Доклад Председателя Правительства Красноярского края В.П. Томенко «Проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в период подготовки и проведения 29 Всемирной зимней Универсиады в городе Красноярске»

Уважаемый Владимир Андреевич, уважаемые коллеги!

Докладывает первый заместитель Губернатора - Председатель Правительства Красноярского края, Томенко.

Тема моего доклада: «Проведение мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения в период подготовки и проведения 29 Всемирной зимней Универсиады в городе Красноярске».

В соответствии с решением международной федерации университетского спорта (FISU) от 9 ноября 2013 года в Брюсселе,  принято решение о проведении в 2019 году на территории Красноярского края 29 Всемирной зимней Универсиады.

Общий объем финансирования составляет порядка 40 миллиардов рублей, из них средства федерального бюджета – около 32 миллиардов рублей, средства краевого бюджета – более 8 миллиардов рублей.

Спланировано к строительству (реконструкции) 34 объекта.

Мы начали подготовку одновременно с решением, основные вопросы сосредоточены не только на строительстве новых объектов, реконструкции существующих, развитии необходимой инфраструктуры, но и обеспечении необходимого уровня безопасности.

Для этого, в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края №387-р от 20 июня 2014 года создана рабочая группа для разработки предложений по обеспечению безопасности в период подготовки и проведения XXIX  Всемирной зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске, под моим руководством.

Соответствующие группы под руководством руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, созданы во всех структурах. Всего создано 30 рабочих групп.

Непосредственно на первоначальном этапе, взяли на контроль весь процесс обеспечения безопасности, так для примера в Главном управлении МЧС России по Красноярскому краю создано отделение по надзору за объектами Универсиады.

По состоянию на февраль месяц текущего года, было выдано более 20 исходных данных и рассмотрено 12 предоставленных на согласование технологических и технических задания на объекты Универсиады.

В целом на обеспечение безопасности Универсиады будет задействована группировка общим составом более 12000 человек личного состава и более 1100 единицы техники.  

Все мероприятия подготовки к Универсиаде – 2019 выполняются в соответствии с утвержденным планом.

Уважаемые коллеги, хотелось бы пользуясь, случаем, доложить некоторые общие вопросы обеспечения безопасности населения и территории.

Красноярский край расположен на территории Центральной Сибири, его территория простирается от Северного Ледовитого океана на севере до гор Южной Сибири на юге. Протяжённость с севера на юг составляет около 3000 километров, с запада на восток – 1250 километров. Площадь края 2,4 миллионов квадратных километров, что составляет 14% территории страны.

Край пересекает несколько природных зон: арктическая, тундра, тайга (большая часть), лесостепь и степь.

В крае сосредоточено более 95 % российских запасов никеля и платиноидов, так же сосредоточено большое количество запасов угля, открыто 25 месторождений нефти и газа.

По количеству рек, запасам водной энергии и длине водных путей Красноярский край занимает первое мecто в Российской Федерации. Главная водная артерия - река Енисей, протяженностью около 3500 километров. Большинство рек края полноводны и играют важную хозяйственную роль, многие пригодны для сплава и судоходства, а также обладают большими гидроэнергетическими ресурсами.

В крае имеется 4 крупных водохранилища, образованные гидроэлектростанциями, 76 потенциально опасных объектов.

Основными объектами энергетической системы края являются Красноярская и Богучанская ГЭС, а так же Березовская, Назаровская и Красноярская ГРЭС. Выработка электроэнергии электростанциями края в 2015 году составила почти 60 миллиардов киловатт часов.

Население по территории размещено крайне неравномерно. В целом плотность населения составляет в крае 1,21 человека/километр, на  северной территории этот показатель равен 0,03 человека/километр в центре он составляет 1,45 человека/километр, а в южной части края этот же показатель равен 2,47 человека/километр, что составляет 82% всего населения на одной десятой территории края, тут же сосредоточена основная часть городских поселений (17 городов 30 поселков городского типа).

Для территории края характерны более 30 рисков возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В среднем за сутки осуществляется реагирование на 25 оперативных событий, основную часть которых составляют техногенные пожары, дорожно-транспортные происшествия и ограничения движения на автодорогах.

Ежесуточно на дежурство в составе краевой территориальной подсистемы РСЧС заступает более 8000 человек, около 2000 единиц техники.

Все это накладывает большую ответственность и сложность в управлении территориальной подсистемой РСЧС.

Развитие территориальной подсистемы условно можно разделить на три основных уровня, это объектовый, муниципальный и региональный.

Недавний пример объектового уровня, это пожар в энергоблоке Березовской ГРЭС, произошедший 01 февраля 2016 года.

Березовская ГРЭС является критически-важным объектом, с установленной мощностью 2400 мегаватт в час и энергетической выработкой порядка 9 миллиардов киловаттчасов в год, имеет экономический эффект более 20 миллиардов рублей, а также оказывает прямое влияние на стабильность технологических процессов металлургического комплекса в соседних регионах.

По итогам реагирования не допущено наихудшего сценария, а именно было остановлено развитие перехода пожара в турбинное отделение и на соседнее технологическое оборудование, что в свою очередь могло привести к полной остановке станции и прекращению подачи тепловой энергии потребителям города Шарыпово и Шарыповского района, в которых проживает около 65 тысяч человек.

Предотвращение возможного ущерба составило более 100 миллиардов рублей.

Что способствовало успешному тушению пожара?

Во-первых, это наличие на объекте частной пожарной охраны, в совершенстве знающей технологический процесс и расположение противопожарного водоснабжения на данном объекте.

Во-вторых, это системное и постоянное проведение пожарно-тактических учений, в ходе которых личный состав отрабатывает действия по тушению пожаров по всем возможным наихудшим сценариям.

В-третьих, это на высоком уровне организованное взаимодействие органа повседневного управления, дежурно-диспетчерской службы объекта со всеми необходимыми службами, не зависимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности. В данном случае, это администрация объекта, силы и средства частой пожарной охраны, федеральной противопожарной службы Шарыповского пожарно-спасательного гарнизона, частного охранного предприятия объекта, органов внутренних дел, медицинской службы. Всего на тушение пожара было привлечено около 200 человек и 50 единиц техники.

Таким образом, финансирование системы объектового реагирования, внедрение автоматического инструментального мониторинга и информирования о возникновении нештатной ситуации, приобретение новейшего высокотехнологического оборудования, соответствующее уделение особого внимания со стороны руководства объектов экономики вопросам обеспечения безопасности, в целом вносит существенный вклад в обеспечение безопасности населения и территории, а также позволяет предотвратить много миллиардный ущерб и нарушение систем жизнеобеспечения населения.

Дальше по иерархии перейду к муниципальному уровню.

Учитывая актуальность и подверженность риску нарушения электро и теплоснабжения на муниципальном уровне, приведу пример с ситуацией по нарушению электроснабжения в арктическом городе Дудинке Таймырского муниципального района.

В начале 2015 года вследствие одновременного аварийного отключения основной и резервной линий электропередач, произошло отключение и остановка основной котельной города Дудинка. Было нарушено теплоснабжение 131 жилого дома с населением более 22 тысяч человек и 27 социально-значимых объектов, что в итоге привело к чрезвычайной ситуации муниципального характера, при которой пришлось организовывать эвакуацию населения, привлечение аварийных бригад из города Норильска и практически полную замену внутридомовой системы теплоснабжения. Ремонтно-восстановительные работы в круглосуточном режиме длились около двух недель.

На основании полученного опыта и проведенного анализа по данной ситуации, в 2015 году была произведена закупка и установка передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции (ПАЭС-2500) за счет средств краевого бюджета. Также был спланирован вариант резервирования городских подстанций и котельной от имеющегося на территории морского буксира.

05 января 2016 года при аналогичном нарушении электроснабжения в городе Дудинка, органами управления и силами территориального звена ТП РСЧС Таймырского муниципального района уже не допущено развитие ситуации по наихудшему сценарию.

Что позволило избежать серьезных последствий?

Во-первых, это своевременное доведение информации о нарушении энергоснабжения от единой дежурно-диспетчерской службы Таймырского муниципального района руководителю и членам районной комиссии по чрезвычайным ситуациям, дежурно-диспетчерским службам, предприятиям, организациям и социально-значимым объектам.

Своевременное проведение заседания районной комиссии по чрезвычайным ситуациям под руководством Главы района и введение режима функционирования «ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ».

Во-вторых, это своевременное выполнение комплекса практических мероприятий по сливу теплоносителя, подготовки четырех пунктов временного размещения населения, организации работы по запуску котельной от передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции, работы водозабора от резервного дизель -генератора, а трех трансформаторных подстанции от морского дизель -электрохода.

Привлечение 25 аварийно - востановительных бригад ОАО «Норильская топливно-энергетическая компания» и 5 восстановительных бригад высоковольтных линий.

В-третьих, это проведение информирования населения подворовым обходом сотрудниками отряда федеральной противопожарной службы и Администрации Таймырского муниципального района.

Таким образом, последствия данного отключения были ликвидированы менее чем за одни сутки, не допущено размораживание системы теплоснабжения и предотвращен возможный многомиллионный ущерб.

По еще одной недавней подобной ситуации, произошедшей в ночное время 09 февраля 2016 г., в той же Дудинке, общее реагирование органов управления и сил территориального звена составило всего несколько часов. Экономический ущерб от возможных последствий сведен к минимуму, а оперативное реагирование позволило не организовывать, в том числе, и эвакуационные мероприятия.

Переходя к региональному уровню, с учетом географии края, я как Председатель краевой КЧС, не могу не осветить организацию работы по пропуску паводковых вод.

Красноярский край – один из самых паводковоопасных регионов страны. У нас много больших и малых рек, подземных источников, сложный рельеф местности, резко меняющийся климат. Вскрытие рек происходит только с юга на север и носит затороопасный характер.

За последние годы в регионе была сформирована достаточно эффективная система противодействия паводкам, которая позволяет минимизировать его последствия.

В результате весеннего половодья при неблагоприятном развитии ситуации в зонах возможных подтоплений на территории края могут оказаться 63 населенных пункта в 23 муниципальных районах и 5 городах, в которых проживает более 21 тысячи человек, из них около 4 тысяч детей, может подлежать отселению более 14 тысяч человек.

Общий материальный ущерб может составить более 250 миллионов рублей.

В целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и своевременного оперативного реагирования при угрозе их возникновения в период весеннего пропуска паводковых вод на территории края, организовано проведение комплекса организационных и практических мероприятий, которые включают помимо инженерно – технических мероприятий, мероприятия по подготовке населения и руководящего состава к действиям при угрозе возникновении чрезвычайной ситуации.

Данный комплекс противопаводковых мероприятий проводится в 2 этапа:

1 этап, это проведение подготовительных организационно-технических мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод, в ходе которого отрабатываются следующие вопросы:

Обследование русел рек, гидротехнических сооружений и водохранилищ на территориях городов, районов и населённых пунктов с привлечением представителей федеральных служб по надзору в сфере природопользования, технологическому и экологическому надзору.

 Аэровизуальная разведка, оценка и прогнозирование ледовой обстановки. Проведение заседаний комиссий муниципальных образований по вопросам выполнения мероприятий по организации безаварийного пропуска паводковых вод.

 Проверка готовности к паводковому периоду городов и районов, попадающих в зону подтопления, организация и подготовка эвакуационных мероприятий и первоочередного жизнеобеспечения населения.

 Проверка наличия, исправности систем оповещения и связи, проведение учебного оповещения руководящего состава и населения.

Обучение населения, разъяснение всех вопросов и распространение памяток по действиям при угрозе затопления.

6. Создание запасов продуктов питания, предметов первой необходимости, медикаментов, кормов для сельскохозяйственных животных.

2 этап, это проведение мероприятий по защите населения и территорий в период паводка, в ходе которого отрабатываются следующие вопросы:

1. Организация дежурства экипажей вертолетов и команд взрывников для проведения экстренной эвакуации населения, ликвидации заторов льда.

2. Наземное и авиационное патрулирование оперативными межведомственными группами с целью своевременного обнаружения ледовых заторов и причин, способствующих катастрофическому разливу рек, затопления поселений и объектов экономики.

3. Работа краевых оперативных групп в районах, попадающих в зону подтопления, контроль и оказание практической помощи на местах, ликвидация заторов льда.

4. Заблаговременное осуществление эвакуационных мероприятий по отселению населения, выводу животных и вывозу материальных ценностей в безопасное место.

5. Ликвидация последствий паводка, возвращение населения к местам проживания, проведение аварийно-восстановительных работ на территориях и объектах, подвергшихся подтоплению, определение предварительного ущерба.

Для приближения краевого резерва материальных средств к наиболее вероятным местам возникновения ЧС и сокращения сроков его доставки, часть краевого резерва (продовольствие, палатки, печки, полевые кухни, предметы первой необходимости и авиационное топливо) эшелонирована по территории края с учетом видов и возможных мест возникновения ЧС и на основании договоров ответственного хранения передана администрациям населенных пунктов.

Реализация данных мер, позволила уменьшить риски возникновения угрозы жизни и здоровью людей, причинение материального ущерба личному имуществу граждан и недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории края, обусловленных весенним половодьем.

С 2015 года отличительной особенностью при подготовки к паводкам, является планирование финансовых средств в объеме 10 миллионов рублей непосредственно в строке краевого бюджета. Данная мера позволила значительно сократить сроки выпуска финансовых средств из бюджета, заблаговременно проводить конкурсы на заключение договоров по применению авиации и проведению взрывных работ, высвободившиеся в результате конкурсов и не использованные финансовые средства расходуются на пополнение запасов горюче-смазочных материалов и средств индивидуальной защиты. 

Вывод: В целях смягчения рисков, снижения последствий ЧС в Красноярском крае проводится комплекс мероприятий по смене вектора развития органов управления от функции организации реагирования к организации всестороннего мониторинга и эффективному предупреждению чрезвычайных ситуаций. 

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)