Отчет о выполнении Публичной декларации целей и задач МЧС России за 2016 год
Совершенствование системы реагирования на чрезвычайные ситуации
В 2016 году в России при пожарах, чрезвычайных ситуациях, авариях и катастрофах спасено более 247 тыс. человек, и это на 8 тыс. человек больше, чем в 2015 году, на 4,2% снизился показатель погибших в чрезвычайных ситуациях.
Реагирующими подразделениями совершено 118 297 выездов на ДТП, в которых спасены более 53 тысяч человек.
В 2016 году обнаружено и обезврежено 7313 взрывоопасных предметов и обследовано территории более 200 га. Специалисты-пиротехники ЦСООР «Лидер» и Ногинского спасательного центра МЧС России привлекались к проведению пиротехнических работ на территории субъектов Российской Федерации и Республики Сербия.
Для проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ подразделения спасательных центров привлекались совместно с подразделениями пожарных и спасательных формирований почти 4000 раз.
Силы и средства МЧС России и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций были приведены в режим повышенной готовности, проведен комплекс предупредительных мероприятий по недопущению возможных чрезвычайных ситуаций и пожаров.
В период с 25 по 28 апреля 2016 года органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организовано проведение командно-штабного учения по отработке вопросов ликвидации ЧС, возникающих в результате природных пожаров и в паводкоопасном периоде. На учения привлекались органы управления и силы РСЧС: всего более 1 млн человек и свыше 120 тыс. ед. техники. Регулярно обеспечивалась безопасность при проведении праздничных мероприятий (День Победы, День России и других).
В акватории Каспийского моря и на территории Астраханской области проведено Международное комплексное учение «Каспий – 2016». В ходе учения с привлечением международной группировки сил и средств в количестве более 800 человек и 140 единиц техники Российской Федерации, Республики Азербайджан, Республики Казахстан, Республики Туркменистан и Исламской Республики Иран были отработаны вопросы взаимодействия и применения сил при ликвидации чрезвычайных ситуаций в береговой зоне и акватории Каспийского моря.
Комплексный системный подход по развитию пожарно-спасательных подразделений и всех видов пожарной охраны позволил повысить эффективность системы реагирования на ЧС, пожары и другие бедствия, обеспечить оказание помощи и поддержку каждому человеку, оказавшемуся в беде или в трудной жизненной ситуации.
Гражданская оборона как неотъемлемая часть системы национальной безопасности Российской Федерации
В конце 2016 года Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 № 696 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года. Организована подготовка Плана реализации Основ, который планируется утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации.
Проведена инвентаризация существующих запасов средств радиационной, химической и биологической защиты населения, накапливаемых в целях ГО, по результатам которой в Правительство Российской Федерации направлен доклад и предложения о необходимых количественных и качественных параметрах запасов средств РХБ защиты населения в мирное и военное время, накапливаемых в целях гражданской обороны.
Организована и проводится работа в субъектах Российской Федерации по корректировке, разработке и принятию нормативной правовой базы с учетом внесенных изменений в федеральное законодательство.
Разработаны более 60 национальных стандартов и сводов правил.
В период с 17 по 18 мая на базе Ногинского спасательного центра МЧС России в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность - 2016» проведено Всероссийское совещание по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практическая конференция «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации».
В период с 4 по 7 октября 2016 г. проводилась Всероссийская штабная тренировка по гражданской обороне с ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ и организациями по теме: «Организация выполнения мероприятий по ГО в условиях возникновения крупномасштабных ЧС природного и техногенного характера на территории Российской Федерации».
В ходе месячника гражданской обороны организовано проведение Всероссийского открытого урока «Основы безопасности жизнедеятельности» с проведением тренировок по защите детей и персонала от чрезвычайных ситуаций, в котором приняли участие около 36 тыс. организаций, более 15 млн. участников, ветераны гражданской обороны, пожарного и спасательного дела, а также 40 тыс. сотрудников МЧС России, которые обеспечивали их проведение.
Повышение готовности пожарно-спасательных подразделений к выполнению задач по предназначению
В 2016 году по данному направлению удалось снизить время реагирования на пожары и другие чрезвычайные происшествия, а также на проведение комплекса работ, направленных на доведение до минимального уровня негативных последствий пожаров.
Осуществлен целый комплекс мер по повышению уровня подготовки руководителей организаций, учреждений, органов местного самоуправления, регионов по обеспечению пожарной безопасности. Как результат — на 5,3% снижено количество техногенных пожаров, особенно важно, что их стало меньше в одноэтажных частных домовладениях. Это позволило дополнительно сохранить тысячи квартир и домов. Но самое главное удалось на 8,8% сократить количество погибших при техногенных пожарах.
В настоящее время полностью переформатирована система реагирования. На базе бывших пожарных депо и бывших спасательных подразделений создали пожарно-спасательные подразделения, которые теперь не только тушат пожары, но и ликвидируют ЧС, в том числе, выезжают на ДТП для ликвидаций их последствий.
Именно в 2016 году созданы пожарно-спасательные гарнизоны, что позволило прикрыть все муниципальные образования во всех федеральных округах, снизилось время реагирования и сохранения материальных ресурсов населения.
Социальная защита сотрудников МЧС России
Важнейшим приоритетом в работе министерства минувшего года стало повышение уровня социальной защищенности личного состава в реагирующих подразделениях МЧС России за счет оптимизации бюджета.
В целях обеспечения социальных гарантий личного состава МЧС России на федеральном уровне территориальным органам и организациям выделено более 6 миллиардов рублей на денежные выплаты ко Дню спасателя.
За счет развития системы, в том числе укрупнения отрядов противопожарной службы, частичного отказа от аутсорсинга, там, где это необходимо, передачи в муниципальную собственность высвобождаемых зданий и внедрения энергосберегающих технологий, удалось сэкономить значительные финансовые средства в каждом региональном центре, которые, в том числе, были направлены на социальную защиту личного состава боевых подразделений.
Министерство также сумело материально поддержать многодетные семьи сотрудников с 4 и более детьми, выплатив каждой из почти 1200 семей по 100 тысяч рублей. Было направлено 88 государственных жилищных сертификатов.
Развитие системы антикризисного управления
В 2016 году деятельность чрезвычайного ведомства была направлена на развитие системы антикризисного управления в рамках РСЧС, модернизацию и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов повседневного управления, а также на дальнейшее совершенствование оперативного информирования населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и способах защиты населения от них.
В текущем году новые центры управления в кризисных ситуациях были открыты в Самарской области, Еврейской автономной области и Чукотском автономному округе. В целях межведомственного взаимодействия подписаны регламенты по информационному обмену с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы, Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» и другими ведомствами.
Большое внимание уделялось интеграции Национального центра управления в кризисных ситуациях в международную информационную сеть кризисных центров. В июне 2016 года в Соглашение между правительствами государств – членов Совета Баренцева/Евроарктического региона о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации был включен НЦУКС как основной национальный контактный пункт от Российской Федерации. Продолжается работа по организации взаимодействия и обмена информацией с профильными ведомствами зарубежных государств.
В рамках деятельности НЦУКС по модернизации и развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов повседневного управления РСЧС в 2016 году проводилась работа по внедрению в деятельность оперативных дежурных смен современных управляющих систем, позволяющих автоматизировать процесс сбора и обработки информации о ЧС, а также обеспечивающих возможность быстрой адаптации к любой чрезвычайной ситуации для принятия решения и подготовки распорядительных документов.
Совместно с Федеральным космическим агентством проводились мероприятия по увеличению наземной инфраструктуры приемных комплексов Единой территориальной распределительной информационной системы дистанционного зондирования земли, которая позволяет развивать такое перспективное направление как космический мониторинг.
Кроме того, в этом году разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная система организации оповещения населения, увеличен охват населения, оповещаемого через операторов сотовой связи.
Развитие комплексной системы управления рисками в Арктике
МЧС России продолжает работу по созданию и развитию Системы комплексной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации.
В течение года в регионе проводился ряд крупных учений. Многодневная тренировка специалистов по поиску и спасению людей и организации жизнеобеспечения проходила на берегу Енисея в населенном пункте Усть-Порт, в 98 км севернее города Дудинка.
Масштабным мероприятием по отработке действий по спасению людей и предотвращению иных условных ЧС стало учение по поиску и спасению людей «Арктика-2016». Отработаны практические вопросы проведения ПСР в зимних условиях, использованию техники повышенной проходимости, развертывание пункта временного размещения, испытания водолазного оборудования в условиях низких температур. В нем приняли участие более 100 человек от Сибирского РПСО, муниципальной службы Таймырского района и ГУ МЧС России по Красноярскому краю.
Комплексная безопасность обеспечивается мощными пожарно-спасательными гарнизонами, прикрывающими населенные пункты и объекты экономики. В состав группировки МЧС России входят 98 пожарно-спасательных подразделений и 3 военизированных горно-спасательных части, которые оснащены новой техникой, экипировкой для работы в северных широтах.
Существующая система комплексной безопасности в Арктической зоне, аварийно-спасательные подразделения МЧС России, силы РСЧС, оснащенные современными образцами пожарно-спасательного оборудования и техникой в арктическом исполнении, обеспечивают должный уровень безопасности арктического региона.
Вопросы построения комплексной системы обеспечения безопасности в Арктике являются одним из важных приоритетов в работе МЧС России. Сегодня на территории арктической зоны работает мощная группировка МЧС России и РСЧС общей численностью более 18 тысяч человек. Это спасательный центр «Вытегра», который имеет на вооружении все новейшие технологии для работы в условиях северных широт, и авиационная группировка, летные экипажи которой успешно выполняют поставленные задачи в условиях низких температур.
Пожарно-спасательные подразделения, которые работают в Заполярье, ранее были дополнительно дооснащены всем необходимым. Это и новая экипировка, и соответствующая техника, и возможность выполнять задачи в сложных условиях, когда полярная зима и температуры -40 и -500С.
Внедрение современной модели взаимодействия в сфере профилактики и предупреждения рисков возникновения ЧС и осуществления контрольно-надзорных мероприятий
С целью перехода надзорных подразделений Министерства на новые формы и методы, определяющие основные направления совершенствования деятельности надзорных органов, создана пилотная модель риск-ориентированного подхода при планировании надзорных мероприятий, исходя из класса потенциальной опасности объектов и видов экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены:
Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности и периодичность проведения плановых проверок в отношении указанных объектов защиты;
изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, в части осуществления проверок с применением риск-ориентированного подхода.
В рамках планирования проверок приоритет отдан объектам с высоким и значительным риском. Это объекты социальной сферы и культурного наследия, опасные производственные, критически важные, а также другие пожароопасные объекты.
С учетом внедрения риск-ориентированного подхода количество плановых проверок в 2017 году сокращено на 30% по сравнению с показателем 2016 года, более 700 тыс. объектов низкой категории риска выведено из сферы государственного надзора.
В соответствии с принятыми в текущем году федеральными законами от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» и от 03.07.2016 № 277-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внедряются современные формы и методы профилактической деятельности.
По инициативе МЧС России разработан и вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», обязавший за впервые выявленное нарушение назначать наказание в виде предупреждения.
Наряду с этим, распоряжением МЧС России от 11.08.2016 № 335 утверждены показатели результативности и эффективности при осуществлении надзора в области пожарной безопасности, где главным результатом проверок является устранение выявляемых нарушений в ходе надзорного мероприятия без применения штрафных санкций, а также проведение профилактических мер обучающего и консультативного характера.
В целях дальнейшего развития институтов негосударственного контроля, разработан проект федерального закона № 1177587-6, устанавливающий ответственность экспертных организаций и их должностных лиц за предоставление заведомо ложных заключений независимой оценки рисков (принят Государственной Думой в первом чтении 14 декабря т.г.).
Наряду с этим, приказом МЧС России от 11 апреля 2016 года № 186 внесены изменения в Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденный приказом МЧС России от 25.11.2009 № 660.
В соответствии с указанным приказом МЧС России территориальные комиссии МЧС России осуществляют аккредитацию экспертных организаций по следующим направлениям деятельности:
проведение расчетов по оценке пожарного риска и подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
обследование объекта защиты, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности;
обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Также территориальными комиссиями МЧС России будет осуществляться подтверждение соответствия должностных лиц требованиям, указанным в подпункте «г» пункта 5 Порядка.
Ранее осуществление аккредитации по указанным направлениям деятельности являлось исключительной компетенцией центральной комиссии МЧС России.
С целью устранения сложности обеспечения требований нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности для объектов защиты, запроектированных и построенных в соответствии с ранее действовавшими нормами, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 301-ФЗ внесены изменения в статью 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, устанавливающие переходный период при применении норм законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
По результатам проведенного анализа запросов, поступающих от граждан и организаций в адрес МЧС России, связанных с возможностью использования и установки на путях эвакуации турникетов, в том числе систем контроля управления доступом, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 275 внесены изменения в пункт 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, уточняющие правовую норму, ограничивающую использование турникетов в различных организациях.
Данные изменения позволят, не снижая уровень пожарной безопасности объектов защиты, устанавливать различные устройства, способствующие более эффективно регулировать вопросы обеспечения антитеррористической защищенности организаций различного назначения.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2016 г. № 947 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Данными изменениями уточняются необходимые требования для мест с массовым пребыванием людей, в том числе детей, а также меры пожарной безопасности на производственных объектах.
Предусмотрен новый подход к требованиям по обеспечению объекта защиты первичными средствами пожаротушения – огнетушителями.
Указанные изменения подразумевают переход от узких критериев выбора изделия, основанных только на виде и количества огнетушащего состава (порошок, газ, пена и пр.) к критериям, связанным с огнетушащими способностями огнетушителей, не зависимо от вида огнетушащего
состава.
Координация работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и других систем безопасности
По итогам эксплуатации системы-112, в том числе опытной, в 2016 году на номер «112» поступило свыше 20 миллионов вызовов, охват населения составил 41 процент, а это более 60 млн. человек.
В 13 субъектах Российской Федерации система-112 развернута в полном объеме и введена в постоянную эксплуатацию (Республика Татарстан, Республика Коми, Курская, Калужская, Московская, Тульская, Новосибирская, Воронежская, Калининградская и Астраханская области, г. Санкт-Петербург, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра).
В 18 субъектах Российской Федерации система-112 находится в опытной эксплуатации на всей территории (Республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чеченская и Удмуртская Республики, Пермский и Камчатский края, Белгородская, Волгоградская, Иркутская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Ростовская, Самарская. Свердловская, Тверская, Челябинская области).
в 25 субъектах Российской Федерации в 2016 году система-112 введена в опытную эксплуатацию в административных центрах (Брянская, Владимирская, Костромская, Кемеровская, Магаданская, Рязанская, Смоленская, Ярославская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Тюменская области, г. Севастополь, Приморский и Красноярский края, Республики Тыва, Хакасия, Карелия, Адыгея, Калмыкия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Чувашская, Алтай).
В 29 субъектах Российской Федерации проводились проектно-изыскательские и подготовительные работы по созданию системы-112, что позволит в 2017 году создать центры обработки вызовов в административных центрах и ввести их в опытную эксплуатацию.
Организовано обучение персонала системы-112 федеральных органов исполнительной власти в количестве более 3 330 человек на базе учебных заведений МЧС России и учебно-методических центров субъектов Российской Федерации.
В целях организации работы по созданию и развитию АПК «Безопасный город» внесены изменения в Методические рекомендации МЧС России, переработай план реализации Концепции построения и развития AПС «Безопасный город» с учетом опыта работы в прошлые годы и существующей экономической ситуации. Все указанные документы одобрены на заседаниях Межведомственной комиссии под руководством Заместителя Председателя Правительства РФ Д.О. Рогозина.
В течение года МЧС России положительно рассмотрены технические задания на проектирование и построение АПК «Безопасный город» в 156 муниципальных образованиях 51 субъекта Российской Федерации, в том числе в городах Анадырь и Воркута, входящих в Арктическую зону.
В 7 субъектах Российской Федерации проводятся конкурсные процедуры и практические мероприятия по построению сегментов АПК «Безопасный город».
Па территории Республики Крым проводится работа по созданию ЕДДС как основы для последующего построения АПК «Безопасный город» и его сегментов.
Организовано и проведено более 15 крупных федеральных и международных мероприятий (выставки, форумы, конференции), направленных на повышение эффективности создания, внедрения и развития АПК «Безопасный город».
Организовано проведение совещания по вопросам реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в субъектах, в которых запланировано проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
Международная деятельность МЧС России
В этом году МЧС России были проведены операции по оказанию гуманитарной помощи Донецкой и Луганской областям, Таджикистану, Эквадору, АТО Гагаузии, Македонии.
Проведены санитарно-авиационные эвакуации российских гражданин из Аргентины, Таджикистана, в Индии, граждан Армении (200 чел.) из Беслана в Ереван. Кроме этого, оказано содействие Португалии в тушении природных пожаров, Израиле, Италии в экспертной оценке зданий, пострадавших в результате землетрясения;
По линии гуманитарного содействия была оказана помощь Южной Осетии в очистке ее территорий от взрывоопасных предметов, поставлены оборудование и лекарственные средства в Сирию; комиссией ВОЗ аттестован мобильный госпиталь отряда Центроспас.
За счет взносов Российской Федерации в фонд ВПП ООН оказано гуманитарное содействие Таджикистану, Киргизии, КНДР, Сирии, Палестине, Лесото.
Также был открыт Российско-армянский центр гуманитарного реагирования, который будет оказывать экстренную гуманитарную помощь населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций, реализовывать совместные проекты и программы на территориях Республики Армения и третьих государств, заниматься повышением квалификации специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовить специалистов по гуманитарному разминированию.
Наиболее важными мероприятиями стали:
проведение первого заседания российско-индийской Совместной комиссии по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (г. Нью-Дели, Индия). Подписан План работы российско-индийской совместной комиссии по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации ЧС на 2016-2017 гг.;
• обеспечение участия иностранных делегаций в работе Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность – 2016» (в работе Салона приняли участие 157 иностранных представителей из 40 государств) (гг. Москва, Ногинск, Россия);
• подписание Протокола об активизации сотрудничества между МЧС России и МВД Казахстана (г. Астана, Казахстан);
• встреча руководителей национальных ведомств стран БРИКС по борьбе со стихийными бедствиями (г. Санкт-Петербург, Россия). Подписана декларация о сотрудничестве и План работы на трехлетний период;
• проведение молодежного форума учебных заведений пожарно-спасательного профиля государств-членов ШОС на базе Санкт- Петербургского университета ГПС МЧС России (г. Санкт-Петербург, Россия);
• участие делегации МЧС России в 22-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО (г. Бишкек, Киргизия);
• участие делегации МЧС России во Всемирном гуманитарном саммите (г. Стамбул, Турция);
• встреча Министров по чрезвычайным ситуациям и руководителей чрезвычайных служб стран-участниц ЧЭС (г. Сочи, Россия). Принята декларация, в которой предусмотрены вопросы взаимного сотрудничества;
• участие делегации МЧС России в Форуме высокого уровня ООН и заседании Совместной российско–итальянской комиссии по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (г. Флоренция, Италия). Подписан План работы с ДГЗ Италии на 2016 г.;
• участие российской делегации в заседании Совместной комиссии по экономическому, промышленному и техническому сотрудничеству между Россией и Португалией. (г. Лиссабон, Португалия). Подписано соглашение о сотрудничестве между Россией и Португалией до 2018 г.;
• участие делегации МЧС России во главе с Министром МЧС России В.А. Пучковым в открытии XII Чемпионата мира по пожарно-прикладному спорту (г. Острава, Чехия);
• проведение очередных заседаний Совместной коллегии МЧС России, МЧС Белоруссии и МВД Казахстана (г. Могилев, Белоруссия);
• визит делегации МЧС России в Азербайджанскую Республику (г. Баку, Азербайджан);
• комплексные международные учения спасательных служб прикаспийских государств (Астраханская область);
• проведение XXIX заседания Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. Подписано Решение и утвержден план-график взаимного оповещения государств СНГ о чрезвычайных ситуациях.
8 декабря 2016 года в ходе рабочей поездки в Нью Йорк глава МЧС России Владимир Пучков принял участие в пленарном заседании в рамках 71 сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу «Укрепление координации в области гуманитарной помощи и помощи в случае стихийных бедствий, предоставляемой ООН, включая специальную экономическую помощь», где выступил с докладом на тему: «Возрастающая роль России в международной системе чрезвычайного гуманитарного реагирования и перспективы ее развития на современном этапе».