ДОКЛАД Первого заместителя Губернатора - Председателя Правительства, председателя КЧС и ОПБ Иркутской области А.С. Битарова «Основные итоги деятельности территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2016 году. Уроки и выводы, задачи на 2017 год»
Уважаемый Владимир Андреевич!
Уважаемые коллеги!
Основные усилия территориальной подсистемы Иркутской области в 2016 году были направлены на формирование на региональном уровне необходимых условий эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления в области безопасности жизнедеятельности.
В прошедшем году наш регион подвергся масштабным природным катаклизмам: от маловодья, до мощных паводковых явлений, осложнения обстановки с лесными пожарами в конце пожароопасного периода.
В целом мы имеем положительные результаты оперативного реагирования по всем основным направлениям деятельности.
На фоне более благоприятного развития ситуации в весенний паводковый период, наш регион в первой декаде августа подвергся мощному дождевому паводку. В результате резкого подъема уровня воды выше критических отметок в реках южных районов Иркутской области, в зоне потенциального подтопления оказалось более 1,5 тысяч жилых домов с населением 6,5 тысяч человек. Непосредственно в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ принимали участие более 500 человек и около 100 ед. техники. Из зон подтопления было экстренно эвакуировано 382 человека, оказана адресная помощь 841 жителю. Для защиты населенных пунктов было возведено более 3 километров временных дамб.
Благодаря слаженной работе на региональном и муниципальном уровне возникновение масштабной чрезвычайной ситуации не допущено, последствия летнего паводка были устранены в кратчайшие сроки.
Учитывая опыт работы предыдущих лет Правительством Иркутской области совместно с Главным управлением МЧС России по Иркутской области был сформулирован и реализован комплекс необходимых мер при подготовке и прохождению пожароопасного периода этого года.
Несмотря на сложную метеорологическую обстановку в течении практически всего периода, когда дней с 5 классом пожарной опасности было зарегистрировано в семь раз больше по сравнению с предыдущим, 2015 годом, ситуацию в целом удалось держать под постоянным контролем.
Мы полностью отказались от весенних профилактических отжигов. Заблаговременно до начала пожароопасного периода на территории всей области был введен особый противопожарный режим. Авиапатрулирование лесных и прилегающих массивов было начато на один месяц раньше. К этой работе активно привлекались как легкомоторные самолёты, так и беспилотные летательные аппараты.
В этот период мы изменили подход к информированию населения: от инструктирования и констатации факта к показу задержанных правонарушителей и публичной демонстрации мер административной и уголовной ответственности.
Такие меры предупредительного характера реализованы с учетом максимальной согласованности действий всех надзорных органов, уполномоченных на решение вопросов в сфере лесных отношений.
Показали свою эффективность и патрульные, патрульно-маневренные и контрольные группы. Силами этих подразделений было ликвидировано более 60 угроз перехода пожаров с сопредельных территорий в лесной фонд, предотвращено около 40 сельскохозяйственных палов. За счет сокращения времени обнаружения очагов лесных пожаров, повысилась оперативность их тушения на 7,8 процентов. Положительный эффект работы патрульно-маневренных и маневренных групп достигнут благодаря применению беспилотно-летательных аппаратов. В рамках рейдовых мероприятий было совершено более 200 полетов, в ходе которых выявлено 85 нарушителей.
В результате проводимой работы показатели загораний и пожогов мусора (сухой растительности) по сравнению с прошлым годом снижены в 10 раз.
Безусловно, самую главную задачу, которую мы решили – это недопущение чрезвычайных ситуаций, связанных с переходом лесных пожаров на населенные пункты.
При подготовке к следующему пожароопасному периоду органами управления сделаны выводы и определены основные направления деятельности как в профилактической работе с населением, так и в вопросах реагирования.
Понимая важность, роль и место единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в системе антикризисного управления, вопрос дальнейшего совершенствования их деятельности находится на особом контроле Правительства Иркутской области.
Необходимо отметить, что, несмотря на непростые экономические условия, в 2016 году были приняты и реализованы принципиальные решения по дальнейшему развитию ЕДДС.
На совершенствование материально-технической базы органов повседневного управления муниципального звена на этот год предусмотрено более 50 миллионов рублей.
Большое внимание Правительством Иркутской области уделяется развитию пожарно-спасательных сил и повышению уровня их социальной защищенности.
В 2016 году было принято и реализовано принципиальное решение по созданию единой пожарно-спасательной службы Иркутской области. Это позволило нам оптимизировать численность управленческого аппарата, увеличить за счет этого составы дежурных караулов, а так же создавать новые пожарно-спасательные подразделения.
Объединение пожарных и спасательных учреждений позволит максимально достичь принципа единства цели и руководства в вопросах безопасности жизнедеятельности населения, совершенствовать материальную базу и эффективно реагировать на начальных этапах развития различного рода чрезвычайных ситуаций и происшествий полноценным составом сил.
Нами поддержана инициатива Сибирского регионального центра МЧС России по развитию иных форм местного самоуправления на уровне сельских поселений.
Указом Губернатора Иркутской области утверждено и реализуется Положение о сельских старостах.
Во всех муниципалитетах выбраны на должность 577 сельских старост. Уточнены положения о порядке сбора и обмена информацией и алгоритмы действий.
Мы уже имеем положительные результаты работы данной категории граждан. При прохождении пожароопасного периода прошлого года в 14 случаях угрозу возникновения ЧС удалось предотвратить именно благодаря активным действиям сельских старост. Считаем, что «институт старост» - это важнейший и неотъемлемый элемент системы безопасности в целом.
Наделение надлежащим статусом и ресурсами сельских старост наряду с их обучением, возможностью обмена опытом, популяризации их деятельности позволит на качественно новом уровне решать вопросы местного значения безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время Правительством Иркутской области совместно с учебными заведениями активно проводится работа по внедрению дистанционных методов обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и при реализации этого проекта в этом году появиться возможность дополнительной подготовки сельских старост.
Понимая важность комплексного подхода к развитию системы антикризисного управления, Правительством Иркутской области в течение прошлого года активно проводилась работа по внедрению аппаратно - программного комплекса «Безопасный город» - как единой информационной системы управления рисками, присущими нашему региону.
В настоящее время определены единые подходы к функциям, составу и порядку создания комплекса технических средств аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территориях первоочередного внедрения.
Реализация этого проекта на территории нашего региона будет осуществляться в первом квартале 2017 года в рамках действующей государственной программы Иркутской области.
В бюджете Иркутской области на эти цели предусмотрено около 1,5 млрд. рублей.
В рамках создания АПК «Безопасный город» нами должны быть решены основные задачи, прежде всего комплексной информатизации процессов функционирования органов повседневного управления муниципального и объектового звена.
На пяти территориях первоочередного внедрения планируется создание систем раннего обнаружения лесных пожаров «Лесной дозор», комплексной системы мониторинга окружающей среды и подсистемы мониторинга гидрологической обстановки.
Вывод: системный подход, совместная и слаженная работа на федеральном, региональном и муниципальном уровнях позволили своевременно реагировать в 2016 году на складывающуюся оперативную обстановку по всем возникающим рискам природного и техногенного характера.
Правительством Иркутской области будет продолжена работа по выработке на региональном уровне необходимых условий эффективного осуществления муниципальными образованиями полномочий в сфере безопасности жизнедеятельности населения до удаленных населенных пунктов включительно, что позволит создать интеллектуальную многоуровневую систему управления рисками нашего региона в целом.
Доклад закончил, благодарю за внимание!