Доклад Губернатора Иркутской области С.Г. Левченко «Реагирование сил и средств ТП РСЧС Иркутской области на ликвидацию лесоторфяных пожаров в 2015 году, уроки и выводы, задачи на 2016 год»

Доклад: «Реагирование сил и средств ТП РСЧС Иркутской области на ликвидацию лесоторфяных пожаров в 2015 году,

уроки и выводы, задачи на 2016 год»


Уважаемый Владимир Андреевич!

Уважаемые коллеги!

Совершенствование созданной системы безопасности жизнедеятельности населения и территорий является важнейшим направлением деятельности в устойчивом развитии гражданского общества нашего региона.

(Слайд №2) Необходимо отметить, что Иркутская область один из крупнейших субъектов Российской Федерации и занимает по территории 5 место. Общая площадь 767 тысяч квадратных километров, а протяженность границ области более 7 тысяч километров. 83 процента территории покрыто лесами, при этом более 90 из них - это наиболее пожароопасные хвойные породы деревьев.

(Слайд №3) Наш регион подвержен практически всему спектру рисков природного характера, таких как, землетрясения, опасные гидрологические явления, крупные природные пожары, ураганы, заморозки и другие.

Согласно действующей карте сейсмического районирования, в зону возможных сильных землетрясений попадает 29 муниципальных образований, с численностью проживающего на этих территориях населения более полутора миллиона человек, (Слайд №4)  а при весенних паводках – в зону повышенного риска попадает 58 населенных пунктов, с прогнозной численностью пострадавшего населения около 17 тысяч человек.

Концентрация промышленного производства на юге области в сочетании с высокой вероятностью возникновения сейсмических событий, климатическими и социальными условиями, определяет повышенную зону опасности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

(Слайд №5) Необходимо отметить, что малоснежные зимы 2013 - 2014 годов, а так же рекордно низкое выпадение осадков в летние периоды 2014 и 2015 годов значительно увеличили риск возникновения крупных лесных пожаров, а так же торфяных загораний в южной части региона.

Проблемные вопросы при прохождении пожароопасного периода прошлого года нами учтены.

(Слайд №6) Активная подготовка населенных пунктов, подверженных угрозе перехода лесных пожаров началась уже с осени прошлого года.

В целом, подготовка к предстоящему пожароопасному периоду проводится в плановом порядке и находится под контролем Правительства Иркутской области.

Задачи по предупреждению возникновения торфяных пожаров будем поэтапно решать в рамках региональной программы, так как это требует и времени, и привлечения значительных финансовых ресурсов.

(Слайд №7) Вместе с тем, весь комплекс превентивных мероприятий, в том числе снегозадержание,  проведение опашки торфяных отложений от лесных массивов, будет выполнен до наступления пожароопасного периода.

Должен отметить, что действующим федеральным законодательством некоторые вопросы в области лесных отношений не отрегулированы. В целях совершенствования данной деятельности нами подготовлены предложения. Надеюсь, по итогам учебно-методического сбора они будут учтены.

(Слайд №8) С учетом формирования в октябре-ноябре прошлого года нового состава Правительства, мы в кратчайшие сроки выстроили работу комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Правительства Иркутской области.

(Слайд №9) Для повышения уровня межведомственного взаимодействия, максимального привлечения волонтеров и добровольцев к вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, под моим руководством создан Координационный совет, в состав которого вошли руководители общественных организаций, заинтересованные министерства и ведомства.

(Слайд №10) В период прохождения паводка и пожароопасного периода мы считаем, что именно волонтерское движение станет одной из основ в вопросах недопущения возникновения чрезвычайных ситуаций или минимизации  их последствий.

(Слайд №11) Создаём с непосредственным участием добровольцев межведомственные мобильные группы пожаротушения для предупреждения и ликвидации возгораний, как на своей территории, так и в соседних муниципальных образованиях.

Мы понимаем так же, что установление общественного контроля в пожароопасный период будет только способствовать соблюдению элементарных правил собственной безопасности жителями нашего региона, что в свою очередь позволит максимально исключить фактор горения сухой растительности на территориях и вблизи населенных пунктов.

(Слайд №12) В целях выработки и реализации новых подходов к вопросам безопасности жизнедеятельности населения при комиссии по чрезвычайным ситуациям создан научно-технический совет, в состав которого вошли руководители крупнейших ВУЗов и научных учреждений региона. Возглавил научно-технический совет председатель Иркутского отделения Российской академии наук.

Активно используя потенциал научных учреждений нашего региона в вопросах предупреждения, мы добьемся минимизации затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, что очень важно в сложившихся экономических условиях.

(Слайд №13) Уже сейчас Иркутским национальным исследовательским техническим университетом проводится работа по разработке принципиально новых образцов беспилотных летательных аппаратов, систем поиска объектов на сверхглубинах и применение систем картографо-космического мониторинга всех опасных природных процессов и явлений. Эти разработки планируется показать на выставке «Комплексная безопасность» (г. Москва) в мае этого года.

(Слайд №14) Мы понимаем, что только хорошо организованное межведомственное взаимодействие является важнейшим инструментом в минимизации рисков и ликвидации последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций в кратчайшие сроки.

(Слайд №15) Имеющиеся возможности центра управления в кризисных ситуациях, в котором несут службу как федеральные, так и областные служащие,  совершенствование его материальной базы, внедрение новых информационных технологий, в том числе за счет средств регионального бюджета, обеспечивает эффективное управление всей  территориальной подсистемой.

В переходный период переназначения руководящего состава исполнительных органов государственной власти Иркутской области, именно созданная система повседневного управления позволила сохранить непрерывность и устойчивость в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе при осложнении обстановки с торфяными пожарами.

Большое внимание Правительством Иркутской области уделяется развитию пожарно-спасательных сил.

(Слайд №16) Созданные подразделения противопожарной службы осуществляют противопожарную защиту 198 населенных пунктов в 25 районах Иркутской области с численностью проживающего населения более 274 тысяч человек.

(Слайд №17)

С учетом непростых экономических условий принято решение об оптимизации деятельности существующих областных пожарных и спасательных государственных учреждений с сокращением управленческого аппарата и увеличением за счет этого численности дежурных караулов, а так же создание новых пожарно-спасательных подразделений.

(Слайд №18) Объединение пожарных и спасательных учреждений позволит нам максимально достичь принципа единства цели и руководства в вопросах безопасности жизнедеятельности населения, совершенствовать материальную базу и эффективно реагировать на начальных этапах развития различного рода чрезвычайных ситуаций и происшествий полноценным составом сил, что в свою очередь позволит сохранить человеческие жизни и минимизировать ущерб.

(Слайд №19) Правительство Иркутской области поддерживает инициативу руководства МЧС России по объявлению 2016-го «Годом пожарной охраны». Уже определен конкретный перечень мероприятий, направленный на дальнейшее развитие нашей противопожарной службы, популяризацию деятельности этой профессии.

Хочу отметить также, что в этом году мы дополнительно введем в строй две новые пожарные части.

(Слайд №20) Деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС требует системного и многоуровневого подхода, и решение этих вопросов возможно только программно-целевым методом.

На территории Иркутской области принята и реализуется государственная программа "Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на 2014 - 2018 годы".

В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в этом году мы планируем объединить все реализуемые в рамках других подпрограмм мероприятия по обеспечению безопасности населения и безопасности на транспорте в единую государственную программу. Тем самым добиться, прежде всего, создания единой информационной площадки для выработки приоритетных направлений на этот и последующие годы.

(Слайд №21) Уже сейчас Правительством Иркутской области пересмотрены подходы к определению перечня мероприятий, их финансированию в рамках проекта АПК «Безопасный город».

Основные усилия направляем  на развитие систем  мониторинга и предупреждения, при этом видеонаблюдение как один из элементов «Безопасного города» рассматриваем в качестве дополнительного технического решения.

С учетом принятых на региональном уровне решений мы ожидаем конкретные и эффективные показатели в дальнейшем развитии органов повседневного управления муниципального звена. (Слайд №22)

А это, прежде всего:

-оснащенность ЕДДС современным оборудованием;

-соответствие штатной численности диспетчерского состава предъявляемым требованиям;

- установления достойной заработной платы диспетчеров и как следствие, профессиональные кадры на местах.

В этом году одной из важнейших задач – это создание на региональном уровне необходимых условий, направленных на развитие иных форм местного самоуправления.

(Слайд №23) В настоящее время Правительством Иркутской области прорабатывается вопрос принятия областного закона, регламентирующего порядок создания «института старост», их статус и определение мер государственной поддержки.

Мы прекрасно понимаем, что передача полномочий по вопросам защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с требованиями 131 Федерального закона сельскими поселениями на уровень муниципального района, предполагает создание новой системы непосредственного контроля в проведении превентивных мероприятий на местах.

Статистика всех возникших чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что «очаг» их риска сконцентрирован, прежде всего, на местном уровне, а старшее должностное лицо поселка или деревни, не имея конкретных обязанностей и определенных навыков зачастую не способен предупредить беду.

Считаем, что «институт старост» - это важнейший и неотъемлемый элемент системы безопасности в целом.

Наделение надлежащим статусом и ресурсами сельских старост наряду с их обучением, возможностью обмена опытом, популяризации их деятельности позволит на качественно новом уровне решать вопросы местного значения безопасности жизнедеятельности населения.

(Слайд №24) Сельский староста, находящийся непосредственно в населенном пункте и включенный в систему антикризисного управления обеспечит ЕДДС муниципальных районов необходимой и оперативной информацией как в повседневном режиме, так и при возникновении чрезвычайной ситуации, что позволит сократить время принятия решений на ввод сил и средств.

В целом, созданная система управления в рамках заключенного Соглашения между Правительством Иркутской области и МЧС России в области безопасности жизнедеятельности населения и территорий, эффективна, а решение  вышеперечисленных приоритетных задач позволит нам повысить уровень безопасности нашего региона.

Хочу подчеркнуть, что только системный подход, совместная и слаженная работа на федеральном, региональном и муниципальном уровнях являются залогом успеха в достижении конкретных целей и результатов.

Доклад закончил, благодарю за внимание!

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)