я прошел на финальный этап. Там были в основном теоретические задания, надо было узнать по портрету известного отечественного психолога и рассказать про его научные достижения. В практической части нам выдавались текстовые фрагменты о ВОВ, и надо было выступить в качестве психолога для решения ситуации с группой людей. Мне практическая часть показалась сложнее. Но это связано с тем, что это была заключительная часть, я уже получил хорошие оценки, и очень хотел выступить хорошо и занять первое место.
- Наверняка этому предшествовала большая подготовка?
- Конечно. На конкурсе проверялись знания, которые применяются на практике не в таком большом объеме. Хотел бы поблагодарить своего наставника Анзора Сулеймановича Хавпачева, Главное управление МЧС России по КБР, СКРЦ МЧС России и Северо-Кавказский филиал экстренной психологической помощи, за поддержку и помощь, которую они мне оказали в подготовке к «Созвездию мужества». Теперь мне предстоит подготовка к межведомственному конкурсу на звание лучшего психолога силовых структур.
- Как вы пришли в профессию психолога?
Когда необходимо было выбирать профессию после 11 класса, рассмотрев все возможные варианты, я пришел к выводу, что профессия психолога мне больше всего подходит. Все моменты, которыми занимается психолог, очень схожи с тем, что меня тогда волновало, чем я хотел заниматься. Мы были близки вопросы смысла жизни, сопереживание людям. Я поступил Нальчикский филиал Современной гуманитарной академии на специальность «психология труда».
- Почему выбрали МЧС?
После окончания учебы я работал педагогом-психологом с детьми. Потом временно находился в поиске работы. Тогда бывший коллега и предложил пойти в МЧС. Я изучил структуру работы в министерстве, ее содержание. Решил, что мне понравится заниматься данным направлением. И не ошибся.
- Расскажите о своей работе.
- Моими обязанностями является психологическое сопровождение профессионального контингента МЧС и оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в ЧС. Это две основные цели. Работа с личным составом включает в себя психодиагностику, психологическую подготовку, психокоррекцию, психореабилитацию. У нас ведется плановая работа по диагностике личного состава.
- Какие психологические проблемы чаще всего встречаются у личного состава?
- Это синдром профессионального выгорания, симптомы профессионального стресса. Грубо говоря, человек больше не чувствует в себе сил заниматься своей работой. Это связано с отсутствием мотивации, желания. Как правило, синдром профессионального выгорания наблюдается у людей, которые долго работают. У новичков такое бывает редко, когда человек выбрал профессию не совсем исходя из своих возможностей и способностей.
- Вам приходилось работать на чрезвычайных ситуациях?
- Да. Я работаю в системе МЧС три года, за это время уже не раз выезжал на ЧС. Вспоминается чаще не сама ЧС, а работа на определенных участках. У нас есть такой участок работы как работа в морге, в бюро служебно-медицинской экспертизы. Она заключается в оказании экстренной психологической помощи родственникам погибших, сопровождение процедуры опознания и выдачи тела. Это участок работы, в котором чаще всего встречаются острые стрессовые реакции и необходимо оказывать экстренную помощь людям. Это непростая работа для психолога.
- Как сами справляетесь со стрессом?
- Психолог может заниматься самореабилитацией. Существуют специальные методы саморегуляции, которыми мы пользуемся и обучаем им личный состав. Конечно, мы делимся со своими переживаниями с коллегами-психологами, обращаемся за помощью, если мы не можем помощью этих методов самостоятельно привести свое состояние к норме. После каждой ЧС у нас идет разбор работы. Делаются соответствующие выводы, проводятся коррективы, чтобы не думать постоянно об этой ситуации, разрешить ее и продолжать действовать эффективно.
- Психолог должен выключать эмоции?
Смотря, в каких ситуациях. Допустим, при оказании экстренной психологической помощи психолог должен рассуждать здраво, эмоциям не поддаваться. Только в таком случае он найдет правильное решение и поможет человеку. Не надо отключать все эмоции. Это касается только собственных переживаний, не в плане отсутствия сочувствия к пострадавшему. Сочувствие должно быть, это часть профессионализма.
- У нашей чрезвычайной психологии женское лицо. Как вы считаете, кому проще в профессии, мужчинам или женщинам?
- Работа в условиях ЧС отличается эмоциональной напряженностью — в этом плане мужчине проще работать. Однако, в плане сочувствия, эмпатии, проще женщине. Еще зависит от того, с каким населением работать. Есть разный менталитет в плане выражения эмоций: у какого-то народа принято выражать эмоции, у какого-то нет. А вообще, конечно, многое зависит от профессиональных качеств человека, не важно, мужчина это или женщина.
- Психолог МЧС – это работа, на которой вы бы хотели остаться на всю жизнь?
- На данный момент да. Я пока полностью связываю свою профессиональную деятельность и развитие с МЧС. Хотелось бы совершенствовать знания именно в области чрезвычайной психологии.