Итоги международной деятельности МЧС России в 2009 году

Итоги международной деятельности МЧС России в 2009 году

1. Чрезвычайное гуманитарное реагирование и оказание помощи иностранным государствам

В 2009 году МЧС России во исполнение соответствующих решений руководства Российской Федерации активно участвовало в оказании гуманитарной помощи иностранным государствам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Наиболее крупной международной спасательной операцией МЧС России в 2009 году стало реагирование на разрушительное землетрясение в Индонезии. Для проведения этой операции в зону ЧС двумя спецрейсами самолетов Ил-76 МЧС России были направлены спасатели и полевой госпиталь отряда «Центроспас». Кроме того, представители МЧС России активно работали в международном полевом штабе в г. Паданг и в составе группы экспертов ООН (ЮНДАК), обеспечивая общую координацию международного реагирования.

Регулярное участие МЧС России в международных учениях не прошло даром, и наше реагирование на землетрясение в Индонезии было высоко оценено международным сообществом. Неоднократно эксперты ООН и иностранные специалисты ссылались на него в качестве образца проведения международных поисково-спасательных операций. При этом отмечалось не только совмещение профессиональных действий спасателей с оперативным развертыванием полевого госпиталя, но также совершенное владение методикой координации международных действий.

В то же время данная операция выявила возможности для дальнейшего совершенствования. При наличии собственной авиации спасатели МЧС России прибыли в Индонезию на сутки позже швейцарского отряда, который использовал чартерный рейс авиакомпании Swiss Air. Это произошло вследствие того, что получение разрешений на пролет воздушного пространства иностранных государств МЧС России осуществляло по дипломатическим каналам (дольше всех рассматривала Индия), что, как правило, занимает больше времени, так как включается длинная цепочка передачи информации: ФГУАП – ДМД МЧС России – МИД России – российское посольство – МИД иностранного государства – служба контроля воздушного движения иностранного государства, в то время, как Swiss Air напрямую выходит на соответствующие диспетчерские службы. Было бы целесообразно, ФГУАП в установленном порядке освоить подобную практику, чтобы озадачивать МИД России только в исключительных случаях.

Всего в 2009 году на двусторонней основе помощь была оказана в ходе 12 гуманитарных операций, а также проведена экстренная эвакуация 246 российских граждан и граждан СНГ (Украина, Молдова, Казахстан и Белоруссия) из зоны палестино-израильского конфликта, медицинская эвакуация российских туристов (24 человека, в том числе 15 раненых), пострадавших в результате ДТП во Вьетнаме, а также тяжелобольного Посла России из Эфиопии. Общие расходы по проведению этих международных операций составили около 447 млн. рублей (справка – прилагается).

Кроме того, на многосторонней основе в рамках реализации российских взносов в фонды Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП ООН), Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Международной организацией гражданской обороны (МОГО) МЧС России была оказана гуманитарная помощь в рамках 18 проектов содействия международному развитию (СМР). Вклад в решение вопросов продовольственной безопасности 13 иностранных государств за счет взносов в фонды ВПП ООН и МОГО осуществлен за счет поставок муки, зерна и растительного масла.

Важным вкладом в решение внешнеполитических и экономических задач стало и завершение МЧС России в 2009 году второго этапа программы по разминированию территорий Сербии, по которым предполагается прохождение трубопровода «южный поток». Это гуманитарное содействие осуществляется совместно с МОГО и Противоминным центром Сербии. В результате за шесть месяцев 2009 года было очищено около 820 тыс. кв. м территории и обезврежено более 730 взрывоопасных предметов. Еще один совместный проект по гуманитарному разминированию с МОГО был запущен в 2009 году на территории Никарагуа.

Методологически новым стал проект по поставке в дар Афганистану совместно с МОГО и Германией двух вертолетов Ми-8 в медико-эвакуационной комплектации.

Совместно с УВКБ ООН по механизму СМР была выполнена операция по поставке жизненно важных грузов беженцам в центральных районах Африки.

Объем средств, освоенных в 2009 году МЧС России в рамках многосторонних проектов СМР, составил около 70 млн. долл. США (в 2008 году – 24,5 млн. долл. США), справка - прилагается.

Таким образом, общие объемы помощи, оказанной иностранным государствам в 2009 году, составили более 2,8 млрд. руб. Для сравнения в 2008 году общий объем помощи составил 1,54 млрд. руб.

Дополнительно в 2009 году Правительством Российской Федерации было принято решение о внесении единовременного добровольного взноса в размере 2 млн. долл. США в Центральный чрезвычайный фонд ООН, в целях дальнейшего укрепления роли ООН и создания совместно с партнерами по «Группе восьми», «Группе двадцати», БРИК и остальным международным сообществом эффективного международного инструмента финансирования чрезвычайного гуманитарного реагирования на самом сложном начальном этапе, сразу после возникновения бедствия, когда традиционные механизмы мобилизации донорских средств еще не приведены в действие.

В целом отмечается рост объемов российской помощи иностранным государствам, и планомерное увеличение доли помощи, оказываемой на многосторонней основе, что соответствует Концепции участия Российской Федерации в содействии международному развитию, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г., и способствует повышению авторитета России на международной арене и ее становлению в качестве крупного и эффективного международного гуманитарного донора.

2. Международные учения

В целях совершенствования профессиональных навыков и готовности к совместным действиям по ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций в 2009 году МЧС России организовало на своей территории два полевых международных учения, а также приняло участие в двух международных полевых учениях за рубежом:

1. «Богородск - ШОС» по отработке вопросов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий разрушительного землетрясения, химических аварий и террористических актов (19-22 мая 2009 г., Россия).

2. «Семиречье-2009» в формате Совета Евроатлантического партнерства по отработке вопросов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий разрушительного землетрясения и химических аварий (5-11 сентября 2009 г., Казахстан).

3. «Баренц-Рескью-2009» с участием государств Совета Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР) по отработке вопросов взаимного оповещения и реагирования в случае радиационных аварий, ликвидации лесных пожаров и нефтяных разливов, проведения спасательных операций на водных акваториях (8-10 сентября 2009 г., Россия). По количеству участников это было самое крупное международное учение в области ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в регионе за последние годы.

4. «Взаимодействие-2009» в формате ОДКБ (12-16 октября 2009 г., Казахстан). Помимо действий КСОР ОДКБ в рамках учений были впервые отработаны возможности наращивания усилий за счет подключения подразделений российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. В ходе учений силы и средства МЧС России были задействованы для ведения аварийно-спасательных работ с применением робототехнических средств, эвакуации пострадавших с использованием вертолетов, десантирование аэромобильного госпиталя и другие вопросы защиты гражданского населения от опасностей, возникающих вследствие военных действий.

Кроме того, в целях совершенствования координации совместных действий при международном реагировании на бедствия и механизмов обмена оперативной информацией между национальными и международными кризисными центрами в течение года было проведено 7 международных КШУ, в том числе под эгидой ООН, а также совместно с Евросоюзом и в формате ШОС. Для сравнения в 2008 году МЧС России приняло участие только в двух международных учениях (1 полевые и 1 командно-штабные).

В целом, участие МЧС России в международных учениях помимо совершенствования потенциала РСЧС и соответствующих служб зарубежных партнеров, а также интеграции России в международную систему чрезвычайного реагирования было ориентировано на решение важных внешнеполитических задач:

- укрепление лидирующей роли ООН в координации международной помощи в противовес региональным организациям, особенно НАТО;

- укрепление российского присутствия на пространствах СНГ и в Арктическом регионе;

- смещение акцентов в работе НАТО на гуманитарную составляющую;

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, и укрепление стратегически важных дружественных союзов, таких, как ШОС и ОДКБ.

Проведенные в 2009 году учения в очередной раз показали необходимость наличия специалистов, владеющих иностранными языками (прежде всего английским), в реагирующих подразделениях российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и в составе оперативной дежурной смены НЦУКС для обеспечения взаимодействия с центрами и пунктами аналогичного назначения иностранных государств и международных структур в круглосуточном режиме, а также в региональных центрах для обмена оперативной информацией с соответствующими дежурными службами приграничных государств в случае чрезвычайных ситуаций трансграничного характера.

В настоящее время таких специалистов в указанных структурах Министерства нет. Поэтому выполнение данных задач НЦУКС и региональных центров по временной схеме «вызова» обеспечивает Департамент международный деятельности, который в соответствии с трудовым законодательством и установленной штатной численностью (35 человек) не может функционировать круглосуточно.

Эту проблему необходимо решать посредством создания в НЦУКС привлекательных условий работы/прохождения службы для высокопрофессиональных специалистов, владеющих иностранными языками.

Вопрос наличия таких специалистов в составе оперативных дежурных смен и, прежде всего, в диспетчерских центрах особенно остро встанет при проведении Зимних Олимпийских Игр в Сочи в 2014 году, но начинать решать его надо как можно скорее.

Из всех подразделений, входящих в состав российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, только в отряде «Центроспас» ведется регулярная лингвистическая подготовка персонала, которая уже дает свои положительные результаты. На данный момент это единственное реагирующее подразделение МЧС России способное полноценно участвовать в международных операциях.

Другим важным перспективным направлением совершенствования и развития международной деятельности МЧС России является создание международных отделов (групп) в составе региональных центров. В настоящее время соответствующие решения приняты только в отношении ЮРЦ и ГУ МЧС России по г. Сочи и они должны быть реализованы в 2010 году.

3. Обучение за рубежом

Большое внимание уделяется в МЧС России профессиональной подготовке персонала. Обучение министерских специалистов за рубежом обусловлено необходимостью эффективного взаимодействия реагирующих подразделений МЧС России с иностранными спасательными службами и международными координирующими структурами при проведении международных гуманитарных и спасательных операций, а также важностью изучения передового зарубежного опыта. В этих целях в течение 2009 года 27 специалистов МЧС России прошли подготовку на 11 различных профильных специализированных курсах за рубежом, организованных нашими партнерами в ООН, МККК, МОГО, КЕС, ШАСС, а также в Швейцарии и Германии. Для сравнения в 2008 года подготовку за рубежом прошли только 15 специалистов МЧС России.

4. ИНСАРАГ

В 2009 году удалось вывести на должный уровень участие МЧС России в деятельности Международной консультативной группы по проведению поисково-спасательных операций (ИНСАРАГ).

Представители МЧС России принимали активное участие в различных мероприятиях ИНСАРАГ (международной встрече руководителей поисково-спасательных команд, региональных встречах и командно-штабных учениях, заседании кинологической рабочей группы ИНСАРАГ).

Силами специалистов Департамента международной деятельности и отряда «Центроспас» в 2009 году был сделан перевод на русский язык Руководящих принципов и методологии проведения международных поисково-спасательных операций, разработанных ИНСАРАГ, которые будут использоваться для подготовки спасателей в России и в других государствах СНГ.

В рамках подготовки к международной аттестации отряда «Центроспас» по методике ИНСАРАГ, специалисты МЧС России в качестве наблюдателей приняли участие в международных аттестационных учениях поисково-спасательных отрядов Польши и КНР, а также провели соответствующие консультативные встречи с экспертами УКГВ ООН, а также США и Польши.

5. ЮНДАК

В 2009 году продолжали сотрудничества с УКГВ ООН и развитие российского участия в Группе экспертов ООН пор оценке последствий бедствий и координации международного реагирования (ЮНДАК), а также вовлечению в этот процесс партнеров по СНГ. Наша деятельность в ЮНДАК стала носить более плановый характер, что позволяет позиционировать МЧС России как одного из ведущих доноров ЮНДАК.

Количество действующих российских членов ЮНДАК достигло в 2009 году 5 человек, после того как еще один из специалистов Министерства прошел необходимую подготовку на вводном курсе ЮНДАК. Трое из них в течение года прошли плановое повышение квалификации на специализированных международных курсах. Представители МЧС России регулярно принимают участие в заседаниях консультативного совета ЮНДАК.

Один из российских членов ЮНДАК привлекался в 2009 году для работы в составе полевой миссии ЮНДАК при реагировании на разрушительное землетрясение в Индонезии.

За счет средств российского взноса в УКГВ ООН два специалиста Спасательной службы Армении и один специалист МЧС Азербайджана прошли подготовку на вводных курсах ЮНДАК, став первыми членами этой авторитетной структуры в своих странах.

В течение года было обеспечено дежурство технологии «Глобальный радиус» для развертывания по запросам УКГВ ООН в поддержку полевых миссий ЮНДАК. Однако, из-за отсутствия запросов ООН при крупных чрезвычайных ситуациях за рубежом, требовавших масштабного международного реагирования, эта договоренность не была реализована.

6. Международная организация гражданской обороны

В 2009 году активизировалась практическая деятельность в рамках МОГО. Российская Федерация, являясь членом этой межправительственной организации с 1993 года, стала крупнейшим донором МОГО, что позволяет выполнять важные проекты СМР. Объем целевых российских взносов в бюджет этой организации превысил 29,125 млн. долл. США. Помимо участия в регулярных заседаниях Генассамблеи и Исполнительного совета, а также в учебных курсах и семинарах, организованных при поддержке МОГО в Швейцарии, Китае и Индии, МЧС России под эгидой МОГО в течение года был осуществлен целый ряд конкретных проектов СМР:

- продолжены подготовительные мероприятия по разминированию в Ливане;

- гуманитарное разминирование в Сербии и Никарагуа;

- поставки продовольствия в качестве гуманитарной помощи в Афганистан, Таджикистан, Киргизию и КНДР;

- проведение международных курсов «Пожарная безопасность на объектах нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности» на базе Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

7. Международная ассоциация пожарных и спасательных служб

Продолжалась деятельность МЧС России в рамках Международной ассоциации пожарных и спасательных служб (КТИФ). Так, в марте 2009 года представители МЧС России приняли участие в заседании Исполнительного комитета КТИФ, а в сентябре 2009 года в г. Санкт-Петербурге на базе ВЦЭРМ было проведено заседание медицинской комиссии КТИФ и международная конференция «Медико-психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях».

Под эгидой этой организации МЧС России через Агентство «Эмерком» впервые приступило к совместному производству с фирмой «Розенбауэр» современных пожарных автомобилей на базе КАМАЗ.

8. Сотрудничество с ВПП ООН

Значительно увеличился объем гуманитарных операций, осуществляемых совместно с Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП ООН).

Помимо регулярного ежегодного взноса в ВПП ООН за 2009 год в размере 15 млн. долл. США и остатка регулярного взноса в размере 1,5 млн. долл. США за 2008 год МЧС России с привлечением Агентства «Эмерком» в течение 2009 года обеспечило реализацию нескольких дополнительных взносов общим объемом размере 11 млн. долл. США. Таким образом, объем помощи, оказанной в 2009 году МЧС России под эгидой ВПП ООН, составил 26,5 млн. долл. США. В результате была оказана продовольственная гуманитарная помощь Таджикистану, Афганистану, Зимбабве, Кубе, Киргизии, Палестине, Эфиопии и начата поставка в Армению и Гвинею. При этом Россия вышла на первое место среди доноров по финансированию операций ВПП ООН в Киргизии и Таджикистане.

9. Сотрудничество с УВКБ ООН

В 2009 году российский механизм СМР был впервые применен в рамках Соглашения между МЧС России и УВКБ ООН о поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1231).

В результате проведенной совместной операции более 100 тонн наиболее жизненно необходимых гуманитарных грузов было доставлено и распределено в восточных районах Конго среди внутренне перемещенных лиц.

10. Сотрудничество с Евросоюзом

В течение 2009 года по линии МЧС России – ЕС в рамках реализации Административной договоренности между Генеральным директоратом по окружающей среде КЕС и МЧС России о сотрудничестве, взаимной помощи и авиационной поддержке при реагировании на чрезвычайные ситуации (далее – Административная договоренность) от 25 июня 2008 года и проекта «Евроэскадрилья» было проведено 5 «виртуальных» трехсторонних КШУ между МЧС России – ЦМИ КЕС – компанией «Кюне Нагель». Уроки и опыт, полученные в ходе этих тренировок, были использованы при подготовке проекта Инструкции о порядке взаимодействия авиации МЧС России и авиационного оператора Евросоюза. Процесс согласования итогового текста данного документа уже практически завершен, а его подписание запланировано на начало 2010 года.

В феврале и августе 2009 года авиационные противопожарные средства российской части «Евроэскадрильи» находились в постоянной готовности к возможному вылету для тушения крупных лесных пожаров в Австралии и Греции соответственно.

Также в рамках Административной договоренности продолжался ежегодный обмен экспертами между НЦУКС и ЦМИ КЕС. В 2009 году специалисты МЧС России ознакомились с деятельностью ЦМИ КЕС, бельгийского Национального кризисного центра и приняли участие в Форуме гражданской защиты Евросоюза. На выставочной площадке мероприятия одно из центральных мест заняла специализированная экспозиция МЧС России, получившая высокую оценку со стороны всех участников Форума.

11. Сотрудничество с ВОЗ

В основном, сотрудничество МЧС России с ВОЗ в 2009 году было сфокусировано на оказании содействия в развития чрезвычайной медицинской логистики ВОЗ с привлечением Агентства «Эмерком» с целью улучшения эффективности реагирования на крупные ЧС. Российские пневмокаркасные модули, безвозмездно предоставленные ВОЗ по линии Агентства «Эмерком», в 2009 году были развернуты в пострадавших районах с нарушенной медицинской инфраструктурой в период гуманитарного кризиса в Шри-Ланке и наводнения в Непале. Национальные офисы ВОЗ использовали их в качестве полевых госпиталей.

В результате, проведенных испытаний данные пневмокаркасные модули получили самую высокую оценку ВОЗ и были включены в логистический план реагирования на возможную пандемию гриппа и другие чрезвычайные ситуации медицинского профиля.

В рамках реализации российского донорского взноса в ВОЗ в 2009 году продолжалась работа специалиста МЧС России в штаб-квартире ВОЗ, а также достигнуты договоренности о совместном с Минздравсоцразвитием России выполнении проектов СМР на этой базе.

12. Сотрудничество в рамках региональных организаций

В целях развития союзнических отношений, необходимых для формирования многополярного мира, МЧС России в рамках своей компетенции развивает сотрудничество в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Содружества Независимых Государств (СНГ), РИК (Россия, Индия, Китай) и БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Кроме того, принимая во внимание динамику развития азиатского вектора, МЧС России в своей международной деятельности в дополнение к традиционным партнерам все большее внимание уделяет Азиатско-Тихоокеанскому региону.

12.1 ОДКБ

Значительной вехой в реализации Концепции национальной безопасности стало создание в 2009 году Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ, в состав которых был включен 294 Центр по проведению спасательных операций особого риска МЧС России. При этом действия КСОР ОДКБ в этом году уже были отработаны на практике в рамках международных учений. В ноябре 2009 года в Москве было проведено второе заседание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ, на котором были рассмотрены уроки, извлеченные из учений КСОР, подведены итоги сотрудничества за 2008-2009 г.г., и принят ряд решений, направленных на совершенствование механизма реагирования входящих в состав КСОР ОДКБ спасательных сил, а также создание единого информационно-программного пространства для эффективного коллективного реагирования на чрезвычайные ситуации.

12.2 СНГ

31 июля - 1 августа 2009 г. в Москве состоялось XXIII заседание Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера. В ходе заседания утверждена Инструкция об обмене информацией при чрезвычайных ситуациях между контактными пунктами органов управления в кризисных ситуациях государств-участников СНГ.

Решением Совета глав правительств СНГ, принятым в Ялте 20 ноября 2009 г., ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России придан статус базовой организации государств-участников СНГ в области науки и высоких технологий, а следующий 2010 года в Содружестве объявлен Годом науки и инноваций.

Кроме того, в рамках двустороннего сотрудничества со спасательными службами стран СНГ в течение 2009 года в МЧС России принято 16 делегаций чрезвычайных ведомств Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и Таджикистана, которые активно используют российский опыт для развития спасательных систем своих государств.

12.3 ШОС

В соответствии с договоренностями, достигнутыми на встречах высокого уровня, 3-6 июня 2009 г. делегация МЧС России приняла участие в четвертом Совещании руководителей ведомств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, состоявшемся в Республике Казахстан (г.г. Алма-Ата, Актау). Впервые в таком совещании приняли участие представители стран, имеющих официальный статус наблюдателей в ШОС (Индия и Монголия). В ходе заседания был обсужден вопрос о создании Центра ШОС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Центр), а в дальнейшем 14-17 сентября с.г. в Алма-Ате была проведена экспертная встреча по доработке проекта Концепции указанного центра.

12.4 Сотрудничество в форматах РИК (Россия, Индия, Китай) и БРИК (Бразилия Россия, Индия и Китай)

В развитие договоренностей, достигнутых в ходе первой экспертной встречи в формате РИК, состоявшейся в июле 2008 года в Самаре, 2-4 ноября 2009 г. в г.Санья (Китай) проведена вторая такая встреча, в ходе которой были обсуждены вопросы взаимодействия в области мониторинга и прогнозирования стихийных бедствий, а также организации оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Во исполнение установок руководства Российской Федерации и МИД России на июнь 2010 года запланировано проведение в г.Санкт-Петербурге первой экспертной встречи в формате БРИК и первой встречи на уровне министров в формате РИК (третья экспертная встреча РИК состоится в Дели в ноябре 2010 г.).

12.5 ЧОС Совета Европы

В течение 2009 года МЧС России традиционно принимало участие в заседаниях Бюро и Комитета Постоянных корреспондентов Частичного открытого Соглашения Совета Европы по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае стихийных бедствий и технологических катастроф (ЧОС СЕ), а ФГУ ВНИИ ГОЧС обеспечивало регулярное предоставление всем заинтересованным европейским чрезвычайных службам и научно-исследовательским учреждениям прогнозов последствий землетрясений, рассчитываемых с помощью системы «Экстремум». Дополнительно была развернута работа по подготовке к российскому председательству в ЧОС СЕ на 2010 год и проведению в этот период (сентябрь) министерской встречи ЧОС СЕ в Санкт-Петербурге.

12.6 Сотрудничество в рамках ЧЭС

В 2009 году МЧС России продолжило выполнять роль координатора в Рабочей группе по сотрудничеству в чрезвычайных ситуациях Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). В этом качестве МЧС России организовало проведение в период 29 сентября – 3 октября 2009 г. в Центре подготовки спасателей «Красная поляна» научно-практического семинара ЧЭС по проблематике сейсмической опасности и посткризисным мероприятиям. В ходе семинара иностранные участники ознакомились с новейшими разработками ФГУ ВНИИ ГОЧС по оценке сейсмической опасности и сейсмических рисков, а также с опытом определения устойчивости зданий и сооружений, включая опыт работы в 2009 году специалистов МЧС России в г. Аквила (Италия), подвергшемуся удару сильного землетрясения.

Помимо российского опыта значительный интерес в данной области у участников семинара вызвали наработки и опыт сербских и армянских коллег, с которыми МЧС России традиционно и плотно сотрудничает в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

12.7 Структуры, создаваемые совместно с НАТО 

В течение года участие МЧС России в заседаниях профильных комитетов и рабочих групп в форматах совета Россия-НАТО (СРН) и Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП) в основном обеспечивалось представителем, работающим в составе Постпредства России при НАТО в Брюсселе.

Самым значимым мероприятием года стала подготовка и проведение в сентябре 2009 г. в Казахстане международных полевых учений «Семиречье-2009» в формате СЕАП. Для участия в данных учениях были задействованы отряд «Центроспас», ФГУАП, НЦУКС, а также специалисты центрального аппарата Министерства. Общей численностью группировки составила 46 человек (2 кинологических расчета, 3 единицы аварийно-спасательной автомобильной техники, самолет Ил-76). В рамках проведения учений помимо вопросов проведения спасательной операции при землетрясении, были отработаны вопросы взаимодействия национальных и международных кризисных центров, координации действий международных сил в зоне ЧС, процедуры пересечения государственной границы спасательными подразделениями, а также межведомственное взаимодействие при оказании содействия иностранным реагирующим подразделениям, следующим в зону ЧС транзитом через территорию России.

12.8 ЛАКБ

МЧС России участвует в реализации плана мероприятий по развертыванию сотрудничества со странами Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ) в целях содействия укреплению позиций России в этом регионе. Для расширения сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в ноябре 2009 года осуществлен результативный визит делегации МЧС России во главе с Министром С.К. Шойгу в Никарагуа, Венесуэлу и Кубу.

В Никарагуа запущен проект по выполнению национальной программы разминирования, в рамках которого инструкторами МЧС России подготовлены 5 саперных отрядов, а также поставлены из России, Хорватии и других стран сертифицированное специальное оборудование и техника за счет российских средств, выделенных на цели СМР.

Венесуэла одобрила приоритетное направление российско-венесуэльского сотрудничества по оказанию содействия со стороны МЧС России в реорганизации венесуэльской национальной системы реагирования на чрезвычайные ситуации и создании центра по управлению при борьбе с катастрофами, с учетом опыта эксплуатации подсистем МЧС России (НЦУКС, «ОКСИОН»), а также ГЛОНАСС.

Основной составляющей взаимодействия с кубинскими партнерами является договоренность о создании обучающего центра в Гаване по специальностям, профильным МЧС России, в рамках которой предполагается в течение следующего года открыть на базе Пожарной школы МВД Кубы совместные курсы по подготовке представителей стран региона.

12.9 АСЕАН и АТЭС

Деятельность МЧС России в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) направлена на налаживание взаимодействия со странами региона в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, участие в профильных международных мероприятиях, и оказание содействия в совершенствовании национальных и региональной систем борьбы с катастрофами.

В частности, в 2009 году в рамках Специальной группы по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям АТЭС МЧС России продолжало работу по подготовке проектов «Укрепление регионального сотрудничества в области обучения по реагированию на чрезвычайные ситуации», «Развитие многостороннего сотрудничества стран-участниц АТЭС в целях тушения лесных пожаров», непосредственная реализация которых намечена на 2010 год.

Основной акцент сотрудничестве МЧС России со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) делается на развитие двусторонних контактов и расширение договорно-правовой базы сотрудничества, включая подготовку межведомственного меморандума с Индонезией, а также на подготовку при поддержке Финансового фонда диалогового партнерства Россия-АСЕАН проектов по организации краткосрочных и среднесрочных курсов повышения квалификации специалистов из стран-участниц АСЕАН на базе учебных заведений МЧС России.

Кроме того, в рамках Комплексной программы действия по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. МЧС России подало заявки в Секретариат АСЕАН на осуществление в 2010 году проектов по темам: организация региональной системы управления в кризисных ситуациях на базе создания и деятельности НЦУКС МЧС России; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций стран-членов АСЕАН.

12.10 Арктический Совет и СБЕР

В целях продвижения стратегических интересов России в Арктической зоне МЧС России в установленном порядке продолжало осуществлять международное сотрудничество в рамках Арктического Совета и Совета Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР). В частности, МЧС России организовало проведение в г. Анадыре международной научно-практической конференции «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в Арктике», а в Мурманской области – международных учений в рамках подписанного 11 декабря 2008 г. Соглашения между правительствами государств-членов СБЕР о сотрудничестве в области предупреждения, готовности и реагирования на чрезвычайные ситуации.

МЧС России в составе межведомственной рабочей группы подключилось к разработке проекта международного соглашения по проведению поисково-спасательных операций в Арктике.

13. Подготовка международных договоров о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Формирование международной договорно-правовой базы является важным направлением деятельности МЧС России.

В 2009 году были подписаны межправительственное соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с Сербией и межведомственное соглашение о взаимодействии с Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству, а также межведомственные меморандумы с чрезвычайными службами Боливии, Шри-Ланки, Никарагуа, Кубы, Венесуэлы и Азиатским центром по уменьшению опасности бедствий.

Дополнительно в течение года были подготовлены к подписанию проекты межправительственных соглашений с Абхазией (распоряжение Правительства от 3 сентября 2009 г. № 1281-р) и Латвией (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1520-р), а также одобрен Правительством Российской Федерации подготовленный МЧС России проект Федерального закона о ратификации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в течение года продолжалась подготовка проектов межправительственных соглашений с Южной Осетией, Литвой, Эстонией и Индией, базового соглашения с Евросоюзом и Меморандума о взаимопонимании с Национальным агентством Республики Индонезии по координации преодоления последствий чрезвычайных ситуаций (БАКОРНАС).

14. Наиболее важные итоги двустороннего сотрудничества

14.1 Сотрудничество с США

В течение 2009 года поддерживались традиционные партнерские связи с США по линии МЧС России, которые всегда являлись определенным стабилизирующим фактором российско-американских отношений. Активизации данного направления международной деятельности МЧС России способствовало принятие важных политических решений на высшем уровне, в частности создание Рабочей группы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Российско-Американской Президентской комиссии, а также проведение в марте 2009 г. в Нью-Йорке 13 заседания Совместного российско-американского комитета по сотрудничеству в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и встречи сопредседателей Совместного комитета в Вашингтоне в декабре 2009 года. 

В результате был разработан совместный Рабочий план на 2009-20011 г.г. с акцентом на становление взаимовыгодного равноправного партнерства, предусматривающий осуществление программ обменов между спасательными подразделениями России и США, привлекаемыми к международным операциям, включая подготовку и проведение российско-американских командно-штабных учений в 2010 году, а также более тесное взаимодействие с Агентством США по вопросам международного развития в целях формирования основы для возможных совместных гуманитарных проектов в третьих странах. Реализация этого плана уже началась: в течение годы были проведены две конференции по подготовке совместных КШУ, а также семинар по обмену опытом подготовки и проведения международной аттестации поисково-спасательных команд. В перспективе данная деятельность позволит нам взаимно усовершенствовать программы подготовки спасателей, оснащение команд и процедуры реагирования. 

 

14.2 Китай 

МЧС России продолжает осуществлять в плановом режиме взаимодействие с китайскими партнерами в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 21 марта 2006 года. 

В апреле 2009 г. в МЧС России находилась делегация Департамента общественной безопасности провинции Аньхуэй Китая в целях ознакомления с противопожарной деятельностью министерства, а в Пекине представитель Центра экстренной психологической помощи МЧС России принял участие в Международной конференции по вопросам пола и уменьшения опасности бедствий, организованной Всекитайской федерацией женщин и Секретариатом ООН международной стратегии уменьшения опасности бедствий, выступив с докладом на тему особенностей поведения женщин в условиях чрезвычайных ситуаций. 

В июле с.г. состоялся визит в Москву делегации Пожарного управления Министерства общественной безопасности КНР в целях обмена опытом по пожарной проблематике, а также в МЧС России проведена встреча с делегацией Аппарата Комиссии Госсовета КНР по государственным учреждениям и штатной структуре в связи с тем, что в Китае в настоящее время решается вопрос о создании министерства, аналогичного МЧС России. 

В качестве первого шага по реализации Программы экспорта-импорта в целях содействия в преодолении последствий Сычуаньского землетрясения и совершенствования чрезвычайных служб на 2008-2009 годы МЧС России проведен в период с 1 по 10 июня 2009 г. в Москве семинар по теме: «Методология психологической поддержки» для 10 слушателей КНР.

14.3 Сербия

20 октября 2009 г. в ходе визита в Белград Президента Российской Федерации Д.А. Медведева было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о сотрудничестве в области чрезвычайного гуманитарного реагирования, предупреждения стихийных бедствий и техногенных аварий и ликвидации их последствий, которым предусмотрено создание на территории Республики Сербии российско-сербского гуманитарного центра. Центр будет нацелен на решение всего комплекса задач по чрезвычайному гуманитарному реагированию на катастрофы и кризисы в регионе. Его деятельность будет способствовать решению востребованных на Балканах задач по разминированию, оказанию помощи при пожарах и других катастрофах, а также подготовке специалистов для чрезвычайных служб. 

14.5 Италия

Российско-итальянского сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2009 году было существенно расширено и дополнено новыми формами.

Так во исполнение поручений руководства Российской Федерации и в соответствии с запросом Департамента Гражданской защиты Совета Министров Италии (ДГЗ Италии) оперативная группа МЧС России провела в период 13-27 апреля 2009 г. в г.Аквила, наиболее пострадавшем в результате разрушительного землетрясения, инструментальную оценку состояния зданий и сооружений, поврежденных в результате удара стихии. За период работы в зоне бедствия было обследовано 21 здание общей площадью 87850 кв. метров. При этом с первого дня после разрушительного землетрясения между МЧС России и ДГЗ Италии осуществлялся обмен оперативными данными практически в реальном масштабе времени. Эта «горячая линия» также использовалась для обмена оперативной информацией во время чрезвычайных ситуаций, произошедших в этом году в России и других регионах мира.

Этот опыт был оформлен как первый этап кооперации чрезвычайных служб России и Италии в рамках «Группы восьми». 

14.6 Германия

В целом можно констатировать, что за 2009 год сотрудничество с Германией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций заметно активизировалось и созданы предпосылки для его дальнейшего развития, прежде всего в фокусе проектов СМР, для выхода на новый качественный уровень.



В частности, в 2009 году МЧС России совместно с МОГО и германскими партнерами был успешно реализован проект по поставке в Афганистан двух вертолетов Ми-8 в медико-эвакуационной комплектации. Эта акция, получившая широкий позитивный отклик у афганского руководства и населения, стала примером реального взаимодействия России (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1053-р) и Германии при выполнении совместно с МОГО проекта СМР.

В ходе реагирования на чрезвычайные ситуации в Юго-Восточной Азии в октябре 2009 года осуществлялся обмен информацией между МЧС России и Кризисным центром МВД Германии, и таким образом можно констатировать начало работы межгосударственной «горячей линии». 

С января по сентябрь 2009 года самолетами ФГУАП МЧС России из аэропортов Германии с регулярностью 2 рейса в неделю в рамках контракта с Бундесвером осуществлялась доставка невоенных грузов для нужд немецкого контингента в Афганистане. Всего было доставлено более 2200 тонн имущества.

Завершается согласование «инструкции по взаимодействию» при авиатранспортном обеспечении международных гуманитарных операций, а также программы сотрудничества на 2010-2011 годы, которые предлагается утвердить на встрече руководителей МЧС России и МВД Германии в рамках выставки Интершутц-2010 (июнь, Лейпциг).

Продолжается активное сотрудничество между территориальными органами и профильными учебными заведениями России и Германии в области обмена опытом, научных разработок и технологий по противопожарной безопасности, проведению спасательных операций, в том числе на море. В частности, осуществляется продуктивный обмен преподавателями и студентами Санкт-Петербургского Университета государственной противопожарной службы МЧС России и Высшей пожарной школой города Гамбурга. Проводятся регулярные тренировки и семинары по обмену опытом между Северо-Западным региональным центром МЧС России и пожарно-спасательными департаментами г. Гамбурга и земли Бранденбург. Также налажены регулярные контакты между студенческими спасательными организациями МЧС России и ТХВ МВД Германии.

14.7 Швейцария

21 сентября 2009 г. в г. Берн подписано Соглашение между МЧС России и Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству о взаимодействии в области чрезвычайного гуманитарного реагирования на катастрофы и кризисы и содействия международному развитию (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июля 2008 г. № 961-р). Оно позволило закрепить достигнутый уровень сотрудничества, а также даст возможность расширить направления взаимодействия, особенно в части реализации совместных проектов СМР в третьих странах.

В частности, рассчитываем привлечь швейцарских коллег к созданию Балканского центра по чрезвычайным ситуациям, проектам по гуманитарному разминированию в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, а также к созданию в отдельных странах этих регионов политехнических профильных центров и курсов.

15. Подготовка к Зимним Олимпийским Играм в Сочи

В плане подготовки к Зимним Олимпийским Играм в Сочи МЧС России в октябре 2009 году был организован очередной ознакомительный визит специалистов Министерства в данный момент для изучения опыта подготовки в Великобритании к Летним Олимпийским Играм 2012 года в Лондоне, а также визит в Сочи делегации МЧС Казахстана для обмена опытом обеспечения безопасности крупных спортивных мероприятий.

16. Прием иностранных делегаций

В целях распространения передового опыта МЧС России в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение 2009 года было принято 62 иностранных делегации, в том числе во главе с руководителями чрезвычайных ведомств. В ходе таких визитов иностранные делегации имели возможность ознакомиться с деятельностью структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, а также подведомственных организаций. 

Особый интерес для зарубежных партнеров представляет деятельность НЦУКС, ВНИИ ГОЧС, ВНИИПО, АГЗ, АГПС, 294 СЦ, 179 СЦ, отряда «Центроспас», ВЦЭРМ и ВЦМП.

Считаем, что эта работа важна, поскольку вносит заметный вклад в развитие национальных спасательных служб во всем мире. Кроме того, наиболее передовые технологии МЧС России получают экспортную перспективу. Так, «технология НЦУКС и ОКСИОН» востребована для внедрения в Венесуэле, к ней проявляет интерес Индия, Турция и другие иностранные государства. 

Перспективы и задачи на 2010 год 

Опыт последних лет наглядно доказал, что для полноценного развития международного сотрудничества необходимы определенные организационные, кадровые и административные решения:

создание международных отделов в региональных центрах;

укрепление структур, ответственных за разработку и продвижение проектов СМР;

увеличение объема средств, предусматриваемых для финансирования международной деятельности подведомственных организаций; 

формирование привлекательных условий работы/прохождения службы для привлечения в НЦУКС, ДМД, подразделения российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования и другие подразделения, активно участвующие в международной деятельности, высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками.

При осуществлении международной деятельности в 2010 году полагаем целесообразным исходить из следующих установок:

Наращивать целевое взаимодействие с МИД России, Минфином России, Минэконом России и Минздравсоцравитием России в целях повышения оперативности и скоординированности действий. 

Продолжать оказывать помощь иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также участвовать в многосторонних гуманитарных проектах в соответствии с национальной концепцией СМР. Данные проекты будут включать в себя оказание продовольственной помощи нуждающимся в ней странам Центральной Азии (в первую очередь СНГ и Афганистан) и Африки, осуществление проектов по гуманитарному разминированию в рамках реализации взносов в ВПП ООН, МОГО, ВОЗ и УВКБ ООН, а также создание российско-сербского гуманитарного центра на Балканах и реализации проектов в ЛАКБ. Проводить линию на привлечение к реализации своих международных проектов партнеров из ФРГ, Швейцарии, Италии и США.

Совместно с МИД России способствовать принятию решений о внесении Россией регулярного взноса в Центральный чрезвычайный фонд ООН.



Добиться внедрение конкретных форм выполнения профильных, в т.ч. обеспечивающих, задач в рамках кооперации государств-лидеров «Группы восьми» и «Двадцатки». 

Продлить срок действия Соглашение между МЧС России и УВКБ ООН о поддержке операций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи от 1993 г. и совместно с УВКБ ООН изучить возможность реализации новых механизмов СМР в рамках указанного Соглашения (in-kind contributions) с перспективой дальнейшего распространения этих механизмов на сотрудничество с другими специализированными организациями системы ООН.

Планомерно наращивать деятельность в рамках ИНСАРАГ с непосредственным привлечением отряда «Центроспас» в целях его международной аттестации. Максимально использовать аттестационные учения ИНСАРАГ в разных странах для изучения передового опыта иностранных поисково-спасательных служб в целях последующего внедрения в системе МЧС России.

Поддерживать высокую динамику деятельности в рамках ЮНДАК, включая участие в полевых миссиях ЮНДАК российских специалистов и предоставление технологии «Глобальный радиус», а также увеличить количество действующих российских членов ЮНДАК до 6 человек.

Обеспечить участие МЧС России в двух международных полевых учениях (Евросоюз и СЕАП) и 11 командно-штабных учениях, проводимых совместно с Евросоюзом и УКГВ ООН, а также в рамках СРН, ИНСАРАГ и ЧЭС, в том числе проведение российско-американских командно штабных учений на нашей территории.

Способствовать становлению НЦУКС в качестве полноценного национального контактного пункта для обмена оперативной информацией с международными партнерами (УКГВ ООН, ЦМИ Евросоюза, ЕКЦРК и отдельными государствами, имеющими структуры аналогичного назначения) о ЧС и мерах, предпринимаемых для ликвидации их последствий.

Продолжить изучение зарубежного опыта обеспечения безопасности крупных международных мероприятий в части, касающейся компетенции спасательных служб, включая британского опыта подготовки к Летним Олимпийским играм в Лондоне, канадский опыт проведения Зимних Олимпийских Игр 2010 года в Ванкувере, итальянский опыт проведения Зимних Олимпийских Игр 2006 года в Турине и наработки Евроатлантического координационного центра по организации дежурства реагирующих подразделений чрезвычайных служб в рамках СЕАП при проведении крупных международных мероприятий.

В рамках СНГ с учетом принятого в Ялте 20 ноября 2009 г. решения Совета глав правительств СНГ о придании ФГУ ВНИИ ГОЧС МЧС России статуса базовой организации государств-участников СНГ в области науки и высоких технологий и объявление 2010 года в Содружестве Годом науки и инноваций наладить четкий механизм изучения и освоения передовых технологий борьбы с катастрофами, а также продолжить проработку проекта создания Резервного фонда государств-участников СНГ по оказанию помощи государствам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также работу по созданию научно-методической основы национального и межгосударственного прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Продолжить наращивание взаимодействия в области чрезвычайного гуманитарного реагирования с Италией и ФРГ, включая совместное планирование авиасредств в рамках реализации Административной договоренности между МЧС России и КЕС от 25 августа 2008 г. (проект «Эвроэскадрилья»), участие в учениях Евросоюза «ТАРЕХ-2010», а также обмен опытом и технологиями, в том числе в целях продвижения инициативы Европейского центра борьбы с катастрофами.

Подписать межправительственные соглашения о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с Абхазией и Латвией, а также завершить подготовку к подписанию проектов соответствующих межправительственных соглашений с Индией, Южной Осетией Литвой и Эстонией, а также межведомственного меморандума с Индонезией, включив их подписание в план 2010 года. Продолжить совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти работу по подготовке базового соглашения с Евросоюзом в части, касающейся компетенции МЧС России.

Продолжать двустороннее сотрудничество с США с акцентом на обмен информацией по линии НЦУКС, опытом между реагирующими пожарно-спасательными подразделениями, включая проведение совместных КШУ, а также подготовку к международной аттестации отряда «Центроспас» по методике ИНСАРАГ и изучение механизмов и возможностей реализации совместных гуманитарных проектов в третьих странах с участием Агентства США по вопросам международного развития. 

Поддерживать взаимодействие с НАТО и ЕКЦРК, включая подготовку и участие в полевых учениях «Армения-2010» в Ереване и командно-штабных учениях в Норвегии, дальнейшее продвижение инициативы формирования Потенциала быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации СРН, а также изучение опыта ЕКЦРК и отдельных стран НАТО по обеспечению безопасности крупных международных мероприятий в части, касающейся компетенции пожарно-спасательных служб.

Продолжить успешную практику обучения специалистов МЧС России на профильных курсах за рубежом, а также развитие и поддержку обучающих центров в иностранных государствах.

В рамках объявленного МОГО «Года медицины катастроф», провести в 2010 году в России под эгидой МОГО международную конференцию «Медицинское и психологическое обеспечение спасательных операций» на базе ВЦЭРМ и семинар «Методология психологической поддержки в ЧС» на базе ОК «Спасатель».

Обеспечить российское председательство в ЧОС СЕ в 2010 году и проведение в г. Санкт-Петербурге 12-ой Министерской встречи ЧОС СЕ. Использовать российское председательство для корректировки деятельности ЧОС СЕ на ближайшие годы, чтобы она больше отвечала интересам развития международного сотрудничества определенного базовым Соглашением. 

В контексте предстоящего председательства России в АТЭС, МЧС России намерено в 2010-2012 годах продолжить наращивать свою работу по линии АТЭС и АСЕАН, имея в виду обеспечить реализацию первых запланированных проектов на этом направлении.

Май 2009 г. 

Доставка гуманитарной помощи в Республику Намибия

По поручению Правительства Российской Федерации 29 мая самолетом Ил-76 МЧС России в г. Виндхук (Намибия) будет доставлен груз гуманитарной помощи: палатки, продукты питания, одеяла и медикаменты. 

Май 2009 г.

Доставка груз гуманитарной помощи в Республику Боливия

По поручению Президента Российской Федерации 28 мая самолет Ил-76 МЧС России доставил свыше 30 тонн гуманитарного груза для населения Боливии, страдающего от эпидемии лихорадки Денге. Среди них: палатки, консервы, детское питание, 15 тонн медицинских препаратов и одеяла.

Апрель 2009 г.

Оценка устойчивости жилых зданий и других сооружений, в г. Акуила (Италия), разрушенного в результате землетрясения

По поручению Правительства Российской Федерации и в соответствии с запросом Департамента гражданской защиты Совета министров Италии с 12 апреля группа экспертов МЧС России проводила работы в итальянском городе Аквила по обследованию зданий и сооружений, попавших в зону землетрясения. Работы проводились совместно со специалистами Департамента гражданской защиты Совета министров Италии.

За время работы российские специалисты обследовали 21 здание общей площадью около 90 000 кв. метров. Среди них как административные, так и жилые здания, и, по оценке экспертов, все они пригодны для дальнейшей эксплуатации. 

 Апрель 2009 г.

Доставка гуманитарных грузов в Республику Киргизия

По распоряжению Правительства Российской Федерации в Республику Киргизия было доставлено свыше 220 тонн подсолнечного масла и муки (по линии ВПП ООН).

Март 2009 г.

Доставка гуманитарной помощи в Республику Таджикистан

По поручению Правительства Российской Федерации в течение марта самолетами Ил-76 МЧС России в Республику Таджикистан был направлен груз гуманитарной помощи

Тремя самолетами Ил-76 МЧС России в г. Душанбе (Таджикистан) было доставлено свыше 100 тонн гуманитарных грузов, предоставленных Росрезервом: продукты питания, передвижные электростанции, палатки, отопительные аппараты, одеяла.

Март 2009 г.

Эвакуация Российских граждан, пострадавших в результате дорожно-транспортного происшествия в Социалистической Республике Вьетнам

По поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, самолетом Ил-76 МЧС России была проведена эвакуация российских граждан, пострадавших в результате ДТП в Республике Вьетнам. Было эвакуировано 15 раненых.

Март - апрель 2009 г.

Доставка гуманитарной помощи в Исламскую Республику Афганистан

По поручению Президента Российской Федерации и директивы Совета Безопасности Российской Федерации в течение марта осуществлялась доставка гуманитарной помощи в Исламскую Республику Афганистан.

Самолетом Ил-76 МЧС России в г. Кабул (Афганистан) были доставлены грузы гуманитарной помощи, предоставленные Росрезервом и Комитетом по делам воинов-интернационалистов при совете глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств: палатки , продукты питания, одежда, предметы гигиены.

Железнодорожным транспортом было доставлено около 18 тысяч тонн муки (по линии ВПП ООН).

Март 2009 г.

Доставка гуманитарной помощи в Гвинею

По распоряжению Правительства Российской Федерации осуществлялась доставка гуманитарной помощи в Республику Гвинея. В конце марта в порт Конакри было доставлено около 400 тонн подсолнечного масла (по линии ВПП ООН).

Февраль 2009 г.

Доставка гуманитарной помощи в Зимбабве

По распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. самолетом Ил-76 МЧС России было доставлено свыше 95 тонн муки и подсолнечного масла (по линии ВПП ООН).

Январь 2009 г.

Эвакуация Российских граждан и стран СНГ из Сектора Газа и доставка гуманитарных грузов в Палестинскую национальную администрацию

По Поручению Президента РФ МЧС России осуществляло эвакуацию Российских граждан и стран СНГ из Сектора Газа и доставку гуманитарных грузов в Палестинскую национальную администрацию.

Самолетами Ил-62, Як-42 и Ил-76 МЧС России было эвакуировано 246 человек: 123 - российские граждане; 93-граждане Украины; 20-граждане Молдовы; 7-граждане Казахстана; 3- граждане Белоруссии.

Также 4 самолетами Ил-76 МЧС России в Палестину было доставлено около 120 тонн гуманитарных грузов: палатки, одеяла, продукты питания, медикаменты, передвижные электростанции.

Продолжить развивать партнерство МЧС России – ВОЗ при координации и поддержке со стороны МИД России и Минздравсоцразвития России в целях совершенствования возможностей и повышения готовности ВОЗ к реагированию на чрезвычайные ситуации и укрепления статуса России как влиятельного гуманитарного донора.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)