ДОКЛАД Заместителя Губернатора Новосибирской области С.Н. Сёмки «Итоги деятельности территориальной подсистемы РСЧС Новосибирской области в области защиты населения и территорий, состояние гражданской обороны в 2016 году и задачи на 2017 год по их совершенствованию»
Важнейшими целями развития цивилизации на различных этапах ее существования было достижение все более высокого уровня жизни населения, обеспечения его благополучия и безопасности. Эти приоритеты сохраняются и сейчас, однако значение безопасности, ее вес в общей характеристике жизни в настоящее время значительно выросли.
В 2016 году основные направления деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения были сосредоточены на предупреждение чрезвычайных ситуаций, оперативное реагирование и ликвидацию последствий в кратчайшие сроки.
В истекшем году органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Новосибирской области реагировали на 2 чрезвычайных ситуации и более 10000 оперативных событий, в том числе на 51 социально-значимых резонансных происшествий;
Наиболее значимыми по масштабам было реагирование на
2 крупных дорожно – транспортных происшествия;
14 июняв районе н.п. Линёво Искитимского района, где пострадало 18 человек (из них 12 детей).
6 сентября в районе н.п. Кошкуль Чановского района, В результате погибло 6 человек (4 взрослых, 2 детей), 1 ребенок (мальчик 2013 г.р.) в тяжелом состоянии был доставлен в ЦРБ.
Происшествие, с нарушением теплоснабжения;
04 января в г.Новосибирске, в результате которого под отключение попали 34 многоквартирных жилых домов (проживают около 4850 жителей), 3 социально-значимых объекта.
Происшествие, с нарушением водоснабжения;
23 ноября Под отключение попало 1258 объектов п. Пашино (количество проживающего населения около 33350 человек, котельных - 3, социально-значимых объектов – 19
1 происшествие, связанное с нарушением электроснабжения;
21.09.2016 г. в Черепановском районе Новосибирской области. нарушено энергоснабжение в 17 населенных пунктах, в которых проживает 23185 жителей,.
и другие.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество ЧС и социально-значимых происшествий уменьшилось на 36%.
Действия органов управления, сил и средств были своевременными и грамотными. Аварийные ситуации устранялись в установленные регламентом сроки.
Всего с начала года спасено 1248 человек.
В лучшую сторону по вопросам реагирования отмечается работа территориальных органов федеральных органов власти: Главного управления МВД России по Новосибирской области, Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области.
Территория Новосибирской области характеризуется многообразием рисков возникновения ЧС, но наиболее высоки в текущем году прогнозировались риски возникновения природных пожаров и подтоплений, на предупреждении которых и делался основной акцент.
В этом году по природным пожарам удалось достичь снижения количества в сравнении с прошлым годом на 21% (2016г. – 153 пожара, АППГ – 193 пожара), по площади покрытой лесом на14 % (2016 г. – 835га, АППГ – 973 га).
Необходимо отметить, что все очаги лесных пожаров были ликвидированы в первые сутки их возникновения, эффективность тушения составила 100 %. Переходов лесных пожаров на населенные пункты не допущено.
В период ухудшения лесопожарной обстановки на территории области своевременно вводился особый противопожарный режим, в круглосуточном режиме функционировал межведомственный оперативный штаб. Заседания КЧС проводились дважды в сутки с заслушиванием Глав районов.
Снижения количества и площадей природных пожаров по сравнению с 2015 годом удалось достичь благодаря проведению на территории области активной профилактической работы с населением, обнаружению и тушению возгораний растительности на ранней стадии с привлечением патрульных, патрульно-маневренных и маневренных групп (675 групп общей численностью 4513чел. и 1259 ед. техники), работе патрульно-контрольных групп в лесах (103 групп общей численностью 515 чел. и 103 ед. техники), использованию систем космического мониторинга.
По итогам лесопожарного периода патрульными, патрульно-маневренными и маневренными группами потушено более 1800 возгорания растительности.
К административной ответственности привлечено около 1000 человек (в том числе 76 должностных лиц, 30 юридических лиц). Наложено штрафов на сумму более 1200000 рублей).
С целью недопущения подтоплений жилых домов и других объектов основываясь на предварительном прогнозе, был спланирован и проведен весь комплекс предупредительных мероприятий, что позволило предотвратить выход малых рек на обширную пойму и не допустить чрезвычайных ситуаций и происшествий.
Наиболее сложным было прохождение пика 2-й волны паводка, обусловленной таянием снега в горах Алтая. Создавалась угроза подтопления до 1500 дачных участков на реке Обь ниже плотины ГЭС. Благодаря своевременным и грамотным управленческим решениям, принятым межведомственной противопаводковой комиссией совместно с КЧС области, удалось предотвратить массовое подтопление. Кратковременно подтоплено всего 119 дачных участков, расположенных в пойменной части реки в черте г.Новосибирска.
На сегодняшний день в области организована подготовка к прохождению паводкоопасного периода текущего года, как на областном, так и на уровне муниципальных образований. На март месяц спланирована работа межведомственной комиссии по проверке готовности области к прохождению паводка. С учётом объемов выпавшего снега ожидаем, что паводок в этом году будет не простым. По этому все мероприятия подготовительного периода нацелены прежде всего на минимизацию рисков и обеспечение готовности всей территориальной подсистемы РСЧС к реагированию.
Уважаемые коллеги
В целях совершенствования защиты населения от угроз, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций или аварий в соответствии с поручениями Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Губернатором области определены и реализуются основные приоритетные направления деятельности, в 2017 году спланировано завершение по их реализации.
Значительную роль в системе антикризисного управления занимают ЕДДС муниципальных образований, как органы повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне. Мы активно продолжаем работу по их приведению в соответствие требованиям.
На сегодняшний день в области создано и соответствует предъявляемым требованиям все ЕДДС (35).
За отчетный период:
-штатная численность ЕДДС была увеличена на 153 человека.
-во всех ЕДДС были введены штатные должности «Старший оперативный дежурный ЕДДС и «Оператор-112». Переназначен 151 человек и вновь принято 142 человека.
- заработная плата персонала ЕДДС была увеличена, в 26-ти муниципалитетах (78 %).
-проведены мероприятия по реконструкции (ремонту) помещений диспетчерских (главных) залов ЕДДС, в 12 ЕДДС (36%)
Проводится работа по обеспечению и комплектованию ЕДДС необходимыми средствами связи и оповещения, для организации качественного несения дежурства и выполнения задач по предназначению.
С ноября 2016 года в области проводятся мероприятия по вводу в промышленную эксплуатацию Системы 112, проводится поэтапное включение операторов связи в работу, при этом прием вызовов организуется непосредственно во всех ЕДДС муниципальных образований. Планируем до марта запустить Систему в полном объеме.
Говоря о вопросах антикризисного управления, профилактической работе невозможно не сказать о работе создаваемого на территории области института старост населенных пунктов, все больше показывающих свою эффективность по реагированию на первоначальном этапе. Благодаря именно этой пока еще нештатной социально активной группе населения в большинстве случаев удается принять первичные действенные меры по ликвидации угрозы критических ситуаций, получить достоверные сведения с места развития происшествия и тем самым обеспечить оперативное и грамотное реагирование всех служб территориальной подсистемы.
Наиболее активная работа старост отмечается в вопросах профилактики природных и бытовых пожаров, подтоплений, обеспечения безопасности на водных объектах, именно они составляют основную действенную структуру всех профилактических групп.
В целях законодательной поддержки старост, наделения их соответствующим статусом в 2016 году в области принят закон, регламентирующий их работу. В 2017 году на базе областного учебно-методического центра ГОЧС спланировано их обучение по организации мероприятий предупредительного характера дистанционным методом.
Одним из набирающих актуальность аспектов является создание аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город».
Основной и наиболее важной целью проекта является мониторинг, направленный на предотвращение аварийных, чрезвычайных и иных нештатных ситуаций.
В перспективе АПК «Безопасный город» должен стать основным механизмом по управлению рисками.
В настоящее время в рамках различных государственных программ, реализуемых в области, выполнен значительный объем работ, которые направлены на обеспечение всесторонней безопасности и в свою очередь должны войти составными частями в проект «Безопасного города».
Вместе с тем не реализован основной принцип – это интеграция всех существующих систем безопасности в единое информационное пространство – единый центр оперативного реагирования.
Разработанный проект технического задания на проектирование и построение опытного участка аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории 7 муниципальных образований, которые определены в качестве первоочередных на территории Новосибирской области до сегодняшнего времени не согласован советом главных конструкторов, а это в свою очередь не позволяет перейти к практической реализации мероприятий.
Особое внимание в вопросах безопасности уделяется совершенствованию системы информирования и оповещения населения об угрозах возникновения или возникновения ЧС природного и техногенного характера
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» в декабре 2016 года в области завершено внедрение системы во всех 9 определенных зонах, при реализации мы не ограничились только задействованием локальных и местных систем оповещения, а направили основные усилия на мониторинговую составляющую и ее полное сопряжение со всеми имеющимися средствами оповещения. Это позволит на самом раннем этапе определить угрозу ЧС и гарантировано довести информацию до населения находящегося в этих зонах.
В следующем году на областном и муниципальных уровнях спланирована масштабная работа по обеспечению гарантированного оповещения населения в сельских населенных пунктах. По решению Губернатора области за счет средств областного бюджета планируется обеспечить оповещение во всех населенных пунктах подверженных угрозе подтопления и перехода лесных пожаров.
На 2017 год спланированы работы по продолжению реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО), в ходе которых будет проведена замена старого парка оборудования в 7 муниципальных районах, при этом предусмотрено и 100 % звуковое покрытие районных центров.
Говоря о системе оповещения отдельно необходимо отметить созданный сегмент общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения. В г. Новосибирске расположено 12 терминальных комплексов ОКСИОН и один мобильный комплекс, поставленный на дежурство в конце 2015 года. На терминалах ОКСИОН выводится как оперативная информация, так и профилактические материалы по тематике безопасности жизнедеятельности.
Наиболее высокую эффективность при работе в ЧС и происшествиях показал именно мобильный комплекс, особенно в местах отсутствия систем оповещения – в частности в садовых обществах и населенных пунктах при паводках и угрозе перехода пожаров, на участках автомобильных трасс при осложнении дорожной обстановки и многое другое. В 2017 году дополнительно к имеющемуся федеральному МКИОНу областью будет закуплен и поставлен в строй ещё 1 ед. МКИОН. Вопрос развития комплексного оповещения также находится у областного правительства в приоритете 2017 года.
С целью охвата максимального количества населения по вопросам подготовки в области ГО и ЧС, продолжается работа по внедрению современных методов подготовки населения с применением дистанционных образовательных технологий.
В современных экономических условиях возникла острая необходимость перехода от затратного и малоэффективного выездного метода обучения к обучению с использованием интернет-ресурсов, к внедрению новых образовательных технологий с применением дистанционных обучающих программ.
По данному вопросу в Новосибирской области с 2012 года работа по дистанционному обучению организована в учебно-методическом центре ГОЧС, а с 2014 года в УЦ ФПС МЧС России.
В 2017 году спланирован переход на качественно новый уровень подготовки - организация и внедрение дистанционного обучения широких масс населения, направленный на привитие самых необходимых знаний по действиям в критических ситуациях, повышение культуры безопасности населения.
Цель приводящая к результату - разработанные программы должны быть интересны, доступны и ориентированы на различные группы населения, например, на детей дошкольного возраста, школьников, людей пенсионного возраста, работающее и неработающее население.
В существующих условиях еще более актуальное значение приобретает оперативность, а самое главное профессионализм реагирования.
Сегодня общий процент прикрытия территории области подразделениями пожарной охраны составляет - 100%.
Вместе с тем, в пределах нормативного времени прибытия профессиональных подразделений ФПС и противопожарной службы Новосибирской области находятся только 47% территории (696 н.п.) (2 505 745 жителей); остальные защищают подразделения ДПО.
Совершенствование системы противопожарной защищенности в текущем году осуществлялось по двум основным направлением- развитие противопожарной службы области и совершенствование деятельности и поддержка добровольной пожарной охраны.
Так в 2016 году, было открыто 10 новых постов в районах области, полностью обеспеченных современной техникой и обученным персоналом.
Проводимые мероприятия позволили сократить прибытие первого пожарного расчета в удаленные населенные пункты области более чем на 25 мин.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2017 году планируется продолжение данной работы и организация 4-х подразделений пожарной охраны в Новосибирском, Баганском, Карасукском и Чулымском районах. С этой целью в течение 2016 года силами администраций реконструировано 4 здания под пожарное депо.
В рамках реализации федерального закона «О добровольной пожарной охране» в области проводится работа по развитию добровольной пожарной охраны и поддержки пожарных добровольцев.
Их помощь трудно переоценить: в среднем добровольцы выезжают в селе на каждый третий-пятый пожар. В 2016 году добровольцы приняли участие в тушении 430 пожаров и загораний. Самостоятельно спасли 15 человек.
В текущем году в рамках областного финансирования было осуществлено страхование 2 500 добровольцев, проводилась компенсация ГСМ за тушение пожаров.
От муниципальных образований и других организаций на поддержку добровольчества истрачено около 25 млн. рублей.
В бюджете следующего года предусмотрены меры господдержки на страхование и компенсацию за использованные ГСМ, а так же средства на стимулирование работы добровольных пожарных.
В рамках новых подходов и тенденций развития добровольчества в текущем году на территории области завершается первый этап работ по созданию и становлению Корпуса сил добровольной пожарной охраны.
Для реализации 2-го этапа развития Корпуса сил ДПО совместно с муниципальными образованиями области определено 30 населенных пунктов, где в 2017 году планируется создание пожарно-спасательных постов ФПС Корпуса сил. На муниципальном уровне спланированы финансовые средства на 2017 год для ремонта помещений и пожарной техники, идёт подбор кандидатов из числа добровольцев для укомплектования будущих постов.
Важным фактором устойчивого социально-экономического развития нашего региона является обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизации количества пожаров и их последствий.
На сегодняшний день количество пожаров уменьшилось на 78 случаев (2895 / 2973), количество погибших на пожарах уменьшилось на 22 человека
Вместе с этим, начало текущего года было обусловлено значительным увеличением количества пожаров с гибелью социально-незащищенной категории граждан (пенсионеры, инвалиды, дети). Наибольший риск таких пожаров отмечался в сельских населенных пунктах, а основными причинами их возникновения послужил человеческий фактор – неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации печного отопления и электроприборов.
В рамках реализации приоритетного направления по обеспечению противопожарной защиты объектов и мест проживания малообеспеченных, социально-неадаптированных и маломобильных групп населения, на территории Новосибирской области взяты на учет 11527 мест проживания данной категории граждан.
С марта 2016 года в области проводится акция «Будильник спасения – при пожаре он проснётся первым». На сегодня, АДПИ установлены в 5988 домах, из них 204 с момента реализации приоритетных направлений.
Министерством социального развития области совместно Главным управлением проводиться работа по перераспределению денежных средств на оказание адресной социальной помощи социально-неадаптированным группам населения. В 2017 году планируется выделить 3 млн. 615 тыс. рублей на оснащение автономными дымовыми пожарными извещателями с GSM-модулями 949 мест проживания семей, находящихся в социально опасном положении и имеющих несовершеннолетних детей.
Наряду с финансированием из областного бюджета, проводится работа с органами местного самоуправления по изысканию дополнительных источников финансирования на указанные цели за счет местных бюджетов.
Особая роль отведена оборудованию объектов системами пожарного мониторинга.
На сегодняшний день системами мониторинга оборудовано 2938 объектов, или 90,3% от подлежащих подключению. Вопрос находится на постоянном контроле у регионального правительства и местного самоуправления считать.
Как результат, в текущем году органами местного самоуправления достигнуты наилучшие результаты по реализации Постановления Губернатора Новосибирской области от 4 августа 2008 года №303 в части обучения граждан мерам пожарной безопасности. Средний процент проинструктированного населения по районам области составил порядка 150%. Вместе с тем, по 5 городским округам этот показатель меньше и составляет 84%.
Кратко остановлюсь на вопросах обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Отмечаю достаточно стабильную работу по обеспечению условий безопасного отдыха населения на воде.
Все службы отработали на достаточном уровне.
При этом отмечаю, что по прежнему основными причинами гибели населения при отдыхе на воде остаётся нарушение требований безопасности, а также купание в необорудованных местах.
Хочется отдельно отметить, что в специально оборудованных местах, гибели людей в 2016 году допущено не было.
В этом, безусловно, имеется заслуга органов местного самоуправления, органов внутренних дел, Росрыболовства, аварийно-спасательных формирований и ГИМС.
Существенное влияние на состояние безопасности людей на водных объектах в 2016 году оказало проведение профилактических акций «Вода - безопасная территория», «Безопасный лед» с широчайшим привлечением населения к проблематике безопасного отдыха на воде. В рамках акции было создано 383 патрульных группы, привлекалось общей численностью более тысячи человек и порядка шестисот ед. техники. Охвачены профилактической работой были практически все места массового отдыха на воде, детские оздоровительные учреждения, выставлено более 70 временных спасательных постов.
Как результат можно отметить, что на период проведения акции, гибели на водных объектах допущено не было, а по итогам купального сезона удалось существенно снизить данный показатель и добиться уменьшения гибели людей на 39,5 % (45 человек).
И в завершении доклада о состоянии гражданской обороны. В уходящем году на территории области проводились мероприятия для поддержания ГО области в состоянии готовности к действиям. Всего в течение года проведено 9 двухстепенных командно-штабных учений с городскими округами и муниципальными районами, 2 специальных учения по гражданской обороне со службами ГО под общим руководством Губернатора Новосибирской области, 4 командно-штабных учения с районами под руководством глав районов.
В ходе всех учений отрабатывались вопросы перевода гражданской обороны с мирного на военное время, проведения эвакуационных мероприятий, а также практические мероприятия по развертыванию объектов гражданской обороны, предназначенных для обеспечения действий нештатных формирований ГО в ходе ведения гражданской обороны.
Большой объем мероприятий по вопросам ГО был выполнен в ходе Всероссийской штабной тренировки по ГО и в ходе месячника ГО.
Весь комплекс проводимых мероприятий обеспечивает готовность системы ГО области к действиям по предназначению.
В 2017 году, в год 85-летия ГО страны в МЧС России объявлен «Годом гражданской обороны». В Новосибирской области спланированы мероприятия, приуроченные к юбилею, с учетом максимального охвата и практической отработки всех задач гражданской обороны.
С учетом вышеизложенного, основные усилия территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2017 году будут направлены на:
1. Подготовку к прохождению паводкоопасного периода и пожароопасного сезона 2017 года;
2. Организацию контроля за завершением зимнего отопительного сезона 2016-2017 года и подготовкой к 2017-2018 зимнему отопительному сезону;
3. Реализации основных приоритетных направлений деятельности РСЧС;
4. Перенос основного акцента оперативного реагирования на муниципальный уровень, максимально используя все имеющиеся на территории муниципалитета силы и средства в первые часы событий, ликвидируя чрезвычайную ситуацию на начальном этапе ее развития, позволяя тем самым своевременно произвести наращивание сил и средств и свести к минимуму возможные ее последствия.
5. Повышении эффективности организации деятельности органов повседневного управления всех уровней, включая единые дежурно-диспетчерские службы, ведомственные диспетчерские пункты и дежурные смены, оптимизации схем обмена информацией о происшествиях, упрощения вопросов согласования выделения сил и средств и применения имеющейся группировки.
Уважаемые коллеги!
Хочу выразить признательность руководству МЧС России, руководителям функциональных подсистем РСЧС за совместную плодотворную работу по защите населения и территории от ЧС и происшествий.
Уверен, что все задачи, поставленные перед нами Президентом России, Правительством Российской Федерации, те проблемные вопросы, которые каждый день диктует нам сама жизнь, будут решены, а безопасность и защита населения области обеспечена на должном уровне.
Благодарю за внимание!