Задорожный Григорий Маркович (1923-1974)
Родился Григорий в 1923 году на Украине в бедной крестьянской семье, на долю которой выпали испытания гражданской войны, интервенции, новой экономической политики, а чуть позже – голод.
По окончании семилетки в 1940 году поступил в Астраханское пехотное училище, которое закончить не удалось: уже в июне сорок первого рядовым был направлен на фронт. Служил в составе 14-й отдельной стрелковой бригады, части которой в 1942 году в районе г. Старая Русса попали в окружение. Плен. Лагеря для военнопленных: Старая Русса, Лохня, Порхов, Двинек, Вильна, Новая Вильна, а затем - Гамбург.
Освобождение пришло с англо-американскими войсками в 1945 году. Послевоенная родина опять уготовила испытание судьбы. Теперь уже - в Красноярском крае, станция Решеты. Работал при исправительно-трудовом лагере МВД СССР осмотрщиком вагонов, шофером лесовывозки, инструктором-трактористом, мастером практического обучения курсовой базы управления «Красспецлес» министерства лесной промышленности.
Отдых и понимание находил в семье, где родились четверо детей. Жизнь постепенно стала налаживаться.
В1968 году Григорий Маркович Задорожный переехал в г. Благовещенск и устроился служить водителем в пожарную охрану, куда пришел в зрелом возрасте, уже состоявшимся человеком. Было ему в то время почти сорок пять.
Сослуживцы с первых дней отмечали в нем сильный, волевой характер, вдумчивость, рассудительность, умение быть требовательным. Начальник ПВПЧ Иван Степанович Пискеев, сам бывший фронтовик, уже через полгода службы Григория Марковича дал ему характеристику: «Тов. Задорожный Г.М. является одним из лучших шоферов военизированной пожарной части. Постоянно проявляет дисциплинированность, исполнительность. Хорошо знает пожарно-техническое вооружение части и отлично владеет им. Закрепленную за ним технику содержит в образцовом порядке и исправном состоянии. Умело передает свой опыт другим товарищам по работе. Среди коллектива части пользуется деловым авторитетом».
Образцовая служба Григория Марковича не осталась незамеченной: наряду с другими поощрениями был награжден нагрудным знаком «Отличный пожарный», а его портрет занесен на Доску почета СВПЧ. Главное, за что уважали его коллеги и начальство, - это любовь к технике и, как сказано в представлении к награждению почетной грамотой, «умение личным примером и советами помогать молодым специалистам, в совершенстве овладевать техникой». И еще: никогда не прятался за спины других, ответственность за решения принимал на себя, особенно если это касалось работы на пожарах, где он, по наблюдению начальника СВПЧ Николая Елисеевича Рожкова, работал смело, разумно, при этом проявлял инициативу и сноровку.
И вот – пожар в зеленом массиве пригорода Благовещенска, происшедший 17 мая 1974 года. День выдался ветреный. Горели трава и молодые лесопосадки в пади Якимиха. По прибытии на место от автоцистерны проложили рукавную линию. Задорожный Г.М. прошел к насосному отделению для подачи воды. В это время,- отмечается в заключении служебной проверки,- сильный порыв ветра изменил направление распространения огня, отчего пожарный автомобиль оказался в зоне горения. Водитель заскочил в кабину и попытался вывести автомобиль, но колеса застряли в мягком грунте, автомобиль забуксовал. Под воздействием высокой температуры загорелись баллоны, вырвало крышку бензобака. Командир отделения дал команду личному составу эвакуироваться в безопасную зону. Выскочив через пассажирскую дверь, водитель побежал вместе со всеми. Отбежав на безопасное расстояние, увидели, что Задорожного Г.М. рядом не оказалось. Вернувшись, обнаружили его лежащим в семидесяти метрах от автомобиля. Ожоговый шок и термические ожоги второй и третьей степеней оказались несовместимы с жизнью.
Родина оценила героизм Григория Марковича Задорожного, наградив медалью «За отвагу на пожаре» (посмертно).