Итоги международной деятельности МЧС России в 2004 году
Международная деятельность МЧС России в 2004 году характеризовалась надежными показателями при реализации задач поддержки российской внешней политики и содействия решению внутренних вопросов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности. Возросли масштабы привлечения сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования за пределами Российской Федерации, в том числе в операциях и проектах ООН.
Основными задачами являлись:
углубление интеграционных процессов на направлении европейской безопасности, при этом основной упор был сделан на двустороннее партнерство с Италией, Германией, Испанией, Швейцарией и Швецией, а также с Балканским регионом, что позитивно отразится на сближении с ЕС;
повышение активности на глобальном уровне с выходом на результаты, отвечающие задачам по борьбе с катастрофами и кризисами в рамках «Группы восьми»;
поиск и внедрение новых форм сотрудничества на пространстве СНГ, направленных на стабильные межгосударственные отношения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование договорно-правовой базы по приоритетным направлениям и практики чрезвычайного гуманитарного реагирования, что в большей мере отвечает задачам внешней активности, а также безопасности российских граждан за рубежом в условиях чрезвычайных ситуаций и кризисов.
На этих и других направлениях межведомственного взаимодействия значительно усилилась координирующая роль Департамента международной деятельности МЧС России с непосредственным участием в этом Агентства по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях (Агентство «Эмерком»), других структур МЧС России, что обеспечило:
участие МЧС России под эгидой ООН в 14 крупных чрезвычайных гуманитарных операциях в Иране, Абхазии, Сербии и Черногории (край Косово), Марокко, КНДР, Палестине, Киргизии, Южной Осетии, Таджикистане, Ираке, Шри-Ланке, Индонезии и Таиланде, а также в приеме экстренной помощи для Северной Осетии (г. Беслан), поступающей из-за рубежа;
интенсификацию двусторонних обменов передовым опытом и достижениями с Испанией, США, Италией, Украиной, Финляндией, Швецией, Германией, Белоруссией и Казахстаном, которые ценны для повышения эффективности решения задач территориальной политики в сфере ответственности МЧС России;
планомерное развитие российско-итальянского и российско-германского сотрудничества в области высоких технологий по продвижению самолета-амфибии Бе-200ЧС, включая содействие его экспериментального лизинга в Италии и других проектов в соответствии с концепцией Европейского центра борьбы с катастрофами (ЕЦБК);
углубление сотрудничества с ООН, участие с представителями СНГ во Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий (г. Кобе, Япония), нарастающая поддержка гуманитарных операций ООН в вопросах оценки и координации;
продуктивное сотрудничество с Евросоюзом и НАТО (установление в мае 2004 г. «прямой» линии связи ЕС – ЦУКС МЧС России);
сохранение позиций на пространстве СНГ, встречи на федеральном уровне с руководством Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, Украины и Армении, деятельность МГС по ЧС, проведение российско-белорусской коллегии, других мероприятий в рамках Корпуса сил СНГ;
продвижение российских позиций в региональном и приграничном сотрудничестве, среди которых выделяются представительство МЧС России в международной рабочей группе Арктического совета, предупреждение трансграничных рисков на российско-казахстанском и российско-монгольском участках государственных границ, взаимодействие с пожарно-спасательными силами Финляндии на территории Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и гуманитарном реагировании при участии Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
продолжение программ и проектов с привлечением международных средств и предоставлением российских услуг на компенсационной основе (разминирование на шельфе о. Сахалин (Агентство «Эмерком»), оценка сейсмоустойчивости зданий в Иране (ВНИИ ГОЧС), постчернобыльская тематика с фондами ТАСИС и ПРООН, российско-испанские курсы гуманитарного разминирования, поставка из ЕС оборудования в Центр «Антистихия» МЧС России и специальных автомобилей по линии МВД ФРГ, швейцарский проект для здравоохранения Республики Тыва, курсы «Команда. Контроль. Координация» в Академии гражданской защиты и «Координация в гуманитарных операциях» в 179-м спасательном центре при поддержке соответственно Швеции и УВКБ ООН;
поддержка торгово-экономических интересов России на важнейших внешнеполитических направлениях за счет деятельности соответствующих межправительственных комиссий, российские части которых на федеральном уровне поручено возглавлять МЧС России.
Осуществлено 11 визитов на уровне руководства МЧС России в Финляндию, Испанию, Польшу, Японию, Бельгию, Германию и штаб-квартиру УВКБ ООН, принято 15 делегаций соответствующего уровня из США, Казахстана, Армении, Ирана, Франции, Сербии и Черногории, Италии, УКГВ ООН, ВВП ООН и других структур.
В 2004 г. четко проявилась тенденция участия российских производителей (ОАО «Русал», АФК «Система», ОАО «Лукойл» и др.) в поддержке чрезвычайных гуманитарных операций и проектов, осуществляемых МЧС России с привлечением Агентства «Эмерком». С другой стороны, российский экспортный потенциал (НПК «Иркут», НПО «Средства спасения» и другие) получал поддержку по линии международной деятельности МЧС России.