Отчет о выполнении Публичной декларации целей и задач МЧС России в I полугодии 2016 года
Развитие системы антикризисного управления
Большую роль в обеспечение защиты населения и территорий играет созданная вертикаль системы антикризисного управления, стержнем которой является Национальный центр управления в кризисных ситуациях.
Для дальнейшего совершенствования управления системой защиты населения и территорий необходимо широко использовать возможности Национального центра управления в кризисных ситуациях, который организует эффективное применение всех привлекаемых сил и средств.
Для реализации задач по антикризисному управлению в мае состоялось подписание регламента информационного взаимодействия между МЧС России и Международной организации гражданской обороны (далее – МОГО). Подписанный регламент – это очередной шаг в продвижении инициативы МЧС России по созданию глобальной сети центров антикризисного управления, которые координируют деятельность служб в различных уголках земного шара.
Данная инициатива направлена на получение всей необходимой мониторинговой информации о рисках, угрозах и обеспечением современного реагирования в рамках международной кооперации стран – член МОГО.
Под эгидой центров управления в кризисных ситуациях в субъектах Российской Федерации ведётся непрерывный космический мониторинг для объективного анализа складывающейся обстановки в хонах ЧС, а также проводится моделирование ситуации в режиме реального времени.
Совершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации
Для оперативного и эффективного реагирования сил и средств на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создана специальная аэромобильная группировка сил МЧС России, в состав которой, в зависимости от классификации чрезвычайной ситуации или пожара, включаются необходимые органы управления и подразделения МЧС России и доставляются в район бедствия с помощью авиации, а также другими видами транспорта для решения поставленных перед ней задач.
В первом полугодии аэромобильная группировка была задействована в борьбе с половодьем на Алтае, Великоустюгском районе Вологодской области и других населённых пунктах; в ликвидации пожара в гостинице на острове Валаам в Республике Карелия, тушении природных пожаров в Сибирском федеральном округе и на Дальнем Востоке, а также в ликвидации последствий падежа оленей в Ярсалинской тундре и других чрезвычайных ситуациях.
МЧС России продолжает реализовывать комплекс мероприятий по повышению эффективности системы оперативного управления и взаимодействия в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), в том числе при реагировании на чрезвычайные ситуации федерального и межрегионального характера.
В апреле текущего года с органами управления РСЧС проведено командно-штабное учение по отработке комплекса мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате природных пожаров, защиты населённых пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также безаварийного пропуска паводковых вод в период весеннего половодья.
В ходе учения была проверена готовность органов управления, координационных органов, сил и средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработаны механизмы и способы взаимодействия территориальных и функциональных подсистем РСЧС, а также приемы и способы защиты населения. Проведена проверка реальности планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов мероприятий по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации, готовности воздушных судов различной ведомственной принадлежности, спланированных для проведения мониторинга, тушения природных пожаров, защиты населенных пунктов, а также доставки сил и средств.
Внедрение современной модели взаимодействия в сфере профилактики и предупреждения рисков возникновения ЧС и осуществления контрольно-надзорных мероприятий
МЧС России продолжает внедрять современную модель взаимодействия в сфере профилактики и предупреждения рисков возникновения ЧС и осуществлять контрольно-надзорные мероприятия.
Определяющей для разработки и реализации основных направлений совершенствования деятельности надзорных органов стала созданная пилотная модель риск-ориентированного подхода при планировании надзорных мероприятий, исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности.
При планировании надзорных проверок на 2016 год в территориальные органы МЧС России направлена соответствующая методика, применение которой позволило вывести из сферы надзора порядка более 400 тысяч объектов.
В настоящее время реализуются мероприятия, предусмотренные «дорожной картой» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы.
Совместно с Правительством Российской Федерации ведется работа над принятием постановления Правительства «О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)».
В целях дальнейшего развития институтов негосударственного контроля, разработан и направлен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, устанавливающего ответственность экспертных организаций и их должностных лиц за предоставление заведомо ложных заключений независимой оценки рисков.
Внесены изменения в Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
В мае текущего года на рассмотрение кабинета министров Российской Федерации вынесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», целью которого является снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности и приведение положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в соответствие с передовыми достижениями науки и техники.
Законопроектом устанавливаются новые подходы к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а именно предлагается установить добровольный формат декларирования для объектов малого и среднего бизнеса, а также широкого перечня объектов экономики, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов.
Гражданская оборона как неотъемлемая часть системы национальной безопасности Российской Федерации
В соответствии с утвержденными Основами единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года МЧС России осуществляется комплекс мероприятий по повышению эффективности деятельности сил гражданской обороны, развитию и поддержанию в состоянии постоянной готовности систем управления, оповещения и связи, а также материально-технического фонда гражданской обороны, работа по развитию её сил и средств, в том числе нештатных и специальных формирований.
В связи с разработкой принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2016 года № 61 «О внесении изменений в Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы». Согласно данному постановлению эвакуация населения теперь не носит всеобщий характер. Она осуществляется не из городов и населенных пунктов в загородную зону, а проводится локально в безопасные районы из опасных зон, которые образуются вокруг потенциально опасных объектов.
В целях установления современных требований к защитным сооружениям гражданской обороны, в том числе укрытиям, подготовлен проект Свода правил «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*», публичное обсуждение которого завершилось 11 марта 2016 года.
С начала текущего года готовность защитных сооружений была повышена на 6 %.
Одновременно в целях дальнейшего совершенствования эвакомероприятий МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации осуществляется разработка новой модели эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы с учетом особенностей городов федерального значения и особых территорий Российской Федерации.
Повышение готовности пожарно-спасательных подразделений к выполнению задач по предназначению
2016 год объявлен в МЧС России годом Пожарной охраны, целью которого является дальнейшее развитие всех видов пожарной охраны, популяризация среди населения профессии пожарного, пропаганда деятельности подразделений пожарной охраны, повышение эффективности работы по формированию и развитию традиций МЧС России.
Основное внимание уделяется повышению уровня реагирования и оснащения пожарно-спасательных подразделений на ЧС и пожары. Первые шаги к реализации намеченной программы уже сделаны в первом полугодии 2016 году: переоснащаются и создаются новые подразделения на Дальнем Востоке, в Сибири, в Заполярье, в Калининграде, на вооружение которых поступают высокотехнологичные средства пожаротушения и спасения, современное оборудование и экипировка. Так, пожарно-спасательная техника высокой проходимости уже сегодня поступила на вооружение пожарных и спасателей Заполярья и эффективно используется.
В целом, можно отметить успешную реализацию в I полугодии 2016 года целей и задач МЧС России, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, предотвращение чрезвычайных ситуаций и минимизацию их последствий.
Развитие комплексной системы управления рисками в Арктике
Обеспечение безопасности в Арктической зоне Российской Федерации является одним из приоритетных направлений в развитии МЧС России. Рост грузопотока через Северный морской путь, слабо развитая транспортная инфраструктура, вечная мерзлота и суровые климатические условия требуют особенного подхода к выбору мест дислокаций спасательных подразделений, подбору личного состава и их экипировке.
На боевом дежурстве находятся четыре комплексных арктических спасательных центра, которые прикрывают северные территории. В планах увеличение их числа до шести. Это мощная аэромобильная группировка, которая обеспечит необходимую защиту стратегически важного российского региона.
Создаваемые арктические спасательные центры предназначены для целого комплекса - реагирование на природные катаклизмы: наводнения (подтопления), которым подвержено 23 населённых пункта, лесотундровые и бытовые пожары, сейсмическая активность арктической зоны. В критических условиях зимнего периода, в случае нарушения снабжения топливом населённых пунктов, возникают задачи по экстренной эвакуации населения.
Координация работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и других систем безопасности
МЧС России продолжает работу по координации развертывания системы-112 на всей территории субъектов Российской Федерации. На первое полугодие реализация федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы» законодательно полностью обеспечена.
Завершается доработка Единых требований к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») и Регламента межведомственного взаимодействия и информационного обмена федеральных органов исполнительной власти в рамках построения, развития и эксплуатации АПК «Безопасный город».
Международная деятельность МЧС России
Помимо уже вышеупомянутого регламента информационного взаимодействия между российским министерством и МОГО, глава МЧС России и руководитель Департамента гражданской защиты Италии подписали соглашение о сотрудничестве до 2018 года; меморандум о взаимопонимании в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с Министром общественной безопасности Республики Корея Пак Ин Ён.
Более 500 производителей средств и технологий обеспечения безопасности из 20 стран представили свои новые разработки в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий от рисков и угроз современного мира на IX Международном салоне средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность - 2016».
МЧС России и Управление сейсмологии Китайской Народной Республики заключили Меморандум о сотрудничестве в области борьбы с землетрясениями, в соответствии с которым страны будут обмениваться информацией, опытом и передовыми технологиями в области сейсмологии, данными наблюдений за сейсмической активностью на территории обоих государств, а также запланирована реализация совместных учебных программ в области ликвидации последствий землетрясений, поиска и спасания людей.
На июньской встрече руководителей чрезвычайных служб государств-участников Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) делегаты выработали совместное заявление и подписали соответствующее соглашение, где закрепили намерения осуществлять оперативный информационный обмен между национальными центрами управления в кризисных ситуациях государств-участников ОЧЭС, совместно проводить прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценку их последствий.
Главы чрезвычайных ведомств стран-членов БРИКС, во время встречи, состоявшейся в Санкт-Петербурге, подписали декларацию о сотрудничестве и трехлетний план совместных мероприятий, который предусматривает тесное взаимодействие всех ведомств стран БРИКС по реализации современных подходов, в прогнозировании и управлении рисками и обмене мониторинговой информацией.
Кроме того, МЧС России осуществлялась доставка гуманитарных грузов для Донецкой и Луганской областей, Автономному территориальному образованию Гагаузия Республики Молдова, пострадавшему населению Эквадора, Таджикистану и другим странам.
Социальная защищенность сотрудников МЧС России
Обеспечение социальной защищенности личного состава, достойных условий его труда, наличие современного спасательного и пожарного оборудования в реагирующих подразделениях - это приоритетные направления развития МЧС России.
Все социальные расходы МЧС России на ближайшие годы увеличены: расходы на единовременную социальную выплату для приобретения жилья, средства для страхования сотрудников.
За счет перераспределения внутренних ресурсов осуществляется улучшение социального пакета работников МЧС России. Проводимая в первом полугодии текущего года реорганизация, в том числе укрупнение отрядов противопожарной службы, частичный отказ от аутсорсинга, там, где это необходимо, передача в муниципальную собственность высвобождаемых зданий и внедрение энергосберегающих технологий, позволили территориальным органам сэкономить значительные финансовые средства. Они также направляются на реализацию социальных гарантий личного состава боевых подразделений.