ДОКЛАД Статс-секретаря – заместителя Министра В.С. Артамонова «Перспективы развития законодательной базы»

Уважаемые коллеги!

МЧС России в рамках своих полномочий последовательно формирует и реализует государственную политику в области обеспечения безопасности населения. С учетом современных социально-экономических условий в 2016 году МЧС России внесены изменения в законодательство Российской Федерации. Они направлены на совершенствование системы управления, координации органов управления, сил и средств, системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также развитие комплексной системы подготовки различных категорий населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время инициировано внесение ряда изменений в законодательство Российской Федерации регулирующего правовые основы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленное на ее совершенствование в части управления как в период возникновения чрезвычайной ситуации, так и профилактики через развитие системы подготовки населения к подобным ситуациям.

СЛАЙД 4

В 2016 году вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С его принятием возникла необходимость приведения в соответствие нормативной правовой базы, регламентирующей правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе. Как и любой сложный закон, 141-ФЗ не свободен от недостатков, по поручению Министра мы проводим мониторинг правоприменительной практики закона, чтобы к маю 2017 года подготовить изменения в 141-ФЗ. Прошу начальников главных управлений и председателей КЧС активно включиться в работу!

СЛАЙД 5

В рамках реализации Федерального закона от 23 мая 2016 г.

№ 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработаны: 1 Указ Президента Российской Федерации («О некоторых вопросах прохождения службы сотрудниками федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»), 5 постановлений Правительства Российской Федерации, 1 Распоряжение Правительства Российской Федерации и 34 приказа МЧС России (в Министерстве юстиции прошли государственную регистрацию 10 приказов, 24 приказа находятся на стадии согласования)

В 2016 году разработан ряд важнейших нормативных правовых актов, позволяющих устранить существующие правовые пробелы, а также улучшить правовое регулирование деятельности Министерства и обеспечения безопасности населения.

СЛАЙД 6

Необходимость установления переходного периода в области обеспечения пожарной безопасности на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя обусловила принятие Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 301-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Принятие Закона позволило обеспечить выполнение требований нормативных документов при эксплуатации объектов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом реальных финансовых и организационных возможностей.

СЛАЙД 7

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» МЧС России принят федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море от 29 сентября 2014 год» № 484-ФЗ от 28.13.2016

Соглашение регулирует вопросы, связанные с оперативным оказанием помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуации в Каспийском море и его прибрежных зонах. Кроме того, Соглашением предусматриваются формы сотрудничества, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций в регионе, а также порядок предоставления взаимной помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций прикаспийскими государствами и содействия в упрощении транзита группам по оказанию помощи, следующих через их территорию.

СЛАЙД 8

В целях повышение адресности и эффективности предоставления гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, мер социальной поддержки, а также урегулирования вопросов отнесения населенных пунктов к зонам радиоактивного загрязнения (пересмотра границ этих зон) разработан и принят федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 Федеральный закон позволит обеспечить единообразное применение норм Закона и урегулирует возникающие спорные вопросы при назначении или прекращении предоставления мер социальной поддержки, в том числе при изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

 СЛАЙД 9

В целях совершенствования правового регулирования, создания и осуществления деятельности добровольной пожарной охраны разработан и сегодня рассмотрен на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране».

Принятие законопроекта позволит упростить создание и деятельность общественных объединений пожарной охраны, активизировать их работу, дополнительно стимулировать граждан к участию в добровольной пожарной охране.

СЛАЙД 10

В части обеспечения эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров разработан и внесен в Государственную Думу РФ проект федерального закона № 1080143-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», направленный на снятие избыточных административных барьеров на пути осуществления предпринимательской деятельности, а также приведение в соответствие его положений с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности.

СЛАЙД 11

На дальнейшее развитие институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях направлен внесенный в Государственную Думу проект федерального закона № 1177587-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности».

Законопроект призван законодательно урегулировать осуществление федерального государственного пожарного надзора на объектах метрополитена, а также в железнодорожных и автодорожных тоннелях, разграничив сферу деятельности МЧС России и Ростехнадзора на указанных объектах.

Законопроектом вносятся изменения в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность экспертных организаций и их должностных лиц за нарушение порядка оценки, а также фальсификацию результатов проведенной независимой оценки пожарного риска.

Реализация законопроекта будет способствовать повышению качества выполнения работ (услуг) по независимой оценке соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, уменьшению количества пожаров и гибели людей и, как следствие, укреплению пожарной безопасности на территории Российской Федерации.

СЛАЙД 12

С целью уточнения исключительных полномочий государственных органов по созданию профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), осуществляющих горноспасательное обслуживание объектов ведения горных работ, и закрепления данных полномочий за Правительством Российской Федерации по представлению МЧС России подготовлен и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Изменения обусловлены возникшей правовой неопределенностью в регулировании правоотношений, связанных с определением полномочий федеральных органов исполнительной власти в данной сфере, а также формальным характером имеющихся инструментов государственного контроля, что повлекло за собой стихийное развитие негосударственных горноспасательных формирований и создает предпосылки для формального отношения к обеспечению безопасности на ряде предприятий горнодобывающей отрасли.

Проект федерального закона № 95227-7 «О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разработан во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций». В перечень органов государственного пожарного надзора, определенный статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. введены территориальные и объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Также устанавливается, что руководители территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по должности одновременно являются главными государственными инспекторами территориальных и объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору.

Проект федерального закона согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, 16 января 2017 г. рассмотрен на Комиссии по законопроектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и 06 февраля 2017 г. внесен в Государственную Думу РФ.

Важно отметить, что 2017 год в МЧС России объявлен Годом гражданской обороны.

Продолжается совершенствование структуры гражданской обороны, ведется активная работа по внедрению и реализации новых подходов в органах государственной власти и местного самоуправления, которая заключается в разработке и принятии нормативных правовых актов, а также разработке методических рекомендаций по принятым нормативным правовым актам и размещению их на официальном сайте МЧС России.

СЛАЙД 13-14

Согласно плана организации законопроектной работы на 2017 год МЧС России запланирована подготовка следующих проектов федеральных законов:

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военном положении», внесение изменений вызвано необходимостью принятия единого понятийного аппарата по вопросам эвакуации населения в связи с изменениями общих принципов ее проведения, что отражено в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлении Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2016 г. № 61 «О внесении изменений в Правила эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы» (ДСП)

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданской обороне», в части наделения Правительства Российской Федерации полномочием по созданию сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части исключения положений, содержащихся в технических регламентах Евразийского экономического союза, принятых в установленном порядке («О безопасности средств индивидуальной защиты», «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения»).

О внесении изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в части определения правовых оснований по наделению государственных учреждений, подведомственных МЧС России, полномочиями по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

«О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и часть 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в части конкретизации материального ущерба от пожара по части 1 статьи 261 Уголовного Кодекса Российской Федерации необходимого для возбуждения уголовного дела.

«О внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в части включения положения в статью предусматривающее подготовку утверждаемого Правительством Российской Федерации порядка разработки Перечня критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы.

«О внесении изменений в Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

СЛАЙД 15

Приоритетными направлениями своей деятельности в 2017 году МЧС России видит:

 в обеспечении своего качественного роста в условиях ограниченных ресурсов.

Достижение данной задачи возможно при продолжении работы по совершенствованию законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данная стратегия будет способствовать не только снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций для населения, но и окажет влияние на стабильное экономическое развитие предпринимательства, что положительно отразится на социально-экономическом климате в стране.

в совершенствовании системы гражданской обороны с учетом современных требований, повышение уровня готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны к выполнению задач по предназначению. 

Эффективность данной работы  будет зависеть от своевременного и скорейшего принятия в субъектах Российской Федерации регионального законодательства «О гражданской обороне», в том числе на муниципальном уровне, что положительно отразится на эффективности управления силами и средствами, необходимыми для ликвидации чрезвычайных происшествий, оказанию помощи пострадавшим, а также восстановлению объектов жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры.

в совершенствовании правого обеспечения деятельности РСЧС.

в организации подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах.

 Спасибо за внимание!

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)