ДОКЛАД Директора Департамента гражданской защиты полковника А.В. Лутошкина «Об итогах реализации в 2016 году мероприятий по комплексному решению вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций и организации стратегического планирования в системе МЧС России. Основные задачи на 2017 год»
Товарищ Министр Российской Федерации!
Уважаемые коллеги!
СЛАЙД 2
Социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев, гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, разумном и рациональном определении фронта, состава и объёма профилактических работ.
В связи с этим 2016 году осуществлялся комплекс мероприятий, направленный на решение ключевых задач по развитию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Первое. В 2016 г. совершенствовалась нормативная правовая база по регулированию деятельности РСЧС и повышению эффективности планирования и выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Принято постановление Правительства Российской Федерации, которое регламентирует порядок координации Национальным центром управления в кризисных ситуациях деятельности органов повседневного управления РСЧС и органов управления гражданской обороной.
В настоящее время завершается работа по нормативному обустройству возложения аналогичных функций на центры управления в кризисных ситуациях на межрегиональном и региональном уровнях.
Это позволит развивать систему управления РСЧС с соблюдением единых подходов и требований под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуациях.
Также внесены изменения в Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Уточнен и расширен перечень органов повседневного управления РСЧС, а также скорректирован перечень планирующих документов в рамках единой системы.
СЛАЙД 3
В целях развития и внедрения технического регулирования в сфере безопасности жизнедеятельности населения разработан технический регламент «О безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». По решению комитета Евразийской экономического комиссии он объединил в себе требования к продукции, предназначенной для гражданской обороны и для защиты населения. В этом году технический регламент будет проходить внутригосударственное согласование.
СЛАЙД 4
В 2016 году продолжалась работа по созданию единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
Подготовлены и прошли согласование соответствующие изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне».
Одновременно с этим разработано Положение о единой сети наблюдения и лабораторного контроля, в котором определены ее основные задачи, порядок организации и функционирования. Данную работу мы планируем завершить до конца года.
В связи с этим, хотел бы сориентировать председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, а также руководителей территориальных органов МЧС России на необходимость приведения в соответствие нормативных правовых документов в части СНЛК в субъектах Российской Федерации.
СЛАЙД 5
Второе. В целях реализации поручений Совета Безопасности от 1 марта 2016 г. выполнены мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций в паводкоопасном периоде и пожароопасном сезоне.
В рамках этой работы проведены проверки готовности органов управления и сил субъектов Российской Федерации и территориальных органов МЧС России к пожароопасному сезону и безаварийному пропуску паводковых вод.
По итогам проверок выявлены отдельные недостатки, в том числе:
слабый контроль со стороны органов власти субъектов страны за деятельностью органов местного самоуправления при их подготовке к безаварийному прохождению весеннего половодья и пожароопасному периоду;
несоответствие между существующими и планируемыми силами и средствами для ликвидации паводков и природных пожаров, а также отклонения по их оснащению реально имеющемуся;
недостаточное развитие или отсутствие региональных систем гидрологических наблюдений (гидропостов) на территориях, которые ежегодно попадают в зону воздействия весеннего половодья;
неудовлетворительная подготовка единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований к выполнению возложенных на них задач в паводкоопасный период и пожароопасный сезон.
Особую озабоченность вызывает организация работы по совершенствованию ЕДДС в Республике Крым, где на сегодняшний день в ряде муниципальных образований орган повседневного управления не создан.
В настоящее время прорабатывается совместно с регионами страны дополнительный комплекс мер по защите населения и социальной инфраструктуры от паводков и природных пожаров, который планируется рассмотреть в середине марта текущего года на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации.
Проведение превентивных мероприятий при подготовке к паводкоопасному периоду и пожароопасному сезону позволит минимизировать в этом году последствия весеннего половодья и ущерб от природных пожаров.
СЛАЙД 6
Третье. Активно велась работа по развитию системы мониторинга чрезвычайных ситуаций и межведомственного взаимодействия в данной сфере.
Заключено Соглашение о взаимодействии МЧС России и Роскосмоса. Оно позволяет совершенствовать систему дистанционного зондирования земли и наращивать мощности космической группировки в интересах РСЧС.
Благодаря этому полученная информация о выявленных термических аномалиях своевременно доводится до органов управления РСЧС всех уровней, вплоть до ЕДДС муниципальных образований.
В 2017 году планируется создание совместного арктического центра МЧС России и Роскосмоса по приему космической информации в г. Дудинка и запуск 2 космических аппаратов, предназначенных для выявления термических аномалий. Принятая информация будет поступать непосредственно в МЧС России через Научный центр оперативного мониторинга Земли Роскосмоса.
СЛАЙД 7
Четвертое. Повышение защищенности критически важных и потенциально-опасных объектов от угроз негативного воздействия природного и техногенного характера является важнейшим фактором обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
В 2016 году разработаны планы повышения защищенности для всех 3 тыс. 943 критически важных объектов.
Разработаны паспорта безопасности для всех 10 тыс. 428 потенциально опасных объектов.
Обращаю внимание председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации и начальников территориальных органов МЧС России на качество разработки и своевременность утверждения планов повышения защищенности критически важных объектов и паспортов безопасности потенциально опасных объектов.
СЛАЙД 8
Пятое. Основой материально-технического обеспечения мероприятий при угрозе и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются заранее созданные резервы финансовых и материальных ресурсов.
В связи с этим в течение года осуществлялось методическое руководство по их созданию, использованию и восполнению.
В 2016 году общий объем резервов финансовых ресурсов, созданный субъектами РФ, составил 48,9 млрд руб., а материальных ресурсов – 15,9 млрд руб.
Совместно с Росрезервом совершенствуется структура запасов государственного материального резерва. Это касается запасов для обеспечения потребностей воинских формирований и проведения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Созданы в Северо-Кавказском, Северо-Западном и Сибирском региональных центрах МЧС России новые места хранения резерва материальных ресурсов МЧС России для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе с включением номенклатуры для ведения горных работ.
По итогам 2016 года укомплектованность резерва МЧС России составила 72 %.
В течение года из Росрезерва и резерва МЧС России более 5,5 тыс. тонн гуманитарной помощи поставлено пострадавшему населению Российской Федерации и странам зарубежья.
СЛАЙД 9
Шестое. Существенно повысился уровень подготовки населения страны в области безопасности жизнедеятельности, в систему которого было вовлечено более 68 млн чел.
Особое внимание в этой работе уделялось развитию Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности». В течение года проведено около 25 тыс. тематических мероприятий, в которых задействовано более 2,7 млн. детей.
Важное значение для предупреждения чрезвычайных ситуаций и смягчения их последствий имеет уровень подготовки руководящего состава.В 2016 году подготовлено свыше 261 тыс. чел. из числа руководителей РСЧС и гражданской обороны всех уровней, прошедших подготовку к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
СЛАЙД 10
Эффективно обеспечивала изучение правил защиты и поведения населения в чрезвычайных ситуациях Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. За счет системы проинформировано более 82 млн. человек, что на 2 млн. человек больше чем в 2015 году.
Для дальнейшего развития ОКСИОН совместно с ФСБ России и МВД России выпущены нормативные акты, которые позволяют создавать новые элементы за счет средств субъектов Российской Федерации, также с привлечением механизма государственно-частного партнерства и иных источников финансирования.
СЛАЙД 11
Седьмое. В течение года проводился комплекс мер в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф.
Основные задачи государственной политики в данной сфере связаны с совершенствованием нормативной правовой базы.
Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Они скорректировали вопросы определения плотности радиоактивного загрязнения почв населенных пунктов и полномочий федеральных органов исполнительной власти по реализации закона.
За прошедшие годы реализован беспрецедентно большой объем работ по минимизации последствий аварии.
В 2016 году завершена реализация Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства до 2016 года. Основными ее акцентами являются:
совершенствование единой системы радиационной защиты на территориях радиоактивного загрязнения России и Беларуси;
выработка и реализация единой стратегии управления территориями с высокими уровнями загрязнения и выведенными из хозяйственного оборота по радиационному фактору;
реализация общей информационной, просветительской и социально-реабилитационной политики по проблемам радиационной безопасности, реабилитации и устойчивого развития территорий.
Кроме того, более 3 тыс. пострадавших граждан получили необходимую медицинскую помощь в рамках данной программы и проведенных мероприятий Союзного государства по оказанию высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
СЛАЙД 12
В 14 субъектах Российской Федерации созданными рабочими группами проведены комплексные обследования по оценке радиационной обстановки и социально-экономических и демографических показателей в более чем 3 тыс. 800 населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В результате получена актуальная информация необходимая для планирования дальнейших мероприятий по повышению безопасности проживания на радиоактивно загрязненных территориях.
СЛАЙД 13
Восьмое. Одним из инструментов реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения является прежде всего стратегическое планирование.
В рамках проводимой работы по данному направлению в 2016 году:
подготовлены и утверждены Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. № 696 «Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»;
разработано и утверждено 25 января 2017 г. решением Коллегии МЧС России Положение об организации стратегического планирования в МЧС России;
принято участие в разработке Стратегии развития системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации в мирное и военное время на период до 2025 года. Документ утверждён Указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 г. № 645.
Также в рамках целеполагания и прогнозирования активно участвовали в разработке и корректировке ряда документов стратегического планирования на федеральном уровне.
Подготовлены и согласованы с Аппаратом Совета Безопасности РФ паспорта показателей состояния национальной безопасности, по которым МЧС России является ответственным исполнителем.
Разработаны и направлены на согласование в федеральные и региональные органы власти Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий на период до 2030 года и Основы в области пожарной безопасности до 2030 года. Реализация Основ позволит оптимизировать систему мероприятий по обеспечению безопасности населения с учетом современных угроз, а также обеспечить снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций за счет развития системы по их мониторингу и прогнозированию.
Организована работа по подготовке Стратегии развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года. Данный документ планируется рассмотреть на заседании Совета Безопасности Российской Федерации в конце 2017 года.
В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» единственным документом стратегического планирования на уровне региона на долгосрочный период является Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Она должна согласовываться с документами стратегического планирования федерального уровня, в том числе по вопросам осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий.
В связи с этим начальникам территориальных органов МЧС России необходимо взять под свой личный контроль вопрос подготовки Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом всех озвученных выше вопросов.
СЛАЙД 14
Уважаемые коллеги!
Завершая выступление, отмечу, что благодаря скоординированной работе и эффективному взаимодействию органов управления и сил РСЧС достигнуты все ключевые показатели государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Повышается эффективность системы реагирования на чрезвычайные ситуации. Внедряются новые технологии поддержки принятия решений в различных режимах функционирования РСЧС.
Модернизируется инфраструктура для сил РСЧС, внедряются современные технологии в деятельность органов управления РСЧС на всех уровнях.
СЛАЙД 15
В 2017 году в целях совершенствования системы предупреждения и реагирования предлагаю организовать работу по следующим направлениям деятельности.
Первое. Совершенствовать подготовку органов управления, в том числе:
продолжить развитие ЕДДС муниципальных образований, с учетом современных требований и подходов к информатизации и автоматизации деятельности органов повседневного управления РСЧС;
внедрять автоматизированную информационно-управляющую систему РСЧС нового поколения, учитывая вступления в силу с 1 июня 2017 г. нового национального стандарта «Единые дежурно-диспетчерские службы»;
обеспечить проведение учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС по наиболее характерным рискам чрезвычайных ситуаций с детальным анализом их действий и оперативным устранением выявленных недостатков.
Второе. Совершенствование автоматизации деятельности органов повседневного управления, в том числе:
внедрять современные технические средства, которые обеспечивают деятельность органов повседневного управления от единой дежурной диспетчерской службы до Национального центра управления в кризисных ситуациях в едином информационном пространстве;
продолжить развитие систем мониторинга рисков и опасностей и их интеграцию в единое информационное пространство в рамках создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации;
предусмотреть выделение финансовых средств из региональных бюджетов при планирования мероприятий по развитию Центров управления в кризисных ситуациях.
Третье. Совершенствование мероприятий по планированию деятельности РСЧС в соответствии с анализом рисков.
Обеспечить своевременную разработку планов на паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2017 года в соответствии с требованиями нормативных правовых и методических документов МЧС России.
При этом особое внимание обратить на реальность группировки сил и средств, включаемых в планы, а также организационные и финансовые механизмы их привлечения к выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Прошу руководителей территориальных органов МЧС России учесть все возможные недоработки и приложить все усилия, чтобы стоящие перед нами задачи в 2017 году были выполнены качественно и эффективно.
СЛАЙД 16
Доклад закончен.
Благодарю за внимание!