ДОКЛАД Руководителя Федерального агентства связи О.Г. Духовницкого "Организация взаимодействия Россвязи с МЧС России, администрациями субъектов Российской Федерации и операторами связи по управлению сетями связи в 2016 году (ликвидация последствий энергоблокады Крыма и тайфуна Лайнрок в Приморском крае). Задачи на 2017 год"
Уважаемый товарищ Министр, коллеги!
На проводимом сегодня МЧС России Всероссийском сборе представляю доклад о работе Федерального агентства связи в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, итогах 2016 года и задачами на 2017 год.
Уверен, что ни у кого не вызывает сомнений тезис о том, что важным элементом системы оповещения о ЧС и управления силами и средствами по ликвидации последствий ЧС является - надежная электрическая связь.
МЧС России для обеспечения своей деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС обеспечено связью за счет использования каналов связи сети связи общего пользования, а также собственных сил и средств, разворачиваемых в зоне чрезвычайной ситуации.
Администрации субъектов Российской Федерации и органы местной власти в условиях ЧС пользуются услугами связи, которые оказывают операторы связи.
Не менее важным фактором в ЧС является возможность пользования услугами связи населения, находящегося в зоне ЧС или в местах временного размещения.
Таким образом, надежность управления силами и средствами МЧС России и других органов власти, а также своевременность оповещения населения полностью зависят от целостности, устойчивости функционирования и безопасности сети связи общего пользования – важнейшего элемента единой сети электросвязи Российской Федерации, особенно в условиях деструктивного воздействия последствий ЧС на узлы связи и линии связи.
Не менее важным является организация обеспечения населения в зоне ЧС услугами почтовой связи и в первую очередь своевременная выдача пенсий, социальных пособий, федеральных и региональных выплат и компенсаций непосредственно наличными деньгами, в том числе в местах временного размещения.
Слайд 1
Нормативная правовая база, регулирующая работу Россвязи в том числе и в режиме ЧС представлена на слайде.
Агентство при возникновении ЧС природного и техногенного характера имеет особые полномочия.
Полномочия установлены:
- положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 320.
- положением о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время ЧС природного и техногенного характера постановлением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 895;
- правилами подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2004 года № 103.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами Россвязь:
- организует выполнение мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи Российской Федерации при ЧС;
- принимает решение о приостановлении или ограничении использования сетей связи и средств связи на основании анализа состояния любых сетей связи и средств связи в зоне ЧС;
- определяет организации связи, ответственные за обеспечение взаимодействия всех организаций связи во время ЧС, их полномочия по управлению и восстановлению сетей связи устанавливает сроки действия ограничений (запретов).
- ведет учет данных о наличии ресурсов сетей электросвязи, входящих в сеть связи общего пользования, выделенных сетей связи.
Слайд 2
В рамках действующей нормативной правовой базы Россвязью разработан и утвержден Порядок выполнения мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи Российской Федерации при ЧС.
Этот алгоритм выглядит следующим образом:
При получении информации о возникновении ЧС в Россвязи начинает работу оперативная группа Россвязи.
Оперативная группа организует взаимодействие с Национальным центром управления кризисных ситуаций МЧС России (НЦУКС), Комиссией по ЧС, ответственным дежурным Минкомсвязи России, Ситуационным центром Роскомнадзора, Центрами управления связью спецпользователей и операторами связи.
В НЦУКС и КЧС уточняется информация о ЧС.
Операторам связи доводится (в части касающейся):
- информация о ЧС;
- указания по обеспечению особого режима эксплуатации сетей связи (введение запретов, приостановлений и ограничений, создание аварийно-восстановительных команд (АВК) и аварийных запасов и т.п.);
- указания на назначение ответственных должностных лиц;
- порядок и сроки докладов о состоянии сетей связи.
При необходимости в дополнение к службе оперативных дежурных организуется круглосуточное дежурство ответственных должностных лиц Россвязи и членов оперативной группы Россвязи.
На основании информации о ЧС от НЦУКС и докладов операторов связи проводится оценка воздействия ЧО на узлы, линии связи и сеть связи в целом.
По обращениям спецпользователей и НЦУКС, в отдельных случаях по решениям Государственной комиссии по ЧС (в случае ее создания), оперативная группа Россвязи готовит предложения по организации связи в зоне ЧС и мероприятиям по восстановлению узлов связи и линий связи.
Принятые Россвязью решения оформляются соответствующими распоряжениями и направляются операторам связи Правительственными телеграммами.
Слайд 3
Основные мероприятия, проводимые Агентством в зоне ЧС природного (пожары и наводнения) и техногенного характера включают:
- техническое обеспечение оповещения населения на опасных территориях;
- оценка повреждений сооружений связи;
- эвакуация работников связи из зоны пожаров;
- организация защиты сооружений связи от пожаров;
- организация восстановления работоспособности сетей связи;
- мониторинг оказания универсальных услуг связи в зоне ЧС;
- организация обеспечения услугами электрической и почтовой связи в зоне ЧС и пунктах временного размещения населения, пострадавшего в результате ЧС.
Слайд 4
На слайде представлена технология получения основной информации используемой для принятия решений.
Для организации управления сетями связи и подготовки к использованию ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, Федеральное агентство связи ведет учет данных о наличии ресурсов сетей электросвязи, входящих в сеть связи общего пользования. Эта информация также используется при организации управления по восстановлению сетей электросвязи при чрезвычайных ситуациях.
Порядок, состав и сроки представления указанной информации определены приказом Минкомсвязи России от 26.08.2014 № 258.
Для учета и использования информации о сетях связи в электронном виде Россвязью разработана и используется подсистема учета сетей электросвязи в информационной системе Россвязи.
Информация вводится операторами связи через Личный кабинет на официальном сайте Агентства.
Слайд 5
Важной задачей, которая стоит перед МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации, является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.
Одной из важнейших функций, которая должна быть реализована в Системе «112», это возможность обратного вызова от оператора ЕДДС абоненту, который обратился за помощью.
Для этого необходимо знать местонахождение абонента.
Реализация этой функции обеспечивается передачей по сети связи маршрутного номера, который формируется оборудованием оператора связи.
На Россвязь будет возложены полномочия по ведению реестра маршрутных номеров.
Справочно: Проект постановления правительства о возложения на нас полномочий по ведению реестра Минкомсвязь России разрабатывает.
Для ведения реестра маршрутных номеров введена в эксплуатацию специальная подсистема Информационной системы Россвязи.
В настоящее время Система-112 функционирует в полном объеме на территории Курской и Калужской областей, Республики Татарстан. Вводится в эксплуатацию Система-112 на территории Московской, Тульской и Липецкой областей, Хабаровского края, Республика Коми, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Слайд 6
В рамках выполнения своих функций и реализованных технических решений Россвязь принимала активное участие в организации восстановления сетей связи в ЧС.
Краткий анализ за последние годы:
- 2009 год – катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС.
- июль - август 2010 года – лесные пожары в центре России;
- июль – сентябрь 2013 года - крупномасштабного наводнение на территории Дальневосточного федерального округа;
Последствия ЧС и мероприятия организованные Россвязью совместно с МЧС России показаны на слайде.
Слайд 7
Более подробно хочу остановиться на двух ЧС, которые подвинули нас к серьезной оценке наших действий, организации еще более тесного взаимодействия с МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации.
Это, прежде всего, энергоблокада Крыма в конце 2015 года – 2016 году.
В результате резкого ограничения количества предоставляемой электроэнергии на территории Республики Крым и г. Севастополя были отключены более 65% базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи, более 50 % АТС.
На сети почтовой связи более 90% отделений не могли оказывать услуги из-за отсутствия электроэнергии.
Было организовано:
- установка и введение в эксплуатацию более 300 автономных источников электропитания, полученных от МЧС России и мощных дизель генераторов (ФГУП РСВО/Россвязь);
- ведение мониторинга работоспособности сетей связи;
- выявление наиболее проблемных территорий с полным отсутствием доступности услуг связи;
- в координации с КЧС Республики Крым и г. Севастополя, их администраций связи обеспечение горюче-смазочными материалами, охрана и эксплуатация дополнительно установленных источников автономного электропитания.
- своевременная выдача населению пенсий ФГУП «Почта России».
Слайд 8
Ликвидация последствий тайфуна Лайнрок в Приморском крае в 2016 году.
В связи с подтоплением и разрушениями в результате прохождения тайфуна «Лайонрок» в Приморском крае на территориях 25 муниципальных образований был введен режим ЧС.
В зоне бедствия более 50 населенных пунктов оказались лишенными всех видов электросвязи. При этом свыше 35 000 абонентов оказались без фиксированной телефонной связи, и около 14 000 – без доступа к сети Интернет.
Более 150 базовых станций сети подвижной радиотелефонной связи оказались без электропитания.
Было организовано:
- обеспечение по заявкам операторов связи Приморского края источниками автономного электропитания, полученных от МЧС России;
- выделение спутниковых каналов связи для обеспечения внутризоновой и междугородной связью с рядом муниципальных районов;
- проведение аварийно-восстановительных работ на сетях электросвязи силами 39 аварийно-восстановительных бригад;
- взаимное использование ресурсов сетей подвижной радиотелефонной связи – введен режим аварийного межсетевого роуминга;
- оказание услуг связи абонентам при отрицательном балансе средств на счете;
- своевременная выдача населению пенсий, пособий, федеральных и региональных компенсаций с использованием ФГУП «Почта России» мобильных отделений почтовой связи и транспортных средств МЧС России, в том числе и в пунктах временного размещения.
Слайд 9
Анализируя деятельности Федерального агентства связи в ЧС можно сделать вывод: полномочия в сфере организации управления сетями связи в ЧС в рамках действующих нормативных правовых актов реализуются Россвязью в полной мере.
Вмести с тем, приобретенный нами опыт работы при ЧС показал, что для обеспечения более эффективного управления сетями связи при ЧС необходима серьезная доработка действующих нормативных правовых актов и выполнение ряда мероприятий направленных на организацию взаимодействия с МЧС России, администрациями субъектов Российской Федерации.
Учитывая это, мы провели заседание Президиума Научно-технического совета Россвязи, где обсудили следующие основные вопросы.
Это:
- анализ влияния ЧС (наводнений, пожаров, длительного отключения электроэнергии) на целостность и устойчивость функционирования сетей связи Российской Федерации;
- алгоритм выработки предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью минимизации последствий указанных ЧС в части гарантированного обеспечения органов управления и населения в районах чрезвычайных ситуаций услугами связи.
Заседание Президиума НТС прошло в Крыму (в г. Севастополе), где ЧС в 2015 – 2016 году обозначила наиболее острые проблемные вопросы в части:
- обеспечения живучести сетей связи;
- обеспечения услугами связи органов управления и населения;
- выполнения организационно-технических мероприятий Россвязью, операторами связи и администрациями субъектов Российской Федерации в условиях длительного нахождения в ЧС, связанной с отсутствием электроэнергии.
На заседание Президиума НТС Россвязи присутствовали представители МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов Российской Федерации и операторов связи, которые высказали свое видение острых проблем, предложили пути их решения и дали конкретные предложения, направленные:
- на решение организационных вопросов обеспечения взаимодействия с МЧС России, администрациями субъектов Российской Федерации и операторами связи.
- на разработку и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.
Слайд 10
Часть организационных мероприятий обозначенных в решении выше упомянутого НТС Россвязи была выполнена в 2016 году.
1. Подготовлено и подписано между Россвязью и МЧС России Соглашение об информационном взаимодействии – как основа дальнейших действий.
2. Утвержден Регламент организации информационного обмена между службой оперативных дежурных Россвязи и Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС).
3. Разработан и утвержден Порядок выполнения Агентством мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи Российской Федерации и сети почтовой связи при ЧС.
4. Россвязью подготовлены и согласованы с МЧС России типовые сценарные условия для проведения во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тренировок по обеспечению связью в условиях ЧС и восстановлению сетей связи.
Представляется особо важным решение руководства МЧС России в конце декабря 2016 года о направлении Типовых сценарных условий своим территориальным подразделениям и органам исполнительной власти всем субъектов Российской Федерации, за что хочется поблагодарить Вас, уважаемый Владимир Андреевич особо.
Слайд 11
На слайде представлены задачи, поставленные на 2017 год в части доработки нормативной правовой базы.
Это мероприятия, направленные, прежде всего на разработку и внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.
На наш взгляд необходима организация работы по совершенствованию нормативной правовой базы в части::
1. Изменения в постановления Правительства Российской Федерации:
- от 31.12.2004 № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении или ограничении использования любых сетей связи и средств связи во время ЧС природного и техногенного характера», в части организации мониторинга и установления порядка организации и проведения тренировок для обеспечения контроля за готовностью сетей связи к ЧС.
- от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», предусматривающих право Минкомсвязи России разработать и утвердить «Перечень мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе при чрезвычайных ситуациях», интеграцию систем связи для целей управления и оповещения в режимах ЧС;
- «Об утверждении Правил оказания услуг связи» в части оказания населению услуг связи в зоне ЧС и пунктах временного пребывания, с учетом обеспечения возможности введения операторами связи особых тарифов на оказываемые услуги связи вплоть до установления лимитов бесплатного оказания услуг связи, а также включая повышенных тарифов на сверхлимитные объемы.
2. В приказы Мининформсвязи России и Минкомсвязи России:
- от 27.09.2007 № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»;
- от 08.08.2005 № 97 «Требования к построению телефонной сети связи общего пользования», предусматривающие требования по обеспечению взаиморезервирования сетей электросвязи.
- во все приказы Минкомсвязи России, устанавливающие обязательные требования к средствам связи, в части сохранения настроек программного обеспечения и установленных режимов функционирования в энергозависимой памяти для обеспечения восстановления работоспособности средств связи при восстановлении подачи электропитания после перерывов.
3. Также представляется необходимым подготовить проект приказа Минкомсвязи России «Об утверждении требований к построению сети связи общего пользования в части обеспечения надежности энергообеспечения средств связи, включая использование альтернативных источников электропитания».
Агентством в 2016 году была начата работа по разработке проектов указанных нормативных правовых актов.
К маю 2017 года основная часть проектов будет подготовлена, рассмотрена на заседаниях соответствующих секций НТС Россвязи и установленным порядком внесена в Минкомсвязь России.
Слайд 12
Еще одна важная задача на 2017 год - необходимость проведения тренировок по выполнению мероприятий в условиях ЧС на сетях связи и обеспечению услугами связи при ЧС.
В тренировках участвуют органы управления (Россвязь и МЧС России), администрации субъектов Российской Федерации и операторы связи.
Тренировки проводятся в рамках плановых всероссийских командно-штабных учений, организуемых МЧС России, тренировок ГО ЧС, проводимых в субъектах Российской Федерации, а также по отдельному плану.
В ходе тренировок с администрациями субъектов Российской Федерации и операторами связи отрабатываются вопросы организации взаимодействия по:
- предупреждению операторов связи о возможном возникновении ЧС и ее воздействии на инфраструктуру сетей связи;
- получению объективной информации об оказании услуг связи на территориях ЧС;
- обеспечению условий деятельности операторов связи по ликвидации последствий ЧС;
- обеспечению услугами связи аварийно-спасательных команд, органов государственной власти, населения при ЧС.
Для отработки вопросов организации взаимодействия предусматривается реагирование на ЧС следующих типов применительно к территориям, на которых такие ситуации наиболее вероятны:
- неблагоприятные метеорологические явления;
- природные пожары;
- землетрясения;
- масштабное отключение электропитания;
- локальные техногенные ЧС.
Слайд 13
В ходе проведения тренировок будут отрабатываться вопросы в соответствии с тремя типовыми сценариями:
1. В результате воздействия ЧС нарушена инфраструктура связи, воздействие в отношении населения незначительно:
2. В результате воздействия ЧС оказано негативное воздействие на всю территорию, в том числе и инфраструктуру связи:
3. В результате воздействия ЧС на инфраструктуру связи оказано несущественное негативное воздействие при значительном негативном воздействии в отношении населения.
Мероприятия выполняемые Россвязью в соответствии со сценарными условиями показаны на слайде.
С целью обеспечения эффективной и качественной организации мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи в ЧС Россвязь запросила в МЧС России и Росгидромете перечень регионов и территорий Российской Федерации, в наибольшей мере подверженных негативному воздействию ЧС природного и техногенного характера, которые могут привести к серьезным нарушениям обеспечения связью органов исполнительной власти и населения.
Полученная информация будет использоваться, в том числе для планирования проведения тренировок в соответствии с утвержденными сценарными условиями.
На наш взгляд необходимо проведение в первую очередь тренировок на территории Приморского края и Калининградской области.
Предлагаем тренировки провести в следующие сроки:
Приморский край – апрель 2017 года;
Калининградская область – сентябрь 2017 года.
В тренировках должны принять участие операторы связи, оказывающие услуги связи на территории этих субъектов Российской Федерации, администрации этих регионов, территориальные органы МЧС России и Федеральное агентство связи.
Тренировки должны быть тщательно спланированы, все документы заранее проработаны и согласованы.
По результатам проведения тренировок будет отработано взаимодействие органов управления и операторов связи, уточнена информация об операторах связи и сетях связи, их возможностях по ликвидации последствий негативного воздействия ЧС на инфраструктуру связи.
Кроме того результаты этой работы будут учтены при планировании тренировок в 2018 году.
Слайд 14
Благодарю за внимание!