ДОКЛАД Заместителя Министра О.В. Баженова «Об итогах работы в сфере кадрового обеспечения, надзорной деятельности и реализации программ развития системы МЧС России»

Уважаемый товарищ Министр Российской Федерации!

Уважаемые коллеги!

Основные усилия Министерства были направлены на дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противодействие техногенным и природным угрозам и вызовам, имевшим место в 2016 году.

Все поручения Президента и Правительства Российской Федерации, а также решения Коллегии МЧС России выполнены.

Спланирован и реализован комплекс тактических, организационных, профилактических и технических мероприятий по всем направлениям деятельности Министерства, способствовавших снижению рисков возникновения ЧС, размеров ущерба и потерь от них, повышению доверия населения и предпринимательского сообщества.

По результатам независимого опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения МЧС России в истекшем году было признано лидером по открытости деятельности органов госвласти.

Это в первую очередь стало возможно благодаря внедрению новых форм и методов работы при осуществлении надзорных функций, связанных со снижением администрирования бизнеса, введением риск-ориентированного модели осуществления проверок, развитием профилактической работы.

Слайд 2 (Внедрение РОП)

Детально остановлюсь на наиболее значимых аспектах проведенной работы по данному направлению:

Во-первых. В порядке исполнения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора реализовано ограничение о проведении плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ст. 26.1 294-ФЗ от 26.12.2008, вступила в силу с 01.01.2016).

С учетом вышеуказанных требований количество плановых проверок по линии МЧС России в 2016 году по сравнению

с 2015 годом было сокращено на 24% (2016 год – 134 244 проверок, 2015 год – 176 781 проверка).

Во-вторых. Принятопостановление Правительства № 806

(от 17.08.2016 г.), согласно которому, при осуществлении пожарного надзора введен риск-ориентированного подход.

Слайд 3 (806-ФЗ – Категории рисков)

Все объекты, исходя из класса потенциальной опасности и видов деятельности хозяйствующих субъектов, категорированы на

5 степеней риска. Основными являются категории высокого и значительного риска, проверки, в отношении которых будут проводиться раз в 3 и 4 года соответственно.

По своему функционалу – это объекты образования, здравоохранения, социальной сферы, детские оздоровительные лагеря, объекты с массовым пребыванием людей. Сегодня на учете находится более 300 тыс. таких объектов.

Свыше 730 тыс. малозначимых объектов попали в низкую категорию риска. Проверки в отношении них осуществляться не будут.

Перечни объектов защиты, которым присвоены категории риска, а также планы проверок сформированы и размещены на сайте Министерства. Количество запланированных проверок в 2017 году снижено на 35% (в 2017 году – спланировано 87 336 проверок, в 2016 году – спланировано 134 244 проверки). Высвободившееся рабочее время инспекторского состава перераспределено для осуществления комплексной профилактической работы.

В третьих. С целью обеспечения перехода на новые формы и методы работы разработаны и зарегистрированы в Минюсте России Административные регламенты исполнения госфункций по надзору в области гражданской обороны, ЧС и пожарной безопасности (приказы МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 и от 07.12.2016 г. № 665).

Слайд 4 (Профилактическая работа)

Данные документы определяют порядок проведения как надзорной, так и профилактической деятельности, осуществляемой в формах: правового просвещения и информирования, а также плановых (рейдовых) осмотров населенных пунктов и территорий, чего не было раньше.

Также, утверждены перечни сезонных профилактических операций по предупреждению ЧС и пожаров (распоряжение МЧС России от 10.10.2016 г. № 448) реализуемых во взаимодействии с органами госвласти и местного самоуправления.

Главками по субъектам с учетом специфики возможных рисков утверждены и опубликованы на официальных интернет-сайтах Программы профилактики нарушений обязательных требований в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Четвертое. С учетом применения риск-ориентированного подхода в истекшем 2016 году разработана и утверждена организационно-штатная структура органов управления и подразделений надзорной деятельности ФПС ГПС МЧС России и проведена оптимизация структуры подразделений надзорной деятельности и профилактической работы.

Одновременно, в соответствии с 448-м Федеральным законом (от 30.12.2015) и решениями, принятыми руководством Министерства (протокол от 27.10.2016 №18-ВП), с 1 января т.г. объектовые подразделения ФПС наделены полномочиями по осуществлению пожарного надзора.

Пятое. Продолжена работа по нормативному правовому регулированию системы обеспечения безопасности.

Слайд 5 (Регламент ЕЭС)

Приоритетным направлением в данной области является проект техрегламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

Соответствующий проект технического регламента прошел процедуру межгосударственного и внутригосударственного согласования и внесен в Евразийскую экономическую комиссию для утверждения международным договором.

Принятие данного регламента планируется в первом полугодии 2017 г., вступление в силу – в III квартале 2018 года.

Продолжается законопроектная работа в целях снижения администрирования надзорной функции.

Слайд 6 (Снижение администрирования)

Госдумой в I чтении одобрен проект федерального закона, направленный на устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности и дальнейшее развитие института негосударственного контроля на объектах защиты и территориях.

В закон «О пожарной безопасности» вводятся понятия «аудита безопасности», «эксперта по независимой оценке риска» и

«заведомо ложного заключения». Закрепляется административная ответственность за недобросовестное выполнение работ в указанной сфере.

Кроме того, законопроект предусматривает поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, реализация которых позволит сократить бремя административной ответственности на бизнес более чем в три раза (снижение штрафов с 500 тыс. до 150 тыс. рублей).

Шестое. Сегодня Министерство под руководством Открытого правительства активно участвует в реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Слайд 7 (Паспорт – Реформа надзорной деятельности)

Нами подготовлен и в установленном порядке внесен в Проектный комитет проект паспорта приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России», включающий основные направления развития надзоров в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и лицензионного контроля.

Слайд 8 (Паспорт – главные цели)

Главными целями паспорта являются:

1. Снижение количества смертельных случаев, числа пострадавших и травмированных по контролируемым видам рисков к концу 2018 года не менее чем на 10% от уровня 2015 года, а к 2025 года – не менее чем на 30%.

2. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков к концу 2018 года не менее чем на 10% от уровня 2015 года, а к концу 2025 года – не менее чем на 30%.

3. Снижение при осуществлении государственного контроля и надзора административных издержек для организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности к концу 2018 не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом года, а к концу 2025 года – на 50%.

4. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля и надзора, в 2 раза к концу 2025 года.

5. Увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МЧС России к концу 2018 года на 35% по сравнению с 2016 годом, а к концу 2025 года – на 70%.

Слайд 9 (Показатели оснащенности)

Повышенное внимание уделяется вопросам переоснащения подразделений МЧС России.

В рамках проводимой работы повышения технического уровня сил и средств Министерства на основе внедрения передовых образцов техники, совместно с ведущими научными организациями, МЧС России применена новая экономическая модель – «принцип управления результатом» (ранее применялась экономическая модель «принцип управления ресурсами»), которая ориентирована на получение конкретного результата с учетом состояния укомплектованности реагирующих подразделений, прогнозных значений региональных рисков и важнейших федеральных задач.

Данный подход к формированию Плана строительства и развития сил и средств МЧС России позволил обеспечить:

целенаправленный выход основных показателей, характеризующих возможности реагирующих подразделений МЧС России по предупреждению и ликвидации ЧС на запланированные значения;

рациональное распределение ресурсов между реагирующими подразделениями в соответствии с основными приоритетами развития МЧС России, прогнозируемыми значениями региональных рисков;

снижение объема нагрузки на бюджет вследствие исключения необоснованных заявок на закупку образцов техники, оборудования и экипировки.

Основными целями Плана переоснащения органов управления и сил Министерства являются:

усиление авиационной группировки и внедрение современных авиационных пожарно-спасательных технологий (оснащение самолетами и вертолетами, дооснащение воздушных судов авиации МЧС России специальной техникой и специализированным оборудованием, оснащение реагирующих подразделений беспилотными воздушными судами);

Справочно: в 2016 году было закуплено и поставлено беспилотных воздушных судов (БВС) – 757 шт. (в том числе 650 шт. - Phantom 3 и 107 шт. - DJI Inspire 1), таким образом группировка БВС на 1 ноября 2016 года составляет 1044 шт.

Кроме того, закуплено вертолетов: Ми-8АМТ – 1 ед.,

Ми-8МТВ – 4 ед., таким образом группировка вертолетов Ми-8 к концу 2016 года составит - 38 ед.

переоснащение пожарных подразделений современной техникой и оборудованием:

многофункциональной и высокоэффективной техникой, в том числе универсальными пожарно-спасательными автомобилями, оснащенными медицинскими модулями для эвакуации пострадавших, пожарными судами, высокопроизводительными насосно-рукавными комплексами, позволяющими ликвидировать как ландшафтные пожары, так и чрезвычайные ситуации, вызванные наводнениями и авариями на объектах жилищно-коммунальных хозяйств, а также робототехническими комплексами;

Справочно: в 2016 году закуплено и поставлено пожарных автоцистерн с улучшенными тактико-техническими характеристиками с объемом цистерны 3,2 м. куб. АЦ 3,2-40/4 (5387) «Розенбауер» в количестве 104 ед.

Дополнительно в рамках повышения уровня оснащения подразделений ФПС современной техникой задействованных в мероприятиях ФИФА – 2018 запланировано к поставке еще 44 ед. «Розенбауер».

образцами техники, имеющими инженерное оборудование для работ по обустройству заградительных полос, завалов, утилизации радиоактивных и химических опасных веществ;

средствами защиты, приборами контроля состояния здоровья и местонахождения пожарных и спасателей, а также создание запасов огнетушащих веществ различного назначения, специальной защитной одежды и оборудования;

Справочно: в 2016 году в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) закуплено:

дыхательные аппараты со сжатым воздухом с замкнутым циклом дыхания (с временем защитного действия не менее 4 часов) – 500 шт.

дыхательные аппараты со сжатым воздухом с открытым циклом дыхания - 9 048 шт.

вне ГОЗ:

костюм защитный Л-1 в количестве 299 шт.

системами управления на основе новых средств связи и телекоммуникационных технологий, системами космического мониторинга.

На сегодняшний день Министерством завершена работа по выполнению мероприятий первого этапа Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016 - 2020 годы. По состоянию на 2016 год достигнуты следующие показателей укомплектованности:

в спасательных воинских формированиях – укомплектованность современной техникой составляет 55% (при плановом значении – 43% от общего количества образцов техники и вооружения);

в поисково-спасательных формированиях укомплектованность средствами ведения аварийно-спасательных работ – 87%

(при плановом значении – 81%);

в подразделениях ФПС укомплектованность пожарной техникой– 86% (при плановом значении – 85%).

Слайд 10 (Совершенствование системы МТО)

В целях совершенствования системы материально-технического обеспечения и повышения эффективности её функционирования в сложившихся экономических условиях произведено совершенствование нормативной правовой базы.

Осуществлено формирование 48 Федеральных автономных учреждений «Центр материально-технического обеспечения ФПС по субъекту Российской Федерации» с выполнением 100% государственного задания и приносящей доход деятельности.

Сокращено на 50% количество служебного легкового автотранспорта, не задействованного в оперативном реагировании, с дальнейшей его реализацией в установленном порядке.

Слайд 11 (Контрактная служба)

В целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, экономии бюджетных средств, предотвращения коррупции и других злоупотреблений подготовлен приказ «О контрактной службе МЧС России»

(от 24.06.2016 № 341), которым концептуально изменен подход в организации деятельности в области осуществления закупок для обеспечения нужд системы МЧС России.

Со II второго квартала 2016 года коренным образом изменился порядок приемки товаров (продукции). В соответствии с решением Коллегии МЧС России в каждом Главке созданы приёмочные комиссии, разработана и согласована с Генеральной прокуратурой Методика приемки товаров (продукции).

Слайд 12 (План капитального строительства)

Продолжается работа по направлению инвестиций в основные фонды подразделений МЧС России, их текущего и капитального ремонта.

В соответствии с ассигнованиями, выделенными в бюджете Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов сформирован План строительства, реконструкции объектов недвижимости МЧС России, который соответствует утвержденному Правительством Российской Федерации государственному оборонному заказу и отвечает подходам к формированию федерального бюджета, принятым на заседании Правительства Российской Федерации 7 июля 2016 года.

Слайд 13 (Направление инвестиций)

Поставленные руководством страны задачи сбережения и эффективного расходования бюджетных средств, всемерного поддержания достигнутого и дальнейшего повышения уровня социальной обеспеченности и комфортных условий труда военнослужащих, сотрудников внутренней службы и гражданского персонала, диктуют необходимость новых подходов к осуществлению капитального и текущего ремонта объектов недвижимости МЧС России.

Так, в 2016 году достигнуты положительные результаты целевого доведения лимитов бюджетных обязательств 1 600 (тысяче шестиста) реагирующим пожарно-спасательным частям и подразделениям аварийно-спасательных формирований на цели приведения в порядок зданий, строений и сооружений.

Успешно выполнен в 2016 году план капитального ремонта объектов реагирующих подразделений МЧС России, в том числе в рамках подготовки к предстоящему чемпионату мира по футболу в 2018 году.

Слайд 14 (Федеральный закон 141-ФЗ)

Сегодня одним из главных факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности Министерства, является система кадрового обеспечения.

При переходе на новую трехуровневую систему управления вопрос подбора и расстановки кадров является наиболее актуальным.

Данная работа организована в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации, решениями Коллегии и военного совета спасательных воинских формирований МЧС России и направлена на повышение уровня готовности территориальных органов и реагирующих подразделений к выполнению задач по предназначению, а ее ключевым приоритетом является социальная защищенность пожарных и спасателей.

С целью социальной защищенности сотрудников федеральной противопожарной службы в 2016 году завершена работа по сопровождению проекта федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе». 23 мая 2016 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон  № 141-ФЗ «О службе в ФПС».

Данный Федеральный закон устанавливает правовой механизм формирования кадрового состава федеральной противопожарной службы, системы непрерывной профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также другие аспекты затрагивающие вопросы прохождения службы.

Слайд 15 (Образовательные организаций)

Подготовка кадров для системы МЧС России на сегодняшний день осуществляется в 7 образовательных организаций МЧС России высшего образования, 20 учебных центров федеральной противопожарной службы, распределенных равномерно по территории Российской Федерации. Образовательная сеть организаций МЧС России реализует более 25 программ высшего и свыше 100 дополнительного профессионального образования.

Слайд 16 (Количество обучаемых)

В данных организациях в 2016 году прошло обучение 49 528 человек (плановый целевой показатель по реализации «майских» Указов Президента в 2016 году составлял 46 000 человек).

Осуществлен выпуск 2 830 специалистов, в том числе окончивших с дипломом с отличием – 364 человек и 43 человека с «золотой медалью».

Сегодня, территориально распределенная сеть образовательных организаций МЧС России способна на основе мощного научно-педагогического потенциала и современных образовательных программ и технологий качественно выполнять не только кадровый заказ Министерства, но и осуществлять подготовку руководителей и специалистов системы РСЧС.

Слайд 17 (Подготовка кадров «Системы-112»)

В образовательных организациях МЧС России проходит первоначальное обучение персонал дежурно-диспетчерских служб органов госвласти, интегрированных с «Системой-112». В 2016 году подготовлено порядка 3 тыс. специалистов в данной области.

В целях совершенствования системы подготовки кадров в 2016 году проведен комплекс мероприятий, направленных на реорганизацию учебных центров ФПС путем изменения их типа на федеральные автономные учреждения. Объем средств, получаемых учебными центрами за счет внебюджетной деятельности увеличился на 8 млн. рублей (2015 – 91 млн.; 2016 – 99,8 млн.).

Слайд 18 (Ветераны)

Одним из наиболее важных направлений деятельности в 2016 году стала поддержка ветеранских организаций МЧС России.

В системе МЧС России насчитывается 993 ветеранских организации, на учете состоит 88 212 человек, в том числе – 1 991 ветеран Великой отечественной войны.

Сегодня ветераны активно принимают участие в жизни Министерства. Основные усилия деятельности ветеранских организаций сосредоточены на работе по патриотическому воспитанию молодежи, увековечению памяти погибших при исполнении служебного долга, социально-правовой защите ветеранов и членов их семей.

Передовая свой богатейший опыт ветераны вносят значительный вклад в решение задач, стоящих перед МЧС России.

Слайд 19 (Отчетно-выборная конференция)

В 2016 году нами проведено отчетно-выборное собрание ветеранской организации ведомства. Главной темой повестки дня стало подведение итогов ее работы и избрание председателя Центрального совета ветеранов. Единогласно главой организации был избран ее бессменный лидер, участник Великой Отечественной войны, генерал-лейтенант в отставке, легенда нашего министерства Дмитрий Иванович Михайлик, отметивший в 2016 году своё 96-летие.

В рамках проводимой работы кадровыми подразделениями уделяется особое внимание социально-защищенных сотрудников министерства, а это и многодетные семьи, матери (отцы) одиночки, беременные и другие категории сотрудников.

Уважаемый товарищ Министр Российской Федерации!

Слайд 20 (Приоритетные направления)

В заключение своего доклада хочу отметить приоритетные направления работы в 2017 году:

Первое: Это скоординированная реализация подразделениями и организациями МЧС России в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности мероприятий паспорта приоритетного проекта, направленных на:

развитие системы оценки рисков и управления ими при осуществлении всех видов государственного контроля и надзора, отнесенного к компетенции МЧС России;

внедрение системы оценки результативности и эффективности надзорных органов;

систематизацию, сокращение количества и актуализация обязательных требований;

совершенствование системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;

внедрение эффективных механизмов кадровой политики и системы профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной сфере;

автоматизацию контрольно-надзорной деятельности.

Второе. Это определение новых подходов и способов по внедрению инновационных разработок и роботизации в системе

МЧС России, в том числе, повышение оснащенности современными техническими средствами реагирующих подразделений МЧС России, а также эффективности применения сил средств МЧС России при ликвидации ЧС и проведения аварийно-спасательных работ.

Третье. Это эффективное использование бюджетных средств и основных фондов для решения федеральных задач в новых экономических условиях.

Снижение эксплуатационно-коммунальных расходов на содержание недвижимого имущества и распределение высвобожденных денежных средств на более значимые социальные проекты;

Четвертое. Совершенствование системы подготовки кадров, в том числе на основе развития приносящей доход деятельности;

Дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в области прохождения службы и трудовых отношений в системе МЧС России в целях сохранения профессионального ядра и повышения качества отбора на службу в МЧС России, а также их социальной защищенности.

Доклад закончил. Благодарю за внимание.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
+7 (495) 983-79-01
Справочная МЧС России
+7 (495) 400-99-99
Единый «телефон доверия»
info@mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)