ДОКЛАД Директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы генерал-майора внутренней службы С.А. Кададова: «Проблемные вопросы правоприменительной практики с учетом новых форм и методов работы надзорных органов»
Уважаемый товарищ Министр Российской Федерации!
Уважаемые коллеги!
Слайд 2 (Статистика)
В 2016 году на территории Российской Федерации произошло
139 тыс. 083 пожара, на которых погибло 8 тыс. 711 человек
и 9 тыс. 845 получили травмы.
На пожарах спасено 141 563 человека, в том числе эвакуировано 94 425 человек.
По сравнению с прошлым годом количество пожаров снизилось на 4,9% (АППГ – 146 206).
Количество людей, погибших на пожарах, снизилось на 7,5% (АППГ – 9 419), количество травмированных людей на пожарах снизилось на 10,3% (АППГ – 10 977).
Прошедший год для надзорных органов был ознаменован переходом на новую модель – риск-ориентированный подход в организации надзорных функций.
17 августа т.г. с учетом предложений МЧС России принято постановление Правительства «О применении риск-ориентированного подхода…».
Слайд 3 (806-ФЗ – Категории рисков)
В порядке реализации положений указанного документа по обеспечению планирования надзорных мероприятий территориальными органами МЧС России обеспечено формирование перечней объектов защиты с учетом категорий рисков.
Общее количество объектов защиты, без учета одноквартирных жилых домов, составляет более 2,5 млн. единиц. При этом, более 730 тыс. объектов защиты или 27% от общего количества отнесены к категории низкого риска и освобождены от проведения надзорных мероприятий.
В среднем на один субъект Российской Федерации приходится более 9 тыс. объектов низкой категории риска.
Вместе с тем, проведенным анализом, установлены факты ненадлежащего учета объектов данной категории. Так, главными управлениями по Республикам Дагестан (19), Северной Осетии (Алании) (57) и Адыгее (64), Ямало-Ненецкому автономному округу (99) и Белгородской (109) области взято на учет менее 100 данных объектов. В Пермском крае (0) и Самарской (0) области объекты указанной категории не зарегистрированы вовсе.
Планы проведения плановых проверок на 2017 год также сформированы с учетом категорий риска объектов защиты.
Слайд 4 (Планирование проверок)
При планировании проверок на 2017 год приоритет по-прежнему отдавался объектам с высоким и значительным риском. Это объекты социальной сферы и культурного наследия, опасные производственные и критически важные, а также другие пожароопасные объекты.
Несмотря на установленный запрет на проведение проверок малого бизнеса в отдельных регионах продолжают включать в планы такие проверки.
Данные факты имеют место в Республиках Северная Осетия-Алания, Алтай, Марий Эл, Коми, Удмуртской Республике, Приморском, Хабаровском, Алтайском краях, Калининградской, Архангельской, Орловской, Ивановской, Омской, Белгородской, Смоленской, Иркутской, Сахалинской, Самарской, Новгородской, Архангельской, Астраханской, Курганской, Кемеровской, Челябинской областях.
В целях недопущения нарушения закона прошу начальников главных управлений дополнительно проанализировать планы на 2017 год, в том числе при обязательной сверке годовых планов проверок с единым реестром субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы.
Также, на территории 17 субъектов зарегистрировано значительное увеличение количества запланированных на 2017 год проверок в сравнении с АППГ, это: Республики Северная Осетия-Алания (+30%), Башкортостан (+26%) и Удмуртская Республика (+25%), Ставропольский край (+9%), Калужская (+55%), Ульяновская (+45%), Кировская (+43%), Томская (+43%), Иркутская (+43%), Курская (+25%), Оренбургская (+23%), Самарская (+13%), Тверская (+11%) области.
В 4-х главных управлениях число спланированных на т.г. проверок превышает количество объектов защиты, подлежащих проверке в 2017 году, среди них: Республика Крым, Тверская область, Ульяновская область и г. Севастополь.
Озвученные данные позволяют сделать вывод о формальном подходе ряда территориальных органов МЧС России к внедрению риск-ориентированного подхода.
Также стоит отметить низкую исполнительскую дисциплину Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике. Представляемые им данные о планировании проверок на текущий год разняться между собой по нескольким отчетам. Так, согласно ежегодному плану Генеральной прокуратуры к проверке спланировано 634 объекта защиты. Вместе с тем, в представленной форме отчетности по отнесению объектов защиты к определенной категории риска, количество запланированных проверок на 2017 год – равно нулю.
Слайд 5 (Профилактическая работа)
Особое внимание Министерством уделяется повышению в деятельности надзорных органов доли профилактической работы.
Реформирование надзорной деятельности предполагает замену мероприятий по контролю мерами разъясняющего, консультативного, обучающего характера. На первый план выходит обустройство и эффективность профилактических мероприятий.
В этих целях приняты новые Административные регламенты, определяющие порядок проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, чего не было ранее.
182-м федеральным законом установлены направления, виды и формы профилактики правонарушений. 277-м – специальные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Слайд 6 (Профилактическая работа)
За отчётный период работа по противопожарной пропаганде увеличена в 1,5 раза. При снижении количества инспекторского состава на 20% увеличены основные показатели, а именно:
тираж различного рода листовок – на 18%;
выступлений на телевидении и радио – на 26% (форма № 6-ГПН приказа МЧС России от 26.08.2013 № 565).
На сегодня ключевым направлением профилактической работы инспектора является проведение массовых мероприятий. Их количество в целом увеличено на 10%. Основой массовых мероприятий стали встречи с населением (увеличение на 11%).
В среднем одним инспектором в течение года было проведено 42 инструктивных занятия и 25 тренировок по эвакуации. Эти показатели остались на прежнем уровне по сравнению с прошлым годом.
Наилучшие показатели по этим направлениям имеют Мурманская, Волгоградская, Тульская, Костромская и Кемеровская области.
Наихудшие показатели отмечены в Приморском и Хабаровском краях, Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах, Иркутской и Вологодской областях.
В соответствии Федеральным законом от 30.12.2015 № 448-ФЗ и решениями, принятыми руководством Министерства (протокол от 27.10.2016 №18-ВП), с 1 января 2017 г. объектовые подразделения ФПС наделены полномочиями по осуществлению федерального государственного пожарного надзора (300 сотрудников).
В текущем году в Академии ГПС МЧС России будет проведено повышение квалификации (объемом 72 учебных часа) данных сотрудников с учетом обучения новым формам и методам работы.
Слайд 7 (Предупреждения)
Мы неоднократно говорили о необходимости вынесения предупреждений за впервые совершенное нарушение. Их доля должна значительно превышать показатели по штрафным санкциям.
Однако, некоторые главные управления до сих пор не хотят перестраиваться на новые формы и методы работы.
Так например, доля предупреждений вынесенных должностными лицами органов надзорной деятельности в главных управлениях МЧС России по Чеченской Республике 19,6% (22,4%), Республике Татарстан 24,4 % (12,5%), Тульской 21,2 % (АППГ 0,2%), Белгородской 22,6% (17%) и Иркутской 24,9 (24,1%) областям ниже среднероссийского показателя более чем в 2 раза (среднее по РФ 46% (31,3%)).
Слайд 8 (ИПЛ и дознание)
В целях совершенствования организации дознания органами ГПН ФПС организована работа по освоению в судебно-экспертных учреждениях ФПС новых видов экспертиз (строительно-техническая, автотехническая, оценочная и товароведческая).
Утверждены квалификационные требования для допуска сотрудников и работников судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений ФПС ГПС к аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз по отдельным (новым) экспертным специализациям, а также Методические рекомендации по организации выезда экспертов судебно-экспертных учреждений ФПС для участия в осмотрах мест происшествий.
Прошу начальников территориальных органов обеспечить в текущем году направление сотрудников судебно-экспертных учреждений в Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России для прохождения переподготовки по новым экспертным специализациям.
Слайд 9 (СТУ типовые нарушения)
В 2016 году Департаментом проведены проверки главных управлений МЧС России по Калининградской, Ростовской, Тюменской и Самарской областях, а также Краснодарского и Красноярского краев.
В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения положений Административного регламента.
Кроме того, выявлены факты необоснованного отправления материалов на доработку, без предъявления конкретного перечня замечаний и предложений, а также предлагаемых технических решений, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов защиты.
Основные типовые нарушения представлены на слайде.
В качестве наиболее худших примеров организации нормативно-технической работы можно отметить Главные управления по Самарской области и Красноярскому краю.
Слайд 10 (Госуслуги)
Руководством Министерства руководителям территориальных органов дано поручение повысить долю предоставления государственных услуг в электронном виде до конца 2016 года не менее чем на 10%.
Однако, по прежнему озвученный показатель составляет менее 1%.
Обращаю особое внимание на данный факт начальников территориальных органов, на которые приходится основная доля предоставления государственных услуг при этом их доля в электронном виде равна нулю.
Это ГУ МЧС России по Республикам Башкортостан (527/эл. - 0), Татарстан (213/эл. - 0), Краснодарскому (769/эл. - 0), Красноярскому (710/эл. - 0), Пермскому (506/эл. - 0) и Приморскому (183/эл. - 0) краям, Самарской (1869/эл. - 0), Московской (1483/эл. - 0), Свердловской (476/эл. - 0), Ростовской (436/эл. - 0), Челябинской (459/эл. - 0), Новосибирской (365/эл. - 0) и Нижегородской (266/эл. - 0) областям, г. Москве (4421/эл. - 11) и г. Санкт-Петербургу (1761/эл. - 0).
Слайд 11
В 2016 году на территориях Республики Бурятия (лесные пожары), Алтайского (нарушение условий жизнедеятельности из-за прекращения теплоснабжения), Пермского (нарушение условий жизнедеятельности из-за прекращения водоснабжения), и Приморского (подтопление) краев, Иркутской (лесные пожары), Калужской (массовые нарушения условий жизнедеятельности из-за прекращения энергоснабжения) и Оренбургской (снежные заносы на дорогах) областях в 2016 году произошли резонансные чрезвычайные ситуации.
Вместе с тем, управлениями надзорной деятельности не применялись меры по привлечению должностных лиц к административной ответственности за несвоевременное направление в зоны произошедших чрезвычайных ситуаций соответствующих сил и средств.
С положительной стороны отмечаются УНДПР ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, Нижегородской и Тверской областям в части оперативного реагирования на нарушения условий жизнедеятельности с их последующим устранением.
Слайд 12
В заключении своего доклада хочу отметить приоритетные направления работы надзорных органов в 2017 году:
развитие системы оценки рисков и управления ими при осуществлении всех видов государственного контроля и надзора;
внедрение системы оценки результативности и эффективности надзорных органов;
совершенствование системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;
внедрение эффективных механизмов кадровой политики и системы профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной сфере;
автоматизация контрольно-надзорной деятельности.
повышение доли оказания государственных услуг в электронном виде;
завершение работы по нормативному обустройству регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.