Доклад заместителя Председателя Правительств Омской области «Уроки и выводы реагирования ТП РСЧС Омской области при ликвидации последствий паводка 2017 года. Реализация приоритетных направлений развития ТП РСЧС на территории Омской области в 2017 году и задачи на 2018 год»
Доклад
заместителя Председателя Правительств Омской области
«Уроки и выводы реагирования ТП РСЧС Омской области при ликвидации последствий паводка 2017 года. Реализация приоритетных направлений развития ТП РСЧС на территории Омской области
в 2017 году и задачи на 2018 год»
Уважаемые участники Всероссийского сбора!
В 2015-2016 годах на территории Омской области сложилась сложная паводковая обстановка. Количество муниципальных районов, пострадавших от негативного воздействия паводковых вод в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, увеличилось почти в 2 раза.
Негативное воздействие подтоплений 2015-2016 годов выявило ряд проблемных вопросов в организации противопаводковых мероприятий. Правительством Омской области были приняты дополнительные меры по подготовке к паводкоопасному периоду 2017 года.
В целях выполнения мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения возможного ущерба, обеспечения безопасности населения и устойчивого функционирования объектов экономики региона решением КЧС Правительства Омской области был утвержден реестр населенных пунктов попадающих в зону возможного подтопления и комплексный план основных организационно-технических и профилактических мероприятий по защите населения и территорий Омской области в период прохождения весеннего половодья и снеготаяния в 2017 году.
Опыт прохождения половодья предыдущих лет показал, что подтопление населенных пунктов происходит не только от переполненных водоемов но и талыми водами, поэтому в план включены такие мероприятия как вывоз снега, заблаговременная подготовка ливневой канализации, создание запасов мешков и песка, для возведения временных защитных сооружений и многое другое.
Для предупреждения негативных последствий весеннего половодья распоряжением Губернатора Омской области создана межведомственная рабочая группа и утвержден План работы вышеуказанной группы по проверке готовности звеньев территориальной подсистемы Омской области к действиям в паводкоопасный период 2017 года, в соответствии с которым в феврале-марте проведены выезды рабочих групп во все муниципальные образования Омской области по вопросу проверки готовности сил и средств к паводковому периоду.
В ходе работы групп были проведены смотры готовности сил и средств функциональных и территориальной подсистем РСЧС муниципальных районов.
Организована проверка готовности единых дежурно-диспетчерских служб к работе в новых условиях, к работе на предупреждение, способности оперативно, мгновенно решать задачи экстренного реагирования, на различные виды чрезвычайных ситуаций и происшествий.
Особое внимание уделялось выполнению мероприятий комплексного плана.
Паводок 2017 года проходил в 2 этапа.
Первый этап начался 12 апреля и был обусловлен пропуском талых вод. Во время прохождения первой волны населенные пункты не подтапливались.
Вторая волна паводка обусловлена подъемом уровня воды в реках Иртыш и Ишим и началась 15 мая 2017 года.
17 мая на территории Омской области был введен режим чрезвычайной ситуации, началось подтопление населенного пункта Затон.
Для оказания помощи в н.п. Затон заблаговременно была направлена группировка сил и средств состоявшая, в том числе из спасателей Новосибирского спасательного центра.
С 18 мая в результате подъема воды в р. Иртыш и р. Ишим происходит подтопление приусадебных участков в северных районах Омской области.
Общими усилиями спасателей МЧС, которые заблаговременно прибыли к месту возможной ЧС, удалось предотвратить подтопление с. Усть-Ишим. В течение двух недель была значительно укреплена защитная дамба.
Главами муниципальных районов была проведена большая работа по организации учебного процесса школьников. В период паводка осуществлялась доставка детей к месту проведения ЕГЭ. Срыва учебного процесса не допущено.
Дополнительно Правительством Омской области закуплены 5 передвижных насосно-перекачивающих станций большой мощности, заготовлены полипропиленовые мешки.
6 июля 2017 года режим чрезвычайной ситуации был снят.
В 2017 году с учетом оценки ущерба от паводка оснований для обращения в Правительство Российской Федерации не было.
Вместе с тем, в феврале 2017 года направлено обращение в Правительство Российской Федерации о выплате материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате подтопления 2015-2016 г.г. по судам.
Масштабы паводка напрямую зависят от многих факторов, в том числе прохождения весенних температур, уровня грунтовых вод, прохождения ледохода, а также объемов сброса воды из каскада водохранилищ республики Казахстан. Прогноз паводка на 2018 год благоприятный.
Считаю, что работа проводимая Правительством Омской области совместно со всеми министерствами и ведомствами позволит минимизировать последствия возможного подтопления и значительно снизить материальный ущерб.
В целом, на территории Омской области проводится работа по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности населения, которая является главным приоритетом в работе территориальной системы РСЧС Омской области.
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от (18 октября 2017 года№ Пр-2107) в Омской области определены меры по дальнейшему развитию ТП РСЧС и совершенствованию гражданской обороны.
Губернатором Омской области утвержден «ПЛАН реализации приоритетных направлений развития территориальной подсистемы РСЧС и формирования комплексной безопасности жизнедеятельности населения на территории Омской области на 2018 год».
Механизмом реализации приоритетных направлений определена государственная программа Омской области «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области» (постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 года № 260-п).
В 2017 году на реализацию приоритетных направлений было израсходовано более 395 млн. рублей, на 2018 год на эти цели в бюджете Омской области предусмотрено более 357 млн. рублей.
В целях развития гражданской обороны в Омской области разработан и утвержден «План реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года в Омской области» (на основе Указа Президента от 20 декабря 2016 года № 696«Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года»и Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержден Правительством Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 4210п-П4).
В рамках Года гражданской обороны в Омской области проведено более 16 тыс. мероприятий, охват составил свыше 700 тыс. человек.
Органы управления и силы гражданской обороны последовательно наращивают свой потенциал.
Одним из важных приоритетов является создание систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город», системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», Государственной автоматизированной информационной системы«ЭРА-ГЛОНАСС».
В Омской области на основании заключенного государственного контракта (от 29 ноября 2016 года № 1) продолжаются работы по созданию аппаратно-программного комплекса. Реализация данного проекта предусмотрена до 2020 года.
В 2018 году предстоит выполнить основной объем работ по созданию опытного образца АПК «Безопасный город», осуществить реализацию программы по внедрению Системы -112 и ЭРА-ГЛОНАСС.
Важнейшим элементом в управлении повседневной деятельностью на территории муниципалитета являются единые дежурно-диспетчерские службы, развитием которых мы активно занимаемся в числе основных приоритетных направлений развития антикризисного управления, видя в ЕДДС основу всей вертикали системы РСЧС.
Чтобы ЕДДС отвечали современным требованиям утвержден план развития ЕДДС муниципальных районов на 2018 год. Предусмотрено оснащение оперативных залов ЕДДС современной оргтехникой, средствами связи, средствами мониторинга, автоматизированными рабочими местами.
При этом особое внимание уделяется подбору и обучению персонала, доведению заработной платы до уровня не ниже средней по муниципальному району, созданию комфортных условий для работы.
В прошлом году стартовал всероссийский проект «Научись спасать жизнь!», направленный на мотивацию и обучение населения принципам оказания первой помощи и психологической поддержки. В области начало данному проекту положено, уже есть первые подготовленные инструкторы, совместно с министерством образования региона организован процесс обучения и подготовки специалистов.
С учетом того, что 2018 год МЧС России объявлен Годом культуры безопасности жизнедеятельности, планируем в 2018 году продолжить начатую работу с тем, чтобы вовлечь максимальное количество всех категорий населения к обучению и участию в мероприятиях.
Крайне актуальным на сегодняшний день является вопрос оборудования мест проживания социально незащищенных и маломобильных групп населения автономными дымовыми пожарными извещателями, и в первую очередь многодетных семей. Это одно из важнейших социально-ориентированных приоритетных направлений, которое мы продолжаем реализовывать в 2018 году.
Подразделениями всех видов пожарной охраны защищено практически 100% территории (99,73 % ? 1458 населенных пунктов из 1462), из которой на долю добровольных пожарных команд приходится половина (752 населенных пункта).
С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации (от 06.12.2017 №583) 2018 год объявлен Годом добровольца (волонтёра) пересматриваем и корректируем сложившиеся подходы по развитию добровольной пожарной охраны в Омской области.
В области реализуется Стратегия развития пожарной охраны, утверждённая Указом Губернатора. Цель данного документа – обеспечение прикрытия всех сельских населенных пунктов силами добровольной пожарной охраны и противопожарной службы Омской области, предполагая консолидацию усилий МЧС России, органов местного самоуправления и Всероссийского добровольного пожарного общества. Реализация Указа позволит выстроить единую вертикаль управления различными видами пожарной охраны.
С 2016 года проводится работа по формированию Корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы. В 2018 году работа по данному приоритетному направлению будет продолжена, и ее результатом, должна стать защита70 населенных пунктов с населением свыше 35 тысяч человек.
Нельзя обойти важный вопрос, непосредственно влияющий на обеспечение безопасности наших граждан – это создание института старост сельских населенных пунктов.
С учетом практического опыта реагирования на чрезвычайные ситуации продолжено развитие и совершенствование оперативных и аварийных бригад муниципальных образований, организаций и учреждений посредством их дооснащения современным оборудованием и снаряжением, позволяющим выполнять работы, в любых условиях обстановки.
Благодаря этой работе достигнуты положительные результаты. Новое оборудование эффективно применялось при ликвидации последствий паводка, при тушении природных пожаров, ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей из-за вспышки африканской чумы свиней.
Для доукомплектования служб и бригад было израсходовано более 52 млн. руб., было закуплено 1433 единицы современного оборудования.
Крайне важным направлением работы является создание служб РСЧС.
Первый этап создания служб мы завершили, уже начинаем реагировать по этому принципу.
Одним из наиболее чувствительных для жителей Омской области вопросов безопасности жизнедеятельности остается вопрос экологической безопасности. Временно исполняющий обязанности Губернатора Омской области Александр Леонидович Бурков уделяет данному вопросу пристальное внимание. Правительством Омской области разрабатывается комплексная программа защиты и оздоровления экологической обстановки в регионе.
На сегодняшний день приобретен многокомпонентный переносный газовый анализатор ГАНК-4(А), планируется за счет средств областного бюджета приобрести второй такой же прибор.
Акционерное общество «Газпром нефть» за счет своих средств приобрело полностью сертифицированный автомобиль экологического контроля, который в феврале 2018 года планируется передать в собственность Омской области.
Эти меры позволят повысить уровень экологической безопасности, и в целом комплексной системы безопасности жизнедеятельности.
Все задачи, касающиеся приоритетных направлений развития системы РСЧС на территории Омской области, использование современных средств и подходов к защите населения как одного из важнейших компонентов комплексной безопасности жизнедеятельности решаются на высоком профессиональном уровне.
Доклад закончил.
Спасибо за внимание.