ДОКЛАД Директора Департамента международной деятельности МЧС России А.А. Романова «О международном сотрудничестве в 2016 году на приграничном уровне»
Слайд 1
ДОКЛАД
директора Департамента международной деятельности
МЧС России А.А. Романова
«О международном сотрудничестве в 2016 году
на приграничном уровне»
Уважаемые участники Всероссийского сбора!
Слайд 2
Одно из приоритетных направлений международной деятельности МЧС России – развитие и совершенствование приграничного сотрудничества, основными задачами которого являются: прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций трансграничного характера, эффективное информационное взаимодействие с приграничными государствами в случае возникновения таких чрезвычайных ситуаций и оперативное реагирование на них, в том числе совместно со спасательными службами приграничных государств.
Слайд 3
Российская Федерация в настоящий момент граничит с восемнадцатью государствами (Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Беларусь, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Япония, США, Абхазия и Южная Осетия).
Таким образом, благодаря размерам нашей необъятной страны, в компетенцию всех региональных центров МЧС России (и 39 главных управлений МЧС России в их составе) входит решение вопросов по взаимодействию с приграничными государствами.
Слайд 4
Для осуществления приграничного сотрудничества по направлениям деятельности МЧС России имеется необходимая правовая основа.
Прежде всего, это Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 года № 196-р, которой предусмотрено, что одной из основных задач приграничного сотрудничества является создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия.
Также это международные соглашения межправительственного уровня о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, позволяющие решать вопросы в рамках приграничного взаимодействия.
На сегодняшний день, к сожалению, только в Прибалтийском регионе не завершено формирование необходимой правовой базы, так как не подписаны межправительственные соглашения по линии МЧС России с Литвой и Эстонией. И в условиях нынешних политических отношений трудно говорить о примерных сроках подписания таких документов. Тем не менее, Главным управлением МЧС России по Калининградской области продолжается активное взаимодействие с Литвой, в том числе в части осуществления на регулярной основе обмена информацией о чрезвычайных ситуациях.
На субъектовом уровне также заключаются международные акты с административными единицами других государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что, в свою очередь, способствует разработке соответствующих планов взаимодействия между территориальными органами МЧС России и спасательными службами иностранных чрезвычайных ведомств.
Так, например, на настоящий момент имеется 32 документа в форме соглашений, меморандумов, протоколов и планов, регулирующих вопросы взаимодействия главных управлений МЧС России по субъектам, граничащим с иностранными государствами, со спасательными службами приграничных государств.
Слайд 5
Всего в 2016 году территориальными органами МЧС России проведено более 90 мероприятий в рамках приграничного сотрудничества. Из них порядка 50-ти мероприятий проведено Северо-Западным региональным центром.
В настоящее время наиболее активное приграничное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется с Казахстаном, Монголией, Китаем и Финляндией. В последнее время также активизировалось взаимодействие на приграничном уровне с Республикой Беларусь.
В этой связи особую признательность за работу на международном направлении выражаем главным управлениям МЧС России по Брянской, Смоленской, Оренбургской, Саратовской, Омской, Мурманской, Калининградской, Амурской и Астраханской областям, республикам Бурятия и Карелия, а также по Приморскому и Краснодарскому краям.
Успешными примерами приграничного сотрудничества являются создание совместной российско-казахстанской системы мониторинга чрезвычайных ситуаций, которая продолжает развиваться в настоящее время, а также информационное взаимодействие с китайскими партнёрами в режиме реальной чрезвычайной ситуации при наводнении в Приморском крае в сентябре прошлого года, в результате которого Министром водного хозяйства КНР сбросы воды на водохранилищах Ниэрцзы и Фэнмань были снижены на 150 м3/с.
Вместе с тем, в ходе контактов на министерском уровне главы чрезвычайных ведомств Казахстана и Китая продолжают высказывать свои пожелания относительно усиления взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в приграничных регионах.
Слайд 6
Особое внимание уделяется регулярному проведению учений на приграничном уровне, которые позволяют на практике отрабатывать механизм совместных действий в случае трансграничных чрезвычайных ситуаций. Так, например, ежегодно проводятся совместные российско-казахстанские и российско-финляндские пожарно-тактические учения по борьбе с природными пожарами на приграничных территориях, российско-китайские учения по борьбе с наводнениями и паводками, российско-монгольские учения по реагированию на степные пожары и другие. Кроме того, по актуальным вопросам приграничного сотрудничества организуются совместные тренинги и семинары.
Слайд 7
Учитывая, что российско-казахстанская граница является самой протяжённой и составляет почти 7600 км, 12 главных управлений МЧС России активно взаимодействуют с департаментами по чрезвычайным ситуациям КЧС МВД Казахстана. Хотелось бы особо отметить активную роль главных управлений МЧС России по Оренбургской и Саратовской областям в вопросах развития взаимодействия на приграничном уровне с казахстанскими партнёрами.
Слайд 8
Так, например, в течение 2016 года этими территориальными органами МЧС России проведено 9 крупных совместных российско-казахстанских мероприятий, направленных на отработку совместных действий в случае трансграничных чрезвычайных ситуаций и совершенствование механизма взаимодействия. Это – тренировки дежурно-диспетчерских служб, КШУ по отработке вопросов взаимодействия в паводкоопасный период, совместные учения по борьбе с природными пожарами на приграничной территории, а также штабные тренировки по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных со снежными заносами на автодорогах.
Слайд 9
Не менее важное внимание в 2016 году уделялось отработке совместных действий при реагировании на чрезвычайные ситуации на водных объектах. Совместно с коллегами из Азербайджана, Казахстана и Туркменистана в сентябре прошлого года в Астрахани проведены комплексные учения спасательных служб по реагированию на условные чрезвычайные ситуации в акватории Каспийского моря и его прибрежной зоне.
В ходе учения был отработан механизм взаимодействия спасательных служб прикаспийских государств при ликвидации аварийных разливов нефти и тушении пожара на морской буровой платформе.
Слайд 10
Необходимо отметить, что в 2016 году территориальные органы МЧС России не только отрабатывали теорию реагирования на возможные чрезвычайные ситуации за рубежом, но и оказывали непосредственную помощь иностранным государствам. Так, силами Дальневосточного регионального центра в ноябре прошлого года была доставлена гуманитарная помощь населению Корейской Народно-Демократической Республики, пострадавшему в результате катастрофического наводнения. Железнодорожным транспортом было доставлено порядка 800 тонн гуманитарных грузов.
Безусловно, одним из важнейших аспектов приграничного сотрудничества является оперативное решение вопросов, связанных с пограничными и таможенными процедурами при пересечении границы спасательными формированиями в соответствии с требованиями ООН. При обсуждении с иностранными партнёрами вопросов упрощённого порядка пересечения границы и составлении регламентом взаимодействия на приграничном уровне необходимо руководствоваться этими требованиями.
Департамент международной деятельности продолжает работу по оказанию содействия территориальным органам МЧС России в прохождении международной аттестации поисково-спасательных отрядов по методике Международной консультативной группы по вопросам проведения поисково-спасательных операций (ИНСАРАГ). На сегодняшний день по методике ИНСАРАГ уже аттестован Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России, и в настоящее время осуществляется подготовка к такой аттестации Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда, что, в свою очередь, также будет способствовать повышению готовности территориальных органов к реагированию на чрезвычайные ситуации за рубежом и укреплению взаимодействия на приграничном уровне.
Слайд 11
По результатам анализа состояния международного сотрудничества на приграничном уровне в 2016 году Департамент международной деятельности совместно с Национальным центром управления в кризисных ситуациях намерены продолжить работу по поддержке активной деятельности территориальных органов МЧС России в рамках сотрудничества на приграничном уровне, которое является основной составляющей в деле борьбы с переходом трансграничных чрезвычайных ситуаций на территорию России.
Особое внимание предлагается уделить вопросам завершения формирования необходимой правовой базы по вопросам приграничного сотрудничества. Территориальным органам, которые до настоящего момента не имеют документов, регулирующих вопросы взаимодействия со спасательными службами приграничных государств (мы не говорим сейчас о Грузии и странах Прибалтики), необходимо предпринять соответствующие меры по устранению пробелов. Готовы оказать необходимо методическое содействие в решении этого вопроса.
Кроме того, к сожалению, в последнее время наблюдается тенденция по сокращению должностей лиц, отвечающих за международные вопросы в территориальных органах. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться с просьбой к руководству Министерства поручить начальникам территориальных органов МЧС России (в особенности ГУ МЧС России по Калининградской области) предусмотреть в штате должность специалиста по международному сотрудничеству. Со своей стороны, готовы в 2017 году предусмотреть проведение для таких специалистов семинаров по вопросам международного сотрудничества, в том числе в режиме ВКС.
Большой вклад в развитие международной деятельности вносят образовательные учреждения МЧС России, которые обучают иностранных специалистов, проводят на своей базе крупные международные мероприятия, участвуют в работе международных организаций, а также оказывают методическое содействие территориальным органам МЧС России.
Исходя из необходимости обеспечения безопасности населения на приграничных территориях, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об организации в образовательных учреждениях МЧС России курсов языковой подготовки для сотрудников диспетчерских служб, работающих в приграничных регионах непосредственно с обращениями иностранных граждан.
В целом, международное сотрудничество, осуществляемое на приграничном уровне, лежит в русле Концепции внешней политики Российской Федерации и является одним из приоритетов международной деятельности МЧС России до 2030 года.
Значимость приграничного взаимодействия, направленного на эффективное реагирование на чрезвычайные ситуации, постоянно отмечается иностранными партнёрами. Его развитие и совершенствование продиктованы необходимостью обеспечения пояса добрососедства по всему периметру российских границ. Надеемся на поддержку территориальных органов в реализации данной задачи.
Слайд 12
Спасибо за внимание!