Итоги международной деятельности МЧС России в 2015 году
Оказание гуманитарной помощи населению иностранных государств В 2015 г. в рамках международного сотрудничества возрос объем гуманитарных операций за пределами Российской Федерации.
В общей сложности помощь оказана 21 стране, спасено более 1 тыс. чел., доставлено более 129 тыс. т гуманитарных грузов. Всего за год проведено 47 операций, из них:
• гуманитарных операций — 11 (Гвинейская Республика; Сирийская Арабская Республика (4), обратными рейсами доставлены граждане, пожелавшие покинуть зону конфликта; Республика Вануату; Йеменская Республика (2), обратными рейсами доставлены граждане, пожелавшие покинуть зону конфликта; Республика Таджикистан; Союз Мьянма; Киргизская Республика);
• санитарно-авиационных эвакуаций — 20 (Королевство Таиланд (5), Республика Индия (2), Сирийская Арабская Республика, Республика Болгария (2), Республика Казахстан, Корейская Народно-Демократическая Республика, Финляндская Республика, Арабская Республика Египет, Федеративная Демократическая Республика Непал, Доминиканская Республика, Китайская Народная Республика, Турецкая Республика, Королевство Испания, Республика Армения);
• санитарных рейсов — 1 (Федеративная Республика Германия);
• поисково-спасательных операций — 4 (Республика Индонезия, Республика Абхазия, Федеративная Демократическая Республика Непал (одновременно была доставлена гуманитарная помощь), Арабская Республика Египет);
• тушение пожаров — 1 (Республика Индонезия);
• другие операции — 10.
В рамках содействия международному развитию оказана помощь населению Республики Камерун, Республики Таджикистан, Республики Армения, Киргизской Республики, Республики Сомали, Тунисской Республики, Корейской Народно- Демократической Республики, Государства Палестина, Республики Кения, Республики Филиппины, Гвинейской Республики и Республики Либерия, Иорданского Хашимитского Королевства, Сирийской Арабской Республики, Республики Сербия, Республики Мали, Республики Куба, Республики Сьерра-Леоне. Одной из крупнейших операций в 2015 г. стало проведение в январе поисково-спаса- тельной операции по поиску потерпевшего крушение авиалайнера А-320 в Республике Индонезия. Было обследовано 2,3 тыс. км2 акватории, обнаружено 117 обломков.
Группой спасателей обследовано 140 м2 акватории, с помощью малогабаритного телеуправляемого подводного аппарата «Falcon» обследовано 3100 м2 морского дна, водолазами спасателями проведено 10 спусков, обследовано 400 м2 морского дна (рис. 7.3). В период с 29 апреля по 11 мая 2015 г. в рамках международного реагирования по ликвидации последствий землетрясения в Республике Непал проведена комплексная гуманитарная операция.
Воздушными судами МЧС России доставлялась гуманитарная помощь, проведена эвакуация из зоны бедствия 164 чел. (из них 125 граждан РФ), в том числе 19 детей, а также доставлены тела двух погибших граждан РФ. За время операции спасателями и кинологическими расчетами обследовано 96 зданий, 53 тыс. 956 м2 завалов.
Для обследования зон поиска применялся беспилотный летательный аппарат. Оказана медицинская и психологическая помощь более 500 пострадавшим гражданам Российской Федерации и Республики Непал. С помощью мобильного диагностического комплекса «Струна» обследовано более 26 зданий. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации МЧС России при поддержке МИД России совместно с соответствующими структурами Арабской Республики Египет были организованы поисково-спасательная операция и комплекс мероприятий по ликвидации последствий теракта на борту авиалайнера А-321 авиакомпании «Когалымавиа» над территорией Синайского полуострова Арабской Республики Египет.
МЧС России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами испол нительной власти, ведомствами и службами была осуществлена координация комплексных мер по всесторонней поддержке пассажиров, находящихся в аэропортах Арабской Республики Египет. К ликвидации последствий крушения самолета привлечена группировка сил и средств РСЧС в количестве более 1 тыс. чел. и 250 ед. техники.
В целях возвращения отдыхающих из Арабской Республики Египет осуществлено 420 пассажирских рейсов, перевезено 89 236 чел. В 2015 г. сводным отрядом МЧС России была завершена уникальная операция по демонтажу грузовой воздушно-канатной дороги между городами Резина (Молдова) и Рыбница (Приднестровье) с использованием вертолета Ми-26.
Продолжилась реализация совместного с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) проекта по дальнейшему укреплению потенциала организации в области чрезвычайной медицинской готовности и реагирования.
Проект предусматривает планомерное накопление на региональных складах ВОЗ ко плектов медицинский изделий и лекарственных препаратов за счет средств российского донорского взноса, которые в дальнейшем могут оперативно направляться ВОЗ в различные страны для борьбы с эпидемиями или использоваться для медицинского обеспечения операций по ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве российской помощи. Это позволит сократить транспортные расходы и повысить эффективность российской гуманитарной помощи. Была успешно реализована комплексная программа по участию России в международных усилиях по борьбе с лихорадкой Эбола в Западной Африке, которая включила в себя предоставление средств (ВОЗ ООН), направленных на улучшение координации международных усилий, поставку продовольственной помощи в рамках «специальной операции» для Западной Африки, проводимой ВПП ООН, а по каналам МОГО — поставку медицинских модулей и мобильных медицинских складов, оснащенных различными средствами персональной защиты, расходными материалами, дезинфицирующими средствами и медикаментами, а также автомобилей КАМАЗ.
Отдельного внимания заслуживает проведенная, одной из первых, в рамках указанного проекта совместная операция МЧС России и ВОЗ по доставке медицинских модулей общего и хирургического профиля для оказания медицинской помощи пострадавшему населению Украины. Реализация целевых взносов в бюджет международных организаций Реализации целевых взносов в бюджет ВОЗ:
• на 1,6 млн долл. США — на реализацию мероприятий в рамках совместного проекта по дальнейшему укреплению потенциала ВОЗ в области чрезвычайной медицинской готовности и реагирования (помощь была доставлена в Вануату, Йемен, Непал, Палестину, Украину).
Реализация взносов в фонд ВПП ООН:
• на 12 млн долл. США — Таджикистан (регулярный взнос 2014 и 2015 гг., а также дополнительный взнос 2015 г.);
• на 6 млн долл. США — Киргизия (регулярный взнос 2014 г., а также дополнитель ный взнос 2014 г.);
• на 7 млн долл. США — КНДР (регулярный взнос 2014 и 2015 г.); • на 4 млн долл. США — Палестина (регулярный взнос 2014 и 2015 гг.);
• на 5 млн долл. США — Сирия (регулярный и дополнительный взносы 2014 г.); • на 2 млн долл. США — Сомали (регулярный взнос 2014 и 2015 г.); • на 4 млн долл. США — Кения (регулярный взнос 2014 и 2015 г.);
• на 1 млн долл. США — Филиппины (дополнительный взнос 2013 г.); • на 2 млн долл. США — Армения (дополнительный взнос 2014 г.);
• на 1,5 млн долл. США — Гвинея (дополнительный взнос 2014 г.); • на 1,5 млн долл. США — Сьерра-Леоне (дополнительный взнос 2014 г.);
• на 1 млн долл. США — Либерия (дополнительный взнос 2014 г.).
Всего за 2015 г. по линии ВПП ООН поставлено 43 тыс. т продовольствия, которое позволило реализовать программы, направленные на поддержку школьного и дошкольного питания, социальной защиты малообеспеченных слоев населения, оказание чрезвычайной продовольственной помощи населению в зонах военных конфликтов и т.?д.
Министерству при поддержке МИД России удалось сохранить связанность взносов в фонд ВПП ООН («только российское участие за российские взносы»), что позволяет обеспечивать неукоснительную реализацию принципа, поддержанного Правительством Российской Федерации, нацеленного на максимальный возврат средств в российскую экономику, стимулирование отечественных производителей, наращивание российских возможностей по международному гуманитарному реагированию.
Важным событием в истории сотрудничества МЧС России и ВПП ООН стал инициированный Минфином России проект по переоснащению парка грузовых автомашин, используемых для транспортировки гуманитарной помощи, автомобилями российского производства (КАМАЗ) для усиления логистической составляющей ВПП ООН (проведен в 2 этапа.
Операция начата в 2014 г., завершена в 2015 г.) на 1,6 млн долл. США и на 727 млн руб. В рамках подписанного Стратегического соглашения между Правительством Российской Федерации и ВПП ООН, МЧС России совместно с ВПП ООН разрабатывает проект, направленный на расширение сотрудничества за рамки поставок продовольствия, распространение его на совместные инфраструктурные проекты. Начата работа по подготовке совместных пилотных проектов, нацеленных на укрепление продовольственной безопасности центральноазиатского региона, а именно по организации курсов для населения и чиновников различного уровня по тематике предупреждения и борьбы с возникающими природными чрезвычайными ситуациями, такими, как сход селей в Таджикистане и Киргизии.
Реализация взносов в фонд МОГО:
• до 2,5 млн долл. США — Камерун (взнос 2014 г.);
• на 4,37 млн долл. США — Иордания (взнос 2015 г.);
• на 3,9 млн долл. США — Камерун (взнос 2014–2015 гг. оснащение службы Гражданской защиты Республики Камерун);
• на 4,62 млн долл. США — Тунис (взнос 2014–2015 г. создана Национальная школа гражданской защиты по подготовке специалистов пожарно-спасательного профиля Тунисской Республики);
• на 4,49 млн долл. США — Создание в штаб-квартире МОГО (Женева) международного координационно-информационного центра (взнос 2015 г.);
• на 3 млн долл. США — Таджикистан (взнос 2014 г.; 22 сборно-разборных домика);
• на 6,6 млн долл. США — Гвинея и Либерия (взнос 2014 г.; гуманитарное содействие в борьбе с распространением вируса Эбола);
• на 3,69 млн долл. США — Сербия (Программа по обеспечению деятельности и развития Российско-сербского гуманитарного центра);
• на 7,56 млн долл. США — Сербия (последний, третий год программы разминирования территорий и объектов);
• на 3,69 млн долл. США — Мали (поставка медицинских модулей для госпиталя имени Габриэля Туре).
Взаимодействие с профильными международными организациями
Планомерно развивалось сотрудничество с Международной организацией гражданской обороны (МОГО).
Основной акцент делался на укрепление статуса МОГО как авторитетной высокопрофессиональной организации. При реализации проектов по линии МОГО учитывалась необходимость продвижения российского современного оборудования, технологий и наработок, в том числе в области обучения населения основам гражданской защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С этой целью были осуществлены поставки современной пожарно-спасательной техники и оборудования в Камерун, Тунис и Иорданию. По просьбе иорданской стороны на базе Академии гражданской защиты им. Принца Хуссейна бин Абдуллы II был создан класс-тренажер по реагированию на чрезвычайные ситуации («ситуационный кризисный центр»), который позволяет отрабатывать практические навыки информирования и оповещения населения на возникающие чрезвычайные ситуации.
Принимая во внимание, что МОГО является организацией, с помощью которой Российская Федерация осуществляет гуманитарные проекты по стратегическим для России направлениям (Куба, Сербия, Никарагуа, КНДР, Абхазия, Южная Осетия и т.?д.), в 2015 г. в МОГО был создан и от- крыт Международный координационно-информационный центр по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (МЦМК), коммуникационно связанный с российским Национальным центром управления в кризисных ситуациях (НЦУКС).
Этот центр позволит представить государствам-членам МОГО технологии прогнозирования (моделирования) и управления в чрезвычайных ситуациях, с перспективой привязки этих стран к российским технологиям, программному обеспечению и оборудованию.
Подобные информационно-ситуационные центры также разворачиваются в создаваемых совместных международных гуманитарных центрах. На приоритетные позиции в международной чрезвычайной повестке дня выходит проблематика управления рисками и уменьшения опасности бедствий. В этом контексте продолжилось активное взаимодействие с Международной стратегией ООН по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ). МСУОБ стала ведущим организатором третьей Всемирной конференции ООН по уменьшению опасности бедствий, которая состоялась с 14 по 18 марта 2015 г. в городе Сэндае (Япония).
Участники этого крупнейшего за последние годы международного мероприятия по тематике уменьшения опасности рисков бедствий приняли концептуальные итоговые документы — Политическую декларацию и Сэндайскую рамочную программу действий
В итоговых документах определены основные приоритеты действий мирового сообщества: совершенствование системы управления для преодоления опасностей бедствий; инвестирование в целях укрепления потенциала устойчивости к бедствиям; повышение готовности к бедствиям для эффективного реагирования и внедрение принципа «сделать лучше, чем было».
В плане взаимодействия с другими профильными структурами системы ООН продолжается активное сотрудничество с Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ ООН). Одним из основных вопросов является подготовка к проведению Всемирного гуманитарного саммита под эгидой Генерального секретаря ООН (май 2016 г., Стамбул). Осуществляется взаимодействие с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), проводится постоянный обмен информацией, включая вопросы оказания российской стороной помощи украинским беженцам и соответствующей работы со стороны УВКБ ООН. В связи с тяжелой гуманитарной ситуацией в Юго-Восточных регионах Украины прорабатывался вопрос о возможном подключении Международного Комитета Красного Креста к российским усилиям по оказанию помощи пострадавшему населению.
Основными векторами сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе остаются форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Продолжается обмен опытом в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в рамках заседаний рабочей группы АТЭС по совершенствованию готовности к чрезвычайным ситуациям, проводятся межсессионные встречи регионального форума АСЕАН по безопасности. В рамках АТЭС МЧС России совместно с Минкомсвязи России осуществляет продвижение проекта «Программа сотрудничества по созданию единого взаимосвязанного подхода к улучшению эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе информационно-коммуникационных технологий». По итогам проведения 22–23 сентября 2015 г. в г. Илоило (Республика Филиппины) 9-го Форума старших должностных лиц чрезвычайных служб АТЭС был принят рамочный документ по снижению рисков бедствий, основная цель которого — внести вклад в повышение готовности экономик стран АТЭС к катастрофам и бедствиям. В рамках Председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в апреле 2015 г. в Москве был организован семинар экспертов государств-членов ШОС по вопросам психологического обеспечения при реагировании на ЧС.
Кроме того, в развитие установок глав государств-членов ШОС, принятых на Саммите в Уфе, в ноябре 2015 г. в Чэнду (Китай) проведено седьмое Совещание руководителей ведомств государств-членов ШОС, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В июне 2015 г. состоялась 13-я встреча Генеральных директоров гражданской защиты государств — членов Совета государств Балтийского моря (далее — СГБМ). В рамках встречи рассмотрены вопросы деятельности СГБМ в период председательства Эстонии, включая итоги семинара СГБМ «Оценка эффективности деятельности по предупреждению пожаров», определены перспективные направления деятельности в государствах — членах СГБМ с акцентом на превентивные меры, обсуждены вопросы возможных совместных мероприятий, в том числе в рамках проекта Европейского Союза для региона Балтийского моря «Повседневное предотвращение и устойчивость против чрезвычайных ситуаций в Балтийском регионе». В конце 2015 г. создан новый Комитет МАГАТЭ по нормам безопасности в области аварийной готовности и реагирования. Основная задача Комитета — разработка и пересмотр соответствующих документов МАГАТЭ. От Российской Федерации в его состав в качестве наблюдателя вошел представитель Ростехнадзора.
Нормы безопасности МАГАТЭ будут в дальнейшем использованы Ростехнадзором при совершенствовании национальной нормативной базы. Продолжалась активная работа в форматах Содружества Независимых Государств и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В сентябре 2015 г. проведены заседание Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (СНГ) в Астане, а также заседание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера ОДКБ.
Развитие двустороннего и регионального сотрудничества и договорно-правовое обеспечение международной деятельности
Существенным образом усовершенствована договорно-правовая база сотрудничества по линии чрезвычайных ведомств на пространстве СНГ. Так, в ходе Совета глав государств СНГ 16 октября 2015 г. подписано Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а по итогам Совета глав правительств СНГ 30 октября 2015 г. — Протокол о внесении изменений в Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 г. Указанным протоколом актуализирована деятельность МГС по ЧС. В сентябре 2015 г. в г. Сочи состоялось очередное заседание Совместной коллегии МЧС Беларуси, МВД Казахстана и МЧС России. Данный формат позволяет «сверить часы» относительно общих подходов к вопросам повышения эффективности реагирования на бедствия в рамках единого таможенного пространства.
Развитие российско-сербского гуманитарного центра
В 2015 г. продолжена работа по развитию Российско-сербского гуманитарного центра в г. Нише, по совершенствованию взаимодействия Центра с национальными службами спасения государств балканского региона и международными организациями в области антикризисного управления. На постоянной основе осуществляется обмен профильной информацией с центрами управления Боснии и Герцеговины, Международной организацией гражданской обороны. Согласован и подписан соответствующий регламент обмена данными.
В целях поддержания готовности Центра к действиям по предназначению на постоянной основе проводятся штабные тренировки по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации в странах региона, в ходе которых отрабатываются вопросы управления и уточнения процедур пересечения границы.
Проводится обучение сербских специалистов в вузах МЧС России по наиболее актуальным для Сербии направлениям подготовки, таким, как «Антикризисное управление РСЧС», «Поисково-спасательные работы в условиях наводнения». Важным этапом деятельности РСГЦ стала передача 21 мая 2015 г. в г. Белграде 11 ед. пожарно-спасательной техники, приобретенной за счет российской стороны для укомплектования сербских подразделений, входящих в состав сил Центра. Завершена работа по разминированию входящим в РСГЦ российско-сербским отрядом гуманитарного разминирования. С 2008 г., когда стартовала программа помощи, очищено от мин и кассетных боеприпасов более 4,6 млн м2 , которые возвращены в хозяйственный оборот, найдено и обезврежено почти 13 тыс. боеприпасов. Программа стала ярким явлением в современном российско-сербском сотрудничестве, она была поддержана всеми без исключения политическими силами в Сербии.
Создание и развертывание Российско-армянского гуманитарного центра
19 мая 2015 г. в рамках Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность — 2015» подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о создании Российско- армянского центра гуманитарного реагирования (РАЦГР). Создание РАЦГР должно закрепить за Россией роль основного партнера Армении в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, наладить каналы обмена информацией между профильными ведомствами, «привязать» армянскую национальную систему ГО ЧС к российским технологиям и оборудованию.
Сведения об участии российских специалистов в международных учениях
В мае — июне 2015 г. специалисты МЧС России приняли участие в международных учениях спасательных подразделений государств — членов ОДКБ и семинаре на тему «Действие спасательных подразделений государств — членов ОДКБ при ликвидации по- следствий разрушительного землетрясения в Центральной Азии», а также в совместных учениях спасательных служб государств — членов ШОС на тему «Организация и выполнение мероприятий при реагировании на разрушительное землетрясение» (Алматинская область, Казахстан).
Международные учения и тренировки, организованные в том числе МЧС России, Минтрансом России и Госкорпорацией «Росатом», в течение года проходили на территориях, граничащих с Финляндией, Норвегией, Казахстаном, КНР и Монголией. В случае ликвидации чрезвычайных ситуаций, последствия которых могут распространиться одновременно на территории нескольких сопредельных государств, требуется привлечение значительных, хорошо подготовленных сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Поэтому в ходе учений проверяется действенность системы оповещения и направления запросов о помощи к сопредельной стороне, оценивалась работа диспетчерских служб; оценивалась эффективность взаимодействия; отрабатывались вопросы перехода Государственной границы.
Крупнейшие международные конгрессы, форумы по вопросам гражданской обороны Важным международным событием года стало проведение VIII Международного салона «Комплексная безопасность — 2015». В салоне приняли участие 378 экспонентов, в том числе 7 зарубежных. В рамках деловой программы Международного салона проведено 35 международных и всероссийских конгрессно-выставочных мероприятий, в которых приняло участие 2400 делегатов.
Общее количество посетителей салона превысило 14 тыс. чел. Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» на базе Санкт- Петербургского филиала Центрального института повышения квалификации (г. Санкт- Петербург) в период с 5 по 9 октября 2015 г. проведен X Международный ядерный форум «Безопасность ядерных технологий: обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» АТОМТРАНС-2015.
В работе форума приняли участие более 200 делегатов. Представлено 63 организации. Целью форума было обсуждение национального и международного опыта, состояния и перспектив транспортирования различных видов радиоактивных материалов, соответствующих научно-технических, правовых, социальных и политических аспектов, поиск путей решения проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности и физической защиты при транспортировании радиоактивных материалов. Также важным и знаковым событием стало проведение II Международного форума пожарных и спасателей на территории Российской Федерации, который собрал более 160 иностранных представителей из 70 стран мира, став уникальной площадкой для установления прямых контактов между пожарными и спасателями различных государств и обсуждения актуальных проблем в области пожарно-спасательного дела.
С 12 по 14 октября 2015 г. в г. Москве прошел Международный конгресс «Глобальная и национальная стратегии управления рисками катастроф и стихийных бедствий». В мероприятии приняли участие около 100 иностранных участников из 40 государств и международных организаций.
В рамках Конгресса были проведены двусторонние встречи Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучкова с руководителями чрезвычайных служб ряда европейских государств, а также с руководителями международных организаций. Также иностранные коллеги приняли активное участие в торжественных мероприятиях в рамках празднования 25-летия МЧС России и Дня спасателя Российской Федерации. Была отмечена готовность иностранных коллег к открытому диалогу и обмену передовыми наработками и технологиями вне зависимости от политических реалий, складывающихся на мировой арене.
Мероприятия способствовали укреплению сложившегося авторитета Российской Федерации как одной из ведущих стран в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обладающей всеми необходимыми ресурсами для предупреждения и борьбы с возникающими угрозами природного и техногенного характера.