ДОКЛАД Заместителя председателя Правительства Омской области И.С. Бондарева «Уроки и выводы реагирования ТП РСЧС Омской области при ликвидации последствий паводка на территории области в 2015-2016 годах»

В 2015-2016 годах на территории Омской области складывалась серьезная паводковая обстановка при прохождении весеннего половодья. Количество муниципальных районов, пострадавших от паводка 2016 году, по сравнению с 2015 годом, увеличилось почти в 2 раза и составило 24 района.

В период с 29 марта по 30 мая по мере прохождения паводка, условно, по направлению с юга области на север, негативному воздействию вод было подвергнуто более 20 тыс. человек в 150 населенных пунктах, 152 объекта дорожной инфраструктуры и 2 объекта жизнеобеспечения.

Для ликвидации последствий паводка привлекались силы и средства территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области (далее – ТП РСЧС) в количестве более 370 ед. техники и 670 человек личного состава.

Кроме того, по указанию Сибирского регионального центра, в целях оказания практической помощи в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации участвовал сводный спасательный отряд Сибирского спасательного центра (88 человек, 20 ед. техники).

В целях отведения воды от жилых домов и придомовых территорий прорыты более 22 км дополнительных каналов, на автомобильных дорогах дополнительно установлено 55 ед. водопропускных труб, с затопленных объектов и территорий откачено свыше 20 млн. м3 воды.

Общий оцененный ущерб превысил 700 млн. рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для введения

18 апреля 2016 года Правительством Омской области режима чрезвычайной ситуации.

На региональном уровне, в соответствии с распоряжением Губернатора Омской области, уже с 8 апреля 2016 года действовал межведомственный оперативный штаб, основными задачами которого являлись не только ежедневный мониторинг складывающейся обстановки, оперативное реагирование и координация действий привлекаемых сил и средств, но и анализ причин сложившейся ситуации, а также оказание первоочередных мер по жизнеобеспечению населения пострадавших территорий, включая вопросы доставки продуктов питания, медикаментов, предметов первой необходимости, а в отдельных случаях – транспортной доступности для населения.

Вопрос ликвидации сложившейся чрезвычайной ситуации являлся предметом рассмотрения на 18-ти заседаниях КЧС Правительства Омской области и 26-ти заседаниях межведомственного оперативного штаба.

На ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением талыми и паводковыми водами, потребовались значительные отвлечения денежных средств из федерального и областного бюджетов (более 35 млн. рублей выделено из бюджета Омской области и более 608 млн. - из федерального).

Анализ работы органов управления ТП РСЧС показывает, что в регионе была организована системная работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. В настоящее время, выработаны подходы, методы заблаговременно проводимой работы, позволяющей снижать последствия паводка.

Однако, по факту проверки отдельных элементов жилищно-коммунальной инфраструктуры и дорожного хозяйства, уже в период паводка, был установлен недостаточный уровень готовности соответствующих объектов и служб. 

Одной из основных причин этого, являются субъективные факторы, а точнее безответственность руководителей отдельных служб и объектов, отчитывающихся о готовности к паводку только на бумаге.

Были выявлены значительные проблемы по содержанию личных хозяйств и домовладений гражданами и подготовке их к весеннему паводку.

Есть примеры и субъективного хозяйствования, когда коллективы садоводческих хозяйств, дачных поселений, не согласовав ни с кем, оборудует «гидротехнические сооружения».

Отдельные владельцы земель сельхоз назначения весной, проявляя беспечность, либо преследуя иные цели, противодействуют отведению воды, перекрывая или наоборот, не давая перекрыть имеющиеся искусственные сооружения, что приводит к затоплению территорий населенных пунктов.

Указанные действия влияют не только на объемы и характер ущерба, но негативно отражаются на социально-экономическом климате, как в районе, так и в области в целом.

В подготовительный период к паводковому периоду 2017 года нами учтены указанные недостатки и организована соответствующая работа с населением муниципальных образований Омской области.

Паводок 2015-2016 годов мотивировал Правительство Омской области на принятие дополнительных мер по изучению гидрологии региона на специально созданном при Губернаторе Омской области научно-техническом совете, с привлечением ведущих специалистов природообустройства и водопользования, т.к. вопрос водоотведения для Омской области всегда стоял в числе приоритетных.

При подготовке региона к возможному паводку 2017 года, принимаются соответствующие меры.

На заседании КЧС Правительства Омской области в декабре 2016 года был утвержден комплексный план основных организационно-технических и профилактических мероприятий по защите населения и территорий Омской области в период прохождения весеннего половодья и снеготаяния в 2017 году.

Кроме того, в каждом муниципальном районе Омской области в течение 2016 года  фактически велись работы с перспективой на принятие дополнительных мер по водоотведению и включению вопросов по содержанию гидротехнических сооружений в региональную программу, а также вынесение данного вопроса на федеральный уровень.

В целях предупреждения подтоплений территории Омской области и принятия мер по снижению негативного действия вод в период весеннего половодья 2017 года в соответствии с поручением Губернатора Омской области создана межведомственная рабочая группа (распоряжение Губернатора Омской области от 26 декабря № 315-р), в состав которой вошли представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Омской области и организаций.    

Паводок 2015-2016 годов определил приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти региона, что должно позволить правильно расставить приоритеты, учесть недостатки, допущенные при прохождении паводка прошлых лет, и заблаговременно провести комплекс противопаводковых мероприятий на всех уровнях. Данная работа позволит минимизировать последствия паводка и значительно снизить материальный ущерб.

Уважаемый Владимир Андреевич, от имени Правительства Омской области и жителей Омской области хочу поблагодарить Вас лично и в Вашем лице Правительство Российской Федерации за оперативность, внимание и своевременно оказанную помощь денежными средствами и группировкой спасателей.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)