Итоги международной деятельности МЧС России в 2005 году

Плановая международная деятельность МЧС России в 2005 году  была существенно скорректирована необходимостью осуществления мероприятий по реагированию на крупные чрезвычайные ситуации в Юго-Восточной Азии (ЮВА) и США.

В этих целях были задействованы подразделения Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования. Действия поисково-спасательных отрядов МЧС на островах Шри-Ланка и Суматра, а также в Пакистане, работа мобильного госпиталя Министерства были высоко оценены национальными властями Шри-Ланки, Индонезии и Пакистана и представителями международных организаций. 

Авиация МЧС России, транспортные средства других федеральных органов власти доставили в этот регион более 20 тысяч тонн грузов гуманитарной помощи. Общий вклад Российской Федерации в ликвидацию последствий природных катастроф в Юго-Восточной Азии, включая донорский взнос в международные организации, составил около 22 млн. долларов США.

В ходе международной операции по оказанию помощи населению США, пострадавшему в результате наводнения, вызванного ураганом «Катрина», МЧС России силами Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования доставило в пострадавший регион более 60 тонн гуманитарных грузов на сумму около 2 млн. долларов США.

В 2005 году МЧС России обеспечило выполнение решений Правительства Российской Федерации по оказанию гуманитарной помощи иностранным государствам. Осуществлено 8 операций по доставке грузов первой необходимости в зоны чрезвычайных ситуаций на общую сумму в  36 595,8 тыс. долларов США.

Уроки цунами в ЮВА послужили новым толчком для  развития сотрудничества в рамках «восьмерки» и продолжения продвижения российской инициативы по созданию Международного агентства по чрезвычайным ситуациям.

В частности, страны «восьмерки» - Франция, Великобритания, Германия - после цунами инициировали идею создания международных гуманитарных сил и гуманитарного фонда с ежегодным бюджетом в один миллиард долларов США, что перекликается с российской  инициативой.

В Евросоюзе прорабатывается вопрос создания общеевропейской структуры быстрого реагирования, которая могла бы стать одной из составляющих Международного агентства по чрезвычайным ситуациям.

Уроки чрезвычайных ситуаций 2005 года подтверждают также необходимость находящейся в готовности эскадрильи воздушных судов для проведения поисково-спасательных работ и доставки гуманитарной помощи в пострадавшие регионы. Российская инициатива о создании авиационного пула в масштабах Европы и ее дальнейшая реализация совместно с Италией, Грецией и другими европейскими странами может стать прецедентом для создания аналогичных структур в других регионах мира.

Актуализация российской инициативы  произошла в рамках  форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) по проблемам реагирования и готовности к чрезвычайным ситуациям.

На первом заседании старших должностных лиц стран-участниц форума АТЭС, состоявшемся 3-4 марта 2005 года в Сеуле (Южная Корея), была поддержана российская концепция создания рабочей группы по готовности к чрезвычайным ситуациям, т.е. создан действенный механизм по продвижению в регион передовых российских технологий и оборудования.

Делегация Российской Федерации приняла участие во Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий под эгидой ООН, которая состоялась в г. Кобе  (Япония) в период с 18 по 22 января 2005 года. В связи с трагическими событиями в Юго-Восточной Азии на конференции была проведена специальная сессия по бедствию в Индийском океане. Сессия приняла решение о необходимости создания системы раннего предупреждения о цунами для Индийского океана. Под эгидой ЮНЕСКО в пробном режиме начинает функционировать такая система, опирающаяся на технологические разработки и информационные возможности Тихоокеанского центра предупреждения о цунами, в число участников которого входит и Россия. Продолжающийся процесс совершенствования существующих систем раннего предупреждения о цунами и создание новой системы для Индийского океана будет интегрирован в глобальную систему предупреждения стихийных бедствий. 

Важным итогом 2005 года стало направление представителей МЧС России в постоянные представительства Российской Федерации при ЕС и НАТО. Работа представителей МЧС России в этих структурах  позволит сближать на этапе становления подходы по привлечению сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования для участия в соответствующих операциях и проектах ЕС и НАТО.

С учетом приоритетов внешней политики Российской Федерации МЧС уделяет особое внимание дальнейшему развитию сотрудничества с приграничными государствами как в рамках СНГ, так и других региональных организаций.

В частности, 10 августа 2005 года было подписано Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В 2005 году МЧС России обеспечило работу российско-таджикской, российско-сербско-черногорской и российско-хорватской межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству. В рамках последней существенные сдвиги намечены в вопросе урегулирования клирингового долга, а также по вопросам реализации совместных программ в области гражданской обороны, чрезвычайного гуманитарного реагирования, пожаротушения и гуманитарного разминирования, в том числе в третьих странах, а также  мониторинга зон повышенного риска.

Сотрудничество с государствами-участниками СНГ, осуществляемое на основе многостороннего Соглашения о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года, в 2005 году получило новый импульс развития в рамках Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (МГС по ЧС). Решением глав правительств СНГ утверждено новое Положение о  МГС по ЧС.

На очередном XIX заседании МГС по ЧС, которое состоялось в июле 2005 года, были утверждены Положение о взаимодействии государств-участников СНГ в области мониторинга и прогнозирования сейсмологических чрезвычайных ситуаций и План основных мероприятий МГС по ЧС на 2006 год. Был также рассмотрен проект Межгосударственной программы совместных научных исследований организаций государств-участников СНГ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на период до 2010 года, приоритетным направлением которой является проведение научно-исследовательских работ по гармонизации законодательств государств-участников СНГ в данной области.

Продуктивно развивались двусторонние отношения с такими государствами, как Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Киргизия и  Азербайджан.

В рамках реализации Договора о создании Союзного государства приказом МЧС России и МЧС Белоруссии от 5 марта 2002 года учреждена Совместная коллегия МЧС России и МЧС Белоруссии. За период с 2002 года состоялось три заседания Совместной коллегии, итоги которых направлены на интегрирование национальных систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе по вопросам совершенствования нормативной правовой базы, совместной научной и проектно-конструкторской деятельности, работы в области мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных катастроф, единого поля оперативной информации, создания объединенных аварийно-спасательных и пожарных формирований, а также возможности оказания гуманитарной помощи населению Союзного государства.        

В сентябре 2005 года в г. Минске был проведен «круглый стол», посвященный итогам и перспективам российско-белорусского сотрудничества в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В ходе встречи были обсуждены вопросы проведения Объединенного научно-технического совета МЧС России и МЧС Белоруссии (заседание Совета проведено в ноябре 2005 года в г. Москве).

Другим важным направлением является реализация пост-чернобыльских программ, в рамках которых осуществляются мероприятия по внедрению новейших технологий ранней диагностики, лечения и реабилитации пострадавшего от чернобыльской катастрофы населения.

В 2005 году продолжалось обучение в высших учебных заведениях МЧС России граждан СНГ согласно имеющимся квотам. Вместе с тем, наметилась тенденция к увеличению потребностей государств-участников СНГ в подготовке кадров по линии МЧС России.

Опыт российского реагирования на крупномасштабные катастрофы в прошлом и уроки цунами в Индийском океане, тенденции к укреплению регионального сотрудничества в рамках региональных международных организаций (ШОС, Организации Договора о коллективной безопасности стран СНГ) подтверждают целесообразность дальнейшего развития Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Актуальным направлением международной деятельности МЧС России является обеспечение процесса  интеграции в международные механизмы чрезвычайного гуманитарного реагирования. Особенность географического положения позволяет Российской Федерации играть роль связующего звена в интеграционных процессах между Европейскими и Азиатскими специализированными структурами  в области борьбы с катастрофами.    

  Справка о чрезвычайной гуманитарной помощи, оказанной в 2005 году  по линии МЧС России зарубежным странам

№ п/пГосударство, которому оказана помощьНоменклатура грузов гуманитарной помощиВес    (т)Расходы    на проведение гуманитарной операции с учетом транспортных расходов    (в мировых ценах)    
   Российское участие в международной гуманитарной операции по оказанию помощи странам Юго-Восточной Азии в ликвидации последствий    разрушительных землетрясения и цунами   
   1.   Шри-Ланка(Коломбо)   1. Поисково-спасательная операция: (задействованы: спасатели,самолет Ил-76, вертолет, 2 а/м для спасательных работ, кинологи: всего 26 человек - с 27 по 31 января 2004 г.)   2. Гуманитарная помощь:    палатки М-10 – 170 шт.;одеяла п/ш – 2200 шт.;простыни – 7000 шт.;станции очистки воды;дезинфицирующие средства;продовольствие (мука);электростанции передвижные малогабаритные.  3. Доставка и обеспечение работы мобильного госпиталя МЧС России:   (задействовано 65 человек с 15.01 по 05.02.2005 г.).                                 114,2                                   
   2.   Таиланд    2. Гуманитарная помощь:    палатки,электростанции передвижные (7,5 квт) -10 шт.;станции очистки воды;одеяла;   подушки;покрывала;комплекты постельного белья;детские игрушки;питьевая вода         47,3      
   3.   Индонезия (Джакарта, Медан)   1. Гуманитарная помощь:    палатки,одеяла,простыни,раскладные кровати,матрасы,подушки,   электростанциипередвижные (6 квт) – 8 шт.; продовольствие,продовольственная пшеница – 20 тыс. тонн,питьевая вода.   2. Поисково-спасательная операция:    (задействованы спасатели, мобильный госпиталь МЧС и самолет Ил-76 – всего 54 человека  с 31.03. по 16.04.2005 г.).                     20351,4           

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)